Найти в Дзене
Infinita Book

Пьеро делла Франческа: искусство и математика + 10 работ

"Воскресение Христа", ок. 1460 г., Пинакотека Комунале, Сансеполькро. Считается, что второй слева солдат (в коричневом одеянии) — автопортрет художника
"Воскресение Христа", ок. 1460 г., Пинакотека Комунале, Сансеполькро. Считается, что второй слева солдат (в коричневом одеянии) — автопортрет художника

Пьеро делла Франческа (ок. 1415-1492) — выдающийся мастер XV века, чей вклад в искусство Возрождения поистине уникален. Помимо того, что он был непревзойденным художником, Пьеро отличался глубокими знаниями математики, особенно геометрии и пропорций, которые стали основой гармонии и изящества его произведений. Несмотря на его гениальность, детали его биографии окутаны тайной, а творчество на долгие годы оказалось в тени.

После смерти Пьеро интерес к его работам заметно угас, отчасти потому, что он редко создавал свои шедевры в крупных художественных центрах Италии. Его монументальные произведения располагались преимущественно в провинциальных городах, вдали от культурных эпицентров, что способствовало забвению. Пьеро на протяжении столетий помнили скорее как математика, нежели художника. Лишь в конце XIX века его живописный гений был вновь признан, и сегодня он по праву считается одним из величайших мастеров эпохи Возрождения.

"Крещение Христа", ок. 1448-1450 гг., Лондонская национальная галерея
"Крещение Христа", ок. 1448-1450 гг., Лондонская национальная галерея

Пьеро делла Франческа родился в небольшом городке Борго-Сансеполькро (ныне известном как Сансеполькро), расположенном примерно в 110 километрах к югу от Флоренции. Его дата рождения точно не установлена, но предполагается, что это произошло в период между 1412 и 1420 годами. Пьеро был, вероятно, старшим из шести детей в семье ремесленников. Его отец, Бенедетто стремился улучшить социальный статус семьи, расширяя семейное дело за счет сбора налогов.

Судя по всему, юный Пьеро несколько лет учился в местной школе, где получил базовое образование, включая знание латыни. Однако его математические и геометрические познания остаются загадкой. По словам Вазари в "Жизнеописаниях" (1568), в молодости Пьеро "считал себя математиком", возможно, занимаясь расчётами для коммерческих нужд. Одной из вероятных версий является то, что познакомить Пьеро с трудами Евклида мог Николо Тиньози, врач, работавший в Сансеполькро в 1430-х годах. Именно эта ранняя математическая подготовка заложила основу для его будущего творчества, где геометрия стала важнейшим элементом художественного выражения.

"Бичевание Христа", ок. 1455-1460 гг., Национальная галерея Марке, Урбино
"Бичевание Христа", ок. 1455-1460 гг., Национальная галерея Марке, Урбино

Пьеро делла Франческа определился с выбором пути художника уже в юности. В 1430-х годах он стал учеником Антонио ди Ангиари, местного мастера, специализировавшегося на создании религиозных изображений для церквей. Помимо художественной деятельности, Пьеро зарабатывал на жизнь ремеслом, например, создавая знамёна. Его талант и трудолюбие не остались незамеченными: вскоре он получил заказ от городских властей. Ему поручили изготовление гербов папы Евгения IV, чьи войска в то время контролировали город, для украшения городских стен и башен.

Несмотря на пробелы в хронологии его раннего творчества, принято считать, что к концу 1430-х годов Пьеро начал работать над более сложными и значительными проектами. На этом этапе он, вероятно, жил во Флоренции, где сотрудничал с Доменико Венециано над созданием серии фресок. Именно здесь он познакомился с произведениями ключевых мастеров раннего Возрождения, таких как Фра Беато Анджелико, Филиппо Брунеллески и Мазаччо. Особенно сильное влияние на Пьеро оказал Мазаччо, чья скульптурность форм и строгая приверженность законам математической перспективы нашли отражение в творческом подходе Пьеро делла Франчески.

"Визит царицы Савской к царю Соломону", ок. 1452-1466 гг., Базилика Сан-Франческо, Ареццо
"Визит царицы Савской к царю Соломону", ок. 1452-1466 гг., Базилика Сан-Франческо, Ареццо

Пьеро делла Франческа обладал редким сочетанием выдающегося интеллекта и утончённой визуальной чувствительности. Хотя он не получил полного формального образования, его талант и любознательность позволили создать три математических труда: "О живописной перспективе", "О пяти правильных телах" и "Трактат об абаке". В этих работах Пьеро исследовал сложную геометрию, разработанную Евклидом.

Существует мнение, что математические пропорции в его произведениях отражают божественное совершенство. Однако в его трактатах практически нет упоминаний о метафизике или философских интерпретациях. Скорее, можно предположить, что Пьеро воспринимал окружающий мир как гармонию чисел и геометрических форм, отражая свою уникальную способность видеть порядок и красоту через научное мышление.

Фрагмент фрески "Смерть Адама", ок. 1466 г., Базилика Сан-Франческо, Ареццо
Фрагмент фрески "Смерть Адама", ок. 1466 г., Базилика Сан-Франческо, Ареццо

Несмотря на частые отлучки из родного города, Пьеро делла Франческа сохранял крепкую связь с Сансеполькро. Он не только выполнял заказы для местных храмов и учреждений, но и активно участвовал в жизни города, занимая должность в городском совете. В последние годы жизни художник поддерживал свою семью, помогая братьям, сестрам и их детям. Родной город не раз находил отражение в его творчестве: он появляется на заднем плане некоторых произведений, включая знаменитое "Крещение Христа".

Эта работа считается одним из первых значительных шедевров мастера. В "Крещении Христа" уже прослеживаются ключевые черты стиля Пьеро — гармоничная композиция, монументальность образов и их безмятежная отрешённость. Однако ранние произведения художника отличаются от поздних техникой исполнения. В начале своей карьеры Пьеро писал темперой на деревянных панелях, используя традиционный зелёный подслой для изображения человеческой кожи. Этот приём он оставил около 1450 года, постепенно совершенствуя свою технику.

"Архангел Михаил", ок. 1469 г., Лондонская национальная галерея
"Архангел Михаил", ок. 1469 г., Лондонская национальная галерея

В 1445 году Пьеро получил заказ на создание полиптиха — сложного многопанельного алтарного изображения — для Братства Милосердия (Компаньи делла Мизерикордиа) в Сансеполькро. Хотя контракт предусматривал завершение работы за три года, художник, известный своей тщательностью, закончил её около в 1470 года. Причиной задержки стали многочисленные заказы, которые он выполнял за пределами родного города. Считается, что в этот период он работал в Ферраре при дворе Лионелло д’Эсте, а также в Риме, Римини и Урбино, где создавал произведения для таких меценатов, как Сиджизмондо Малатеста и Федериго да Монтефельтро.

Именно при дворах этих покровителей Пьеро познакомился с техниками фламандской масляной живописи. Этот стиль оказал значительное влияние на его творчество. В дальнейшем Пьеро стал использовать масляные краски, иногда комбинируя их с темперой, что добавляло его работам глубины и блеска, усиливая их выразительность.

"Полиптих Святого Антония", ок. 1470 г., Национальная Галерея Умбрии, Перуджа
"Полиптих Святого Антония", ок. 1470 г., Национальная Галерея Умбрии, Перуджа

В 1450-х годах Пьеро делла Франческа провёл значительное время в Ареццо, недалеко от Сансеполькро, где на протяжении восьми лет работал над монументальным циклом фресок в церкви Сан-Франческо. Этот цикл, рассказывающий историю Креста Господня, стал одним из величайших произведений эпохи Возрождения, продемонстрировав уникальную способность Пьеро к созданию сложных повествовательных композиций.

Фрески в Ареццо стали воплощением новаторского подхода художника, который адаптировал традиционные техники под свою скрупулёзную и медлительную манеру работы. В отличие от обычной практики, где штукатурка наносилась на такой участок, который можно расписать за один день, Пьеро использовал влажные ткани, чтобы поддерживать покрытие в рабочем состоянии гораздо дольше.

Кроме того, он был одним из первых мастеров, применявших картоны для переноса изображений на стену. Художник создавал полноразмерные эскизы на кальке, прокалывал контуры иглой и использовал угольный порошок, чтобы переносить рисунок на свежую штукатурку. Эта методика позволяла Пьеро с точностью воспроизводить задуманный им композиционный замысел и детализированную проработку каждой сцены.

Небольшой город Урбино, расположенный на живописном склоне горы, стал домом и опорой для Пьеро делла Франческа благодаря его покровителю, Федериго да Монтефельтро. Федериго, известный как талантливый военачальник, вошёл в историю также как выдающийся меценат. Он не только активно поддерживал искусство, но и уделял огромное внимание образованию, создавая атмосферу, благоприятную для творчества и науки.

Будучи главой одного из влиятельнейших светских дворов XV века, Федериго сделал Урбино притягательным центром для художников, мыслителей и учёных. Библиотека герцогского дворца, считавшаяся лучшей в Италии, олицетворяла интеллектуальный размах и культурное богатство Урбино. В такой среде Пьеро делла Франческа находил вдохновение для своих великих произведений.

"Алтарь Монтефельтро", ок. 1472-1474 гг., Пинакотека Брера, Милан
"Алтарь Монтефельтро", ок. 1472-1474 гг., Пинакотека Брера, Милан

В Урбино Пьеро делла Франческа создал свои самые известные шедевры. Среди них загадочная картина "Бичевание Христа", двойной портрет Баттисты Сфорцы и Федериго да Монтефельтро, а также "Алтарь Монтефельтро", где мастерство перспективы позволяет добиться впечатляющей иллюзии объёма.

Интеллектуальная атмосфера Урбино и богатства герцогской библиотеки, созданной Федериго, предоставили Пьеро возможность глубже исследовать математические идеи, которые он воплощал в своих трактатах. Со второй половины 1470-х годов художник всё больше времени уделял этим трудам, вероятно, из-за ухудшающегося зрения. Примерно в это время был написан последний крупный шедевр художника — "Рождество".

"Рождество Христово", 1470-е гг., Лондонская национальная галерея
"Рождество Христово", 1470-е гг., Лондонская национальная галерея

Последний математический труд Пьеро, "О пяти правильных телах", был посвящён сыну Федериго, Гвидобальдо да Монтефельтро, который стал герцогом Урбино в 1482 году. В предисловии Пьеро с теплотой обращается к молодому правителю, преподнося ему "эту скромную работу с последними размышлениями старика" и подчёркивая важность активности ума: "Чтобы разум не увял в бездействии".

Последние шесть лет своей жизни Пьеро провёл в родном Сансеполькро, где и скончался в октябре 1492 года. Его произведения оставались забытыми на протяжении веков, пока в XIX веке их значимость не была вновь открыта. В XX веке Пьеро делла Франческа получил заслуженное признание как один из величайших мастеров Возрождения.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

Музеи
137 тыс интересуются