Найти в Дзене
Infinita Book

Антонио Канова: вне конкуренции + 12 работ

Автопортрет, 1790 г., Галерея Уффици, Флоренция
Автопортрет, 1790 г., Галерея Уффици, Флоренция

Жизнь Антонио Кановы (1757-1822) — это поразительный пример достижения успеха. Рано став признанным мастером среди скульпторов, он полностью посвятил себя искусству и имел влиятельных покровителей по всей Европе. Родившийся в семье каменотёсов в Поссаньо, который тогда был частью Венецианской республики, Канова рано остался сиротой и воспитывался дедом, у которого и начал обучаться художественному ремеслу.

"Орфей", 1777 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Орфей", 1777 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Проявив выдающиеся способности к скульптуре, юный Канова был отправлен на учёбу к местным мастерам. Ещё не достигнув двадцати лет, он уже начал работать самостоятельно, а в двадцать два года открыл свою студию в Венеции.

Ранние работы Кановы, которыми восторженно восхищались в Венеции, были выполнены в духе барокко и рококо — декоративных стилей, проявлявшихся в различных формах. Однако путешествия в Рим и знакомство с частично раскопанными Помпеями изменили его взгляд на искусство, открыв перед ним величие античного наследия.

"Дедал и Икар", 1777-1779 гг., Городской музей Коррер, Венеция
"Дедал и Икар", 1777-1779 гг., Городской музей Коррер, Венеция

В 1781 году он обосновался в Риме и присоединился к сообществу художников и учёных, вдохновлённых идеями немецкого искусствоведа Иоганна Винкельмана. Эта группа отвергала излишнюю декоративность барокко, стремясь к более простому и сдержанному стилю, черпая вдохновение в образах благородных и идеализированных героев античности. Этот новый стиль получил название неоклассицизма. Канова с энтузиазмом принял эти идеи и вскоре стал одним из ведущих его представителей.

"Аполлон, коронующий сам себя", 1781-1782 гг., Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес
"Аполлон, коронующий сам себя", 1781-1782 гг., Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

Античная мифология и история Древней Греции и Рима были излюбленными темами неоклассических художников. Одной из первых значительных работ Кановы в Риме стала скульптура "Тесей и Минотавр". По совету шотландского художника Гэвина Гамильтона, римского сторонника неоклассицизма, Канова изобразил Тесея не в момент битвы с чудовищем, а уже после победы, в состоянии покоя.

"Тесей и Минотавр", 1781-1783 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон
"Тесей и Минотавр", 1781-1783 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон

Скульптура вызвала настоящий фурор: сначала зрители принимали её за копию античного произведения, и были поражены, узнав, что это творение современного молодого мастера. Успех работы открыл перед Кановой двери к крупным заказам от папского двора — создание монументов для гробниц пап Климента XIII и Климента XIV, что принесло ему международную известность.

Надгробие папы Климента XIII, 1783-1792 гг., Собор Святого Петра, Ватикан
Надгробие папы Климента XIII, 1783-1792 гг., Собор Святого Петра, Ватикан

После этого Канова не испытывал недостатка в покровителях и заказах, а его харизма делала его желанным гостем в самых разных местах. Однако большую часть своего времени он продолжал посвящать искусству. Надгробные скульптуры заняли важное место в его творчестве на долгие годы. Неоклассические гробницы отражали новое восприятие смерти: вместо изображений скелетов и чудовищ на передний план вышли идеализированные образы усопших, а ужасы смерти сменились символами скорби и утраты.

Одним из лучших примеров такой работы является гробница эрцгерцогини Марии Кристины в Вене. Архитектурная строгость и геометрия фасада создают нужное настроение, а скорбящие фигуры разного возраста и состояния следуют по извилистому пути, уходящему в темноту гробницы.

Надгробие эрцгерцогини Марии Кристины Августы, 1798-1805 гг., Церковь Августинцев, Вена
Надгробие эрцгерцогини Марии Кристины Августы, 1798-1805 гг., Церковь Августинцев, Вена

Канова, как чрезвычайно продуктивный скульптор, часто нанимал помощников для выполнения технических задач, таких как первичная обработка камня, чтобы придать ему форму, отдалённо напоминающую будущее произведение. Однако он неизменно сам завершал работу, нанося последние штрихи, которые придавали скульптурам его уникальный характер.

Он уделял особое внимание деталям и каждый раз демонстрировал поразительное мастерство в изображении текстуры и мягкости человеческой кожи. Следуя примеру древних греков и римлян, неоклассики уделяли особое внимание изображению обнажённого тела, и многие из известных работ Кановы — это скульптуры обнажённых фигур, таких как "Аполлон, коронующий сам себя" и две версии "Трёх граций".

"Aмур и Психея (Поцелуй Амура)", 1788-1793 гг., Лувр, Париж
"Aмур и Психея (Поцелуй Амура)", 1788-1793 гг., Лувр, Париж

Одной из работ Кановы, точно отвечавшей вкусам современников, стала скульптура "Амур и Психея" (1797 г.). Это великолепное произведение задумывалось как динамическое зрелище: его размещали на вращающемся постаменте под ярким освещением, чтобы каждая деталь скульптуры была видна и становилась частью впечатляющего зрелища.

"Амур и Психея", 1797 г., Лувр, Париж
"Амур и Психея", 1797 г., Лувр, Париж

Период творчества Кановы совпал с эпохой правления Наполеона, и значительная часть его портретных работ представляла собой бюсты и статуи, созданные для самого Бонапарта и его семьи. Полуобнажённая статуя сестры Наполеона, принцессы Полины Боргезе, стала настоящим шедевром и привлекала восхищённые взгляды публики, а вот судьба массивной статуи самого Наполеона, заказанной в 1802 году, оказалась менее однозначной.

Наполеон изначально хотел, чтобы скульптура изображала его в мундире, но Канова настаивал, что настоящий героизм и величие императора можно выразить только через обнажённое тело. Статуя "Наполеон в образе Марса-Миротворца" была доставлена с многочисленными задержками и дошла до императора лишь в 1811 году. Однако уже в зрелом возрасте Наполеону работа не понравилась. Она оставалась скрытой от глаз публики до тех пор, пока после его падения не оказалась в коллекции его давнего соперника, герцога Веллингтона.

Скульптура Наполеона в облике Марса-миротворца, 1803-1806 гг., Эпсли-Хаус, Лондон
Скульптура Наполеона в облике Марса-миротворца, 1803-1806 гг., Эпсли-Хаус, Лондон

Канова достиг такой славы, что монархи предлагали ему переехать к ним; например, Наполеон настаивал, чтобы скульптор обосновался в Париже, "столице Европы". Однако Канова остался верен Риму и выезжал за границу только для контроля за установкой своих работ. Самым значительным отъездом из его спокойной жизни стала поездка в Париж по поручению папы. В городе, оккупированном союзными войсками после поражения Наполеона, Канова занимался поиском и возвращением произведений искусства, которые французские войска вывезли из Ватикана.

Задача оказалась нелегкой, так как изъятие произведений искусства было узаконено договором между папой и Францией. Тем не менее, Канова получил полномочия заключать соглашения от имени папы, что свидетельствовало о высоком доверии к нему. Он продемонстрировал выдающиеся дипломатические способности, и большая часть утраченных шедевров была возвращена из Лувра, несмотря на протесты парижан, которые угрожали его безопасности.

После этого Канова отправился в Англию, где его тепло приняла британская аристократия, многие представители которой позже стали его заказчиками.

"Венера Победительница", 1805-1808 гг., Галерея Боргезе, Рим
"Венера Победительница", 1805-1808 гг., Галерея Боргезе, Рим

По возвращении в Рим Канова был удостоен дворянского титула от самого папы, что лишь подтвердило его статус в мире искусства. Вскоре к нему поступили заказы из-за океана, подчёркивающие его международную известность.

Американский государственный деятель Томас Джефферсон, выбирая скульптора для создания статуи Джорджа Вашингтона для здания Конгресса в Северной Каролине, отклонил всех американских кандидатов и настаивал на том, что только Канова сможет выполнить этот заказ. Статуя была успешно изготовлена и отправлена в Америку, где её установили в 1821 году; к сожалению, спустя десять лет она была уничтожена в результате пожара.

"Три грации", 1814-1817 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Три грации", 1814-1817 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург

В последние годы своей жизни Канова часто наведывался в родной Поссаньо. Он разработал проект великолепного собора в неоклассическом стиле, вдохновлённый архитектурой римского Пантеона.

Скульптор скончался в 1822 году и был похоронен в созданном им соборе. В настоящее время в Поссаньо также функционирует музей, посвящённый его творчеству.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: