Галерея Академии (Gallerie dell'Accademia) — один из важнейших музеев Венеции, в котором хранится крупнейшее собрание венецианской живописи XIV—XVIII веков. Он расположен на южном берегу Гранд-канала, в районе Дорсодуро. Изначально здесь в 1750 году было основано учебное заведение — Венецианская академия изящных искусств (Accademia di Belle Arti di Venezia), целью которой было обучение художников.
В 1797 году после захвата Венеции наполеоновскими войсками в помещения академии начали свозить произведения искусства из закрытых церквей, монастырей и частных коллекций, и в 1817 году на этом месте открылась художественная галерея, посещение которой позволяет не только полюбоваться великими произведениями, но и глубже понять дух Венеции и её культурное наследие.
1. "Буря"
Композиция знаменитой загадочной картины Джорджоне "Буря (или "Гроза") сосредоточена на двух персонажах — молодом солдате и обнажённой женщине, кормящей младенца. Неясные взаимоотношения героев, драматический пейзаж с грозовым небом, рассечённым вспышкой молнии, всё это придаёт сцене ощущение таинственности.
Разные исследователи предлагали в совокупности более 20 интерпретаций сюжета картины: кто-то трактует картину как миф о рождении Диониса, другие считают, что изображён миф о Венере и Адонисе. Существуют версии, что сюжет связан с поэмой, например, "Фьезоланскими нимфами" Боккаччо или "Фиваидой" Стация.
2. "Пьета"
Картина Тициана была создана специально для часовни Христа в церкви Фрари в надежде, что взамен художнику разрешат быть там похороненным. Однако переговоры оказались безуспешными, и произведение вернулось в его мастерскую. Позднее оно оказалось в церкви Сант Анджело в Венеции, откуда впоследствии было передано в Галерею Академии.
Смысловая нагрузка полотна сосредоточена вокруг тем смерти, жертвенной природы евхаристии и воскресения. Символика картины многозначна: в мозаичном апсидальном своде изображён пеликан, который пронзает собственную грудь, кормя птенцов своей кровью — традиционный христианский образ самопожертвования Христа и последующего Воскресения. Две колонны с резными львиными головами поддерживают скульптуры: слева стоит Моисей, справа — Геллеспонтская Сивилла, чьи имена выгравированы на постаментах.
Центральная сцена разворачивается в архитектурном обрамлении, вдохновленном стилем Джулио Романо и Себастьяно Серлио. Дева Мария скорбит над безжизненным телом Христа, а Мария Магдалина драматическим жестом выражает своё отчаяние. Тициан, подобно Микеланджело, включил в композицию автопортрет — в образе пожилого мужчины, склонившегося перед Богоматерью. Этот персонаж традиционно ассоциируется с Никодимом или Иосифом Аримафейским.
В 1576 году, когда Венецию охватила чума, Тициан преобразовал картину в своеобразный обет против эпидемии. Однако сам художник скончался 27 августа того же года, не успев завершить работу. Доработку полотна доверили Якопо Пальме Младшему, о чем свидетельствует латинская надпись внизу: "То, что Тициан оставил незавершённым, Пальма благоговейно завершил и посвятил Богу". Вмешательство последнего ограничилось добавлением ангела с факелом, ретушированием отдельных деталей и внесением надписи, сохранив при этом изначальную мощь произведения великого мастера.
3. "Прибытие английских послов ко двору короля Бретани"
"История Святой Урсулы" кисти Витторе Карпаччо — одна из жемчужин венецианского Возрождения. Этот цикл состоит из девяти картин, созданных в 1490–1496 годах по заказу Скуолы Святой Урсулы — религиозного братства, посвящённого святой.
Картины повествуют о жизни святой Урсулы, легендарной принцессы, которая отправилась в паломничество в Рим вместе с 11 тысячами девственниц. На обратном пути они были убиты гуннами в Кёльне, после того как Урсула отказалась выйти замуж за их вождя.
На первой (по хронологии сюжета) картине цикла изображены английские послы, прибывшие ко двору правителя Бретани с предложением брака его дочери от сына английского короля. Сцена разворачивается в величественном дворце, отражая роскошь венецианской архитектуры.
4. "Чудо Святого Марка"
На картине изображено одно из посмертных чудес Святого Марка, покровителя Венеции, которое приписывается агиографическим источникам: Святой Марк освобождает раба от пыток. Здесь показан момент, когда раб, подвергавшийся мучениям лордом Прованса (изображён справа), с помощью святого избавляется от страданий. Раб, обвинённый в неповиновении своему хозяину и совершении паломничества в Венецию, был наказан за верность святому. Чудо Святого Марка разрушает орудия пыток, потрясая мучителя, палачей и окружающих.
Это произведение искусства укрепляет публичное утверждение Тинторетто в контексте Венеции и символизирует кульминацию его опыта и зрелости, в которой он раскрывает инновационный подход к живописи. Театральность композиции, монументальность сценического пространства и мастерская работа с массой персонажей создают впечатление драматического воздействия, которое связано с искусством венецианского театра, открывая новую эру для традиции повествовательных картин, заказанных религиозными учреждениями.
5. "Пир в доме Левия"
Паоло Веронезе создал это монументальное полотно для трапезной доминиканского монастыря святых Иоанна и Павла, заменив утраченный в пожаре шедевр Тициана на аналогичный сюжет. Это произведение стало последним в ряду его знаменитых "ужинов", написанных с середины XVI века, и продемонстрировало зрелое мастерство художника. В нём Веронезе виртуозно сочетает элементы театральной зрелищности с яркими сценами оживлённого веселья, вплетёнными в грандиозное архитектурное пространство.
Однако картина приобрела известность не только благодаря своему художественному совершенству, но и в связи со скандалом, связанным с вмешательством инквизиции. Святую канцелярию возмутили детали, которые, по её мнению, не соответствовали сакральному характеру сюжета. Среди вызывающих вопросы элементов были слуга с кровотечением из носа, карликовый шут с попугаем, а также вооружённые алебардисты, облачённые в немецкие доспехи. Художник, защищая свою творческую свободу, с наигранной невинностью утверждал, что имеет такое же право на воображение, как поэты или безумцы, и что персонажи, которых инквизиторы сочли неподобающими, были размещены за пределами пространства, непосредственно занятого Христом.
Тем не менее, ему было предписано в течение трёх месяцев исправить "ошибки" в уже завершённой картине. Однако вместо того чтобы удалять фигуры, Веронезе нашёл элегантное решение: он изменил смысл сцены, превратив её из Тайной вечери в "Пир в доме Левия". Тем самым он сослался на пятую главу Евангелия от Луки, где рассказывается о праздничной трапезе, устроенной мытарем Левием для Христа и его учеников.
6. "Похищение тела Святого Марка"
В легенде о мученичестве Святого Марка, изложенной Иаковом Ворагинским в "Золотой легенде", рассказывается о трагической гибели евангелиста. В пасхальный день, во время богослужения, язычники схватили Марка и, затянув верёвку вокруг его шеи, волоком протащили по улицам города. Измученного святого бросили в темницу, где ночью ему явился Христос, утешив и укрепив перед последними испытаниями.
Наутро пытки возобновились, и вскоре Марк испустил дух. Палачи намеревались предать его останки огню, но внезапно разразившаяся буря рассеяла толпу, а град обратил гонителей в бегство. Этим воспользовались христиане, сумевшие спасти тело мученика, чтобы предать его достойному погребению.
7. "Распятие и апофеоз десяти тысяч мучеников горы Арарат"
Сюжет этого алтаря, который в итальянском искусстве ранее не был представлен, рассказывает о десяти тысячах мучеников: девять тысяч римских солдат, посланных на борьбу с армянскими повстанцами, терпят поражение, но благодаря своему обращению в христианство, которое произошло после явления ангела на горе Арарат, изображённой на заднем плане, они одерживают победу.
Слух о чуде доходит до императора, который, вместе с шестью другими языческими правителями (на лошадях внизу справа) прибывает на место, чтобы подвергнуть новообращённых мучениям, аналогичным тем, что перенёс Христос. Благодаря вере к ним присоединилась ещё тысяча солдат, разделивших ту же судьбу.
8. "Представление Марии в храме"
В 1504 году для украшения Зала Альберго скуолы Санта-Мариа-делла-Карита (теперь принадлежит Галерее Академии) была задумана картина на сюжет введения Марии в храм. Вскоре художник Паскуалино Венето, который должен был выполнить заказ, умер, и работа возобновилась лишь спустя 30 лет усилиями Тициана. Он адаптировал произведение под интерьер Зала Альберго: кладка каменной лестницы обрамляет дверной проём, источник света в левой части картины находится рядом с единственным окном в помещении. Позднее возникла необходимость в ещё одном дверном проёме, и часть картины пришлось обрезать.
Исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, праведные Иоаким и Анна в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где, согласно преданию, первосвященник Захария ввёл её во Святая святых. Мария оставалась жила в храме до своего обручения с праведным Иосифом Обручником, что, по разным источникам, произошло в 12 или 14 лет.
9. "Битва при Лепанто"
Это произведение было создано мастерской Паоло Веронезе по его проекту сразу после битвы при Лепанто в 1571 году, которая ознаменовала победу Священной лиги над турецким флотом, с особым акцентом на ключевую роль венецианских судов. Полотно украшало Доминиканскую церковь Святого Петра Мученика в Мурано, откуда было перевезено в музей после наполеоновских разрушений.
На картине Венеция представлена как женская фигура в белом, стоящая перед Богородицей, сопровождаемая святыми Юстиной и Марком. Слева изображены святой Пётр и святой Рокко. Божественная милость, дарованная католическому флоту, выделяется через яркие лучи света, которые освещают победоносные корабли, в то время как тёмные, кажется, неумолимо пронизывают корабли врагов, создавая контраст между благодатью и наказанием.
10. "Процессия на площади Святого Марка"
Картина Джентиле Беллини посвящена чудесам, совершённым реликвией — Святым Крестом. Беллини написал её для венецианского братства святого Иоанна Евангелиста и запечатлел торжественную процессию в День Святого Марка, когда все братства города выносили свои реликвии.
Сюжет основан на событии 25 апреля 1444 года: во время шествия с реликвией торговец из Брешии Якопо де Салис упал на колени, моля об исцелении умирающего сына. Согласно преданию, чудо произошло на расстоянии — юноша выздоровел.
11. "Похищение Европы"
Эта картина является частью серии из четырёх полотен, посвящённых сюжетам из "Метаморфоз" Овидия и, вероятно, созданных для украшения дворца в Беллуно. В этой композиции Джованни Батиста Тьеполо обращается к мифу о прекрасной Европе — юной девушке, к которой воспылал страстью верховный бог Юпитер.
Чтобы приблизиться к ней, он принял облик белоснежного быка, похитил её и перенёс на остров Крит, где она впоследствии родила троих сыновей — Миноса, Радаманта и Сарпедона. Сцена разворачивается на фоне бескрайнего морского пейзажа. Европа, грациозно восседает на быке, слуги кружат вокруг неё, создавая атмосферу изящного светского ритуала.
12. "Наказание змеями"
Это монументальное полотно (13,55 м х 1,67 м), которое наглядно демонстрирует творческий размах и оригинальность Джованни Баттисты Тьеполо, изображает библейский эпизод, в котором народ Израиля страдает от наказания, посланного Богом, за сомнения в своей вере во время перехода через пустыню. Охваченные голодом и жаждой, люди были обречены на смерть от укусов ядовитых змей. Моисей молится о прекращении бедствия, и Бог приказывает установить бронзового змея на столбе, который принесёт спасение тем, кто взглянет на него.
Тьеполо ранее уже исследовал эту тему в серии юношеских работ, выполненных пером и акварелью. Они отражают его стремление к поиску новых решений, демонстрируя героические образы мужчин в сложных позах, подвергшихся нападению змей.
13. "Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святой Марией Магдалиной"
Джованни Беллини изобразил Деву Марию, младенца Иисусом, святых Екатерину и Марию Магдалину на тёмном фоне, их кожа словно излучает собственный свет.
Картина выполнена в жанре "Святого Собеседования". В изобразительном искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи итальянского Возрождения композиция такого жанра подразумевает присутствие Мадонны с младенцем и тех или иных святых, в чьих образах заказчик хотел увековечить, как правило, себя, своего небесного покровителя или донатора храма.
14. "Вручение дожу перстня"
В основе сюжета одного из немногих сохранившихся монументальных произведений Париса Бордоне лежит легенда о рыбаке, который, пережив бурю, передал дожу Венеции перстень Святого Марка.
Согласно преданию, рыбак вместе со святыми Марком, Георгием и Феодором (по другой версии — Николаем) во время шторма уничтожили корабль с демонами, который угрожал городу. В доказательство чуда Святой Марк оставил рыбаку перстень и пообещал в дальнейшем защищать Венецию.
15. "Старуха"
Картина "Старуха", которая в течение длительного времени хранилась в коллекции Габриэле Вендрамина наряду с другими картинами Джорджоне, включая "Бурю", остаётся одной из самых необычных и загадочных работ художника. Её отличает беспрецедентная для венецианской живописи эпохи высокая степень реализма: перед зрителем предстаёт пожилая женщина с морщинистым лицом, почти беззубым ртом и проницательным взглядом, в котором сквозит осознание неумолимого хода времени.
Существует предположение, что картина имела особую символическую ценность для заказчика, которым, вероятно, был сам Габриэле Вендрамин. В пользу этой версии говорит тот факт, что на её старинной раме, по свидетельствам, находился фамильный герб. Кроме того, внимание привлекает картуш с надписью "Col tempo" ("Со временем"), которая, возможно, является началом более развернутой цитаты или аллегорического послания о неизбежности старости и быстротечности земного существования.
***
Помимо великолепных картин в Галерее Академии хранится знаменитый рисунок Леонардо да Винчи 1492 года "Витрувианский человек".
Леонардо да Винчи вдохновлялся трактатом "Десять книг об архитектуре" Витрувия (I век до н. э.), в котором описывались идеальные пропорции человеческого тела и их связь с геометрическими фигурами — кругом и квадратом. Согласно Витрувию, если поместить человека в круг и квадрат, то его тело идеально впишется в эти формы, а пупок станет центром круга.
Леонардо не просто проиллюстрировал эту идею, но и провёл собственные анатомические исследования, уточнив пропорции тела на основе своих наблюдений. Также к рисунку Леонардо добавил заметки, записанные зеркальным почерком.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: