Пьеро делла Франческа (ок. 1415-1492) — выдающийся мастер XV века, чей вклад в искусство Возрождения поистине уникален. Помимо того, что он был непревзойденным художником, Пьеро отличался глубокими знаниями математики, особенно геометрии и пропорций, которые стали основой гармонии и изящества его произведений. Несмотря на его гениальность, детали его биографии окутаны тайной, а творчество на долгие годы оказалось в тени.
После смерти Пьеро интерес к его работам заметно угас, отчасти потому, что он редко создавал свои шедевры в крупных художественных центрах Италии. Его монументальные произведения располагались преимущественно в провинциальных городах, вдали от культурных эпицентров, что способствовало забвению. Пьеро на протяжении столетий помнили скорее как математика, нежели художника. Лишь в конце XIX века его живописный гений был вновь признан, и сегодня он по праву считается одним из величайших мастеров эпохи Возрождения.
Пьеро делла Франческа родился в небольшом городке Борго-Сансеполькро (ныне известном как Сансеполькро), расположенном примерно в 110 километрах к югу от Флоренции. Его дата рождения точно не установлена, но предполагается, что это произошло в период между 1412 и 1420 годами. Пьеро был, вероятно, старшим из шести детей в семье ремесленников. Его отец, Бенедетто стремился улучшить социальный статус семьи, расширяя семейное дело за счет сбора налогов.
Судя по всему, юный Пьеро несколько лет учился в местной школе, где получил базовое образование, включая знание латыни. Однако его математические и геометрические познания остаются загадкой. По словам Вазари в "Жизнеописаниях" (1568), в молодости Пьеро "считал себя математиком", возможно, занимаясь расчётами для коммерческих нужд. Одной из вероятных версий является то, что познакомить Пьеро с трудами Евклида мог Николо Тиньози, врач, работавший в Сансеполькро в 1430-х годах. Именно эта ранняя математическая подготовка заложила основу для его будущего творчества, где геометрия стала важнейшим элементом художественного выражения.
Пьеро делла Франческа определился с выбором пути художника уже в юности. В 1430-х годах он стал учеником Антонио ди Ангиари, местного мастера, специализировавшегося на создании религиозных изображений для церквей. Помимо художественной деятельности, Пьеро зарабатывал на жизнь ремеслом, например, создавая знамёна. Его талант и трудолюбие не остались незамеченными: вскоре он получил заказ от городских властей. Ему поручили изготовление гербов папы Евгения IV, чьи войска в то время контролировали город, для украшения городских стен и башен.
Несмотря на пробелы в хронологии его раннего творчества, принято считать, что к концу 1430-х годов Пьеро начал работать над более сложными и значительными проектами. На этом этапе он, вероятно, жил во Флоренции, где сотрудничал с Доменико Венециано над созданием серии фресок. Именно здесь он познакомился с произведениями ключевых мастеров раннего Возрождения, таких как Фра Беато Анджелико, Филиппо Брунеллески и Мазаччо. Особенно сильное влияние на Пьеро оказал Мазаччо, чья скульптурность форм и строгая приверженность законам математической перспективы нашли отражение в творческом подходе Пьеро делла Франчески.
Пьеро делла Франческа обладал редким сочетанием выдающегося интеллекта и утончённой визуальной чувствительности. Хотя он не получил полного формального образования, его талант и любознательность позволили создать три математических труда: "О живописной перспективе", "О пяти правильных телах" и "Трактат об абаке". В этих работах Пьеро исследовал сложную геометрию, разработанную Евклидом.
Существует мнение, что математические пропорции в его произведениях отражают божественное совершенство. Однако в его трактатах практически нет упоминаний о метафизике или философских интерпретациях. Скорее, можно предположить, что Пьеро воспринимал окружающий мир как гармонию чисел и геометрических форм, отражая свою уникальную способность видеть порядок и красоту через научное мышление.
Несмотря на частые отлучки из родного города, Пьеро делла Франческа сохранял крепкую связь с Сансеполькро. Он не только выполнял заказы для местных храмов и учреждений, но и активно участвовал в жизни города, занимая должность в городском совете. В последние годы жизни художник поддерживал свою семью, помогая братьям, сестрам и их детям. Родной город не раз находил отражение в его творчестве: он появляется на заднем плане некоторых произведений, включая знаменитое "Крещение Христа".
Эта работа считается одним из первых значительных шедевров мастера. В "Крещении Христа" уже прослеживаются ключевые черты стиля Пьеро — гармоничная композиция, монументальность образов и их безмятежная отрешённость. Однако ранние произведения художника отличаются от поздних техникой исполнения. В начале своей карьеры Пьеро писал темперой на деревянных панелях, используя традиционный зелёный подслой для изображения человеческой кожи. Этот приём он оставил около 1450 года, постепенно совершенствуя свою технику.
В 1445 году Пьеро получил заказ на создание полиптиха — сложного многопанельного алтарного изображения — для Братства Милосердия (Компаньи делла Мизерикордиа) в Сансеполькро. Хотя контракт предусматривал завершение работы за три года, художник, известный своей тщательностью, закончил её около в 1470 года. Причиной задержки стали многочисленные заказы, которые он выполнял за пределами родного города. Считается, что в этот период он работал в Ферраре при дворе Лионелло д’Эсте, а также в Риме, Римини и Урбино, где создавал произведения для таких меценатов, как Сиджизмондо Малатеста и Федериго да Монтефельтро.
Именно при дворах этих покровителей Пьеро познакомился с техниками фламандской масляной живописи. Этот стиль оказал значительное влияние на его творчество. В дальнейшем Пьеро стал использовать масляные краски, иногда комбинируя их с темперой, что добавляло его работам глубины и блеска, усиливая их выразительность.
В 1450-х годах Пьеро делла Франческа провёл значительное время в Ареццо, недалеко от Сансеполькро, где на протяжении восьми лет работал над монументальным циклом фресок в церкви Сан-Франческо. Этот цикл, рассказывающий историю Креста Господня, стал одним из величайших произведений эпохи Возрождения, продемонстрировав уникальную способность Пьеро к созданию сложных повествовательных композиций.
Фрески в Ареццо стали воплощением новаторского подхода художника, который адаптировал традиционные техники под свою скрупулёзную и медлительную манеру работы. В отличие от обычной практики, где штукатурка наносилась на такой участок, который можно расписать за один день, Пьеро использовал влажные ткани, чтобы поддерживать покрытие в рабочем состоянии гораздо дольше.
Кроме того, он был одним из первых мастеров, применявших картоны для переноса изображений на стену. Художник создавал полноразмерные эскизы на кальке, прокалывал контуры иглой и использовал угольный порошок, чтобы переносить рисунок на свежую штукатурку. Эта методика позволяла Пьеро с точностью воспроизводить задуманный им композиционный замысел и детализированную проработку каждой сцены.
Небольшой город Урбино, расположенный на живописном склоне горы, стал домом и опорой для Пьеро делла Франческа благодаря его покровителю, Федериго да Монтефельтро. Федериго, известный как талантливый военачальник, вошёл в историю также как выдающийся меценат. Он не только активно поддерживал искусство, но и уделял огромное внимание образованию, создавая атмосферу, благоприятную для творчества и науки.
Будучи главой одного из влиятельнейших светских дворов XV века, Федериго сделал Урбино притягательным центром для художников, мыслителей и учёных. Библиотека герцогского дворца, считавшаяся лучшей в Италии, олицетворяла интеллектуальный размах и культурное богатство Урбино. В такой среде Пьеро делла Франческа находил вдохновение для своих великих произведений.
В Урбино Пьеро делла Франческа создал свои самые известные шедевры. Среди них загадочная картина "Бичевание Христа", двойной портрет Баттисты Сфорцы и Федериго да Монтефельтро, а также "Алтарь Монтефельтро", где мастерство перспективы позволяет добиться впечатляющей иллюзии объёма.
Интеллектуальная атмосфера Урбино и богатства герцогской библиотеки, созданной Федериго, предоставили Пьеро возможность глубже исследовать математические идеи, которые он воплощал в своих трактатах. Со второй половины 1470-х годов художник всё больше времени уделял этим трудам, вероятно, из-за ухудшающегося зрения. Примерно в это время был написан последний крупный шедевр художника — "Рождество".
Последний математический труд Пьеро, "О пяти правильных телах", был посвящён сыну Федериго, Гвидобальдо да Монтефельтро, который стал герцогом Урбино в 1482 году. В предисловии Пьеро с теплотой обращается к молодому правителю, преподнося ему "эту скромную работу с последними размышлениями старика" и подчёркивая важность активности ума: "Чтобы разум не увял в бездействии".
Последние шесть лет своей жизни Пьеро провёл в родном Сансеполькро, где и скончался в октябре 1492 года. Его произведения оставались забытыми на протяжении веков, пока в XIX веке их значимость не была вновь открыта. В XX веке Пьеро делла Франческа получил заслуженное признание как один из величайших мастеров Возрождения.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: