Найти в Дзене
Infinita Book

Галерея Академии: 15 картин, которые стоит увидеть

Оглавление
Галерея Академии, Венеция
Галерея Академии, Венеция

Галерея Академии (Gallerie dell'Accademia) — один из важнейших музеев Венеции, в котором хранится крупнейшее собрание венецианской живописи XIV—XVIII веков. Он расположен на южном берегу Гранд-канала, в районе Дорсодуро. Изначально здесь в 1750 году было основано учебное заведение — Венецианская академия изящных искусств (Accademia di Belle Arti di Venezia), целью которой было обучение художников.

В 1797 году после захвата Венеции наполеоновскими войсками в помещения академии начали свозить произведения искусства из закрытых церквей, монастырей и частных коллекций, и в 1817 году на этом месте открылась художественная галерея, посещение которой позволяет не только полюбоваться великими произведениями, но и глубже понять дух Венеции и её культурное наследие.

1. "Буря"

"Буря", 1508 г. (Джорджоне)
"Буря", 1508 г. (Джорджоне)

Композиция знаменитой загадочной картины Джорджоне "Буря (или "Гроза") сосредоточена на двух персонажах — молодом солдате и обнажённой женщине, кормящей младенца. Неясные взаимоотношения героев, драматический пейзаж с грозовым небом, рассечённым вспышкой молнии, всё это придаёт сцене ощущение таинственности.

Разные исследователи предлагали в совокупности более 20 интерпретаций сюжета картины: кто-то трактует картину как миф о рождении Диониса, другие считают, что изображён миф о Венере и Адонисе. Существуют версии, что сюжет связан с поэмой, например, "Фьезоланскими нимфами" Боккаччо или "Фиваидой" Стация.

2. "Пьета"

"Пьета", ок. 1576 г. (Тициан Вечеллио)
"Пьета", ок. 1576 г. (Тициан Вечеллио)

Картина Тициана была создана специально для часовни Христа в церкви Фрари в надежде, что взамен художнику разрешат быть там похороненным. Однако переговоры оказались безуспешными, и произведение вернулось в его мастерскую. Позднее оно оказалось в церкви Сант Анджело в Венеции, откуда впоследствии было передано в Галерею Академии.

Смысловая нагрузка полотна сосредоточена вокруг тем смерти, жертвенной природы евхаристии и воскресения. Символика картины многозначна: в мозаичном апсидальном своде изображён пеликан, который пронзает собственную грудь, кормя птенцов своей кровью — традиционный христианский образ самопожертвования Христа и последующего Воскресения. Две колонны с резными львиными головами поддерживают скульптуры: слева стоит Моисей, справа — Геллеспонтская Сивилла, чьи имена выгравированы на постаментах.

Центральная сцена разворачивается в архитектурном обрамлении, вдохновленном стилем Джулио Романо и Себастьяно Серлио. Дева Мария скорбит над безжизненным телом Христа, а Мария Магдалина драматическим жестом выражает своё отчаяние. Тициан, подобно Микеланджело, включил в композицию автопортрет — в образе пожилого мужчины, склонившегося перед Богоматерью. Этот персонаж традиционно ассоциируется с Никодимом или Иосифом Аримафейским.

В 1576 году, когда Венецию охватила чума, Тициан преобразовал картину в своеобразный обет против эпидемии. Однако сам художник скончался 27 августа того же года, не успев завершить работу. Доработку полотна доверили Якопо Пальме Младшему, о чем свидетельствует латинская надпись внизу: "То, что Тициан оставил незавершённым, Пальма благоговейно завершил и посвятил Богу". Вмешательство последнего ограничилось добавлением ангела с факелом, ретушированием отдельных деталей и внесением надписи, сохранив при этом изначальную мощь произведения великого мастера.

3. "Прибытие английских послов ко двору короля Бретани"

"Прибытие английских послов ко двору короля Бретани", ок. 1495 г. (Витторе Карпаччо)
"Прибытие английских послов ко двору короля Бретани", ок. 1495 г. (Витторе Карпаччо)

"История Святой Урсулы" кисти Витторе Карпаччо — одна из жемчужин венецианского Возрождения. Этот цикл состоит из девяти картин, созданных в 1490–1496 годах по заказу Скуолы Святой Урсулы — религиозного братства, посвящённого святой.

Картины повествуют о жизни святой Урсулы, легендарной принцессы, которая отправилась в паломничество в Рим вместе с 11 тысячами девственниц. На обратном пути они были убиты гуннами в Кёльне, после того как Урсула отказалась выйти замуж за их вождя.

На первой (по хронологии сюжета) картине цикла изображены английские послы, прибывшие ко двору правителя Бретани с предложением брака его дочери от сына английского короля. Сцена разворачивается в величественном дворце, отражая роскошь венецианской архитектуры.

4. "Чудо Святого Марка"

"Чудо Святого Марка", 1548 г. (Тинторетто)
"Чудо Святого Марка", 1548 г. (Тинторетто)

На картине изображено одно из посмертных чудес Святого Марка, покровителя Венеции, которое приписывается агиографическим источникам: Святой Марк освобождает раба от пыток. Здесь показан момент, когда раб, подвергавшийся мучениям лордом Прованса (изображён справа), с помощью святого избавляется от страданий. Раб, обвинённый в неповиновении своему хозяину и совершении паломничества в Венецию, был наказан за верность святому. Чудо Святого Марка разрушает орудия пыток, потрясая мучителя, палачей и окружающих.

Это произведение искусства укрепляет публичное утверждение Тинторетто в контексте Венеции и символизирует кульминацию его опыта и зрелости, в которой он раскрывает инновационный подход к живописи. Театральность композиции, монументальность сценического пространства и мастерская работа с массой персонажей создают впечатление драматического воздействия, которое связано с искусством венецианского театра, открывая новую эру для традиции повествовательных картин, заказанных религиозными учреждениями.

5. "Пир в доме Левия"

"Пир в доме Левия", 1573 г. (Паоло Веронезе)
"Пир в доме Левия", 1573 г. (Паоло Веронезе)

Паоло Веронезе создал это монументальное полотно для трапезной доминиканского монастыря святых Иоанна и Павла, заменив утраченный в пожаре шедевр Тициана на аналогичный сюжет. Это произведение стало последним в ряду его знаменитых "ужинов", написанных с середины XVI века, и продемонстрировало зрелое мастерство художника. В нём Веронезе виртуозно сочетает элементы театральной зрелищности с яркими сценами оживлённого веселья, вплетёнными в грандиозное архитектурное пространство.

Однако картина приобрела известность не только благодаря своему художественному совершенству, но и в связи со скандалом, связанным с вмешательством инквизиции. Святую канцелярию возмутили детали, которые, по её мнению, не соответствовали сакральному характеру сюжета. Среди вызывающих вопросы элементов были слуга с кровотечением из носа, карликовый шут с попугаем, а также вооружённые алебардисты, облачённые в немецкие доспехи. Художник, защищая свою творческую свободу, с наигранной невинностью утверждал, что имеет такое же право на воображение, как поэты или безумцы, и что персонажи, которых инквизиторы сочли неподобающими, были размещены за пределами пространства, непосредственно занятого Христом.

Тем не менее, ему было предписано в течение трёх месяцев исправить "ошибки" в уже завершённой картине. Однако вместо того чтобы удалять фигуры, Веронезе нашёл элегантное решение: он изменил смысл сцены, превратив её из Тайной вечери в "Пир в доме Левия". Тем самым он сослался на пятую главу Евангелия от Луки, где рассказывается о праздничной трапезе, устроенной мытарем Левием для Христа и его учеников.

6. "Похищение тела Святого Марка"

"Похищение тела Святого Марка", ок. 1566 г. (Тинторетто)
"Похищение тела Святого Марка", ок. 1566 г. (Тинторетто)

В легенде о мученичестве Святого Марка, изложенной Иаковом Ворагинским в "Золотой легенде", рассказывается о трагической гибели евангелиста. В пасхальный день, во время богослужения, язычники схватили Марка и, затянув верёвку вокруг его шеи, волоком протащили по улицам города. Измученного святого бросили в темницу, где ночью ему явился Христос, утешив и укрепив перед последними испытаниями.

Наутро пытки возобновились, и вскоре Марк испустил дух. Палачи намеревались предать его останки огню, но внезапно разразившаяся буря рассеяла толпу, а град обратил гонителей в бегство. Этим воспользовались христиане, сумевшие спасти тело мученика, чтобы предать его достойному погребению.

7. "Распятие и апофеоз десяти тысяч мучеников горы Арарат"

"Распятие и апофеоз десяти тысяч мучеников горы Арарат", 1515 г. (Витторе Карпаччо)
"Распятие и апофеоз десяти тысяч мучеников горы Арарат", 1515 г. (Витторе Карпаччо)

Сюжет этого алтаря, который в итальянском искусстве ранее не был представлен, рассказывает о десяти тысячах мучеников: девять тысяч римских солдат, посланных на борьбу с армянскими повстанцами, терпят поражение, но благодаря своему обращению в христианство, которое произошло после явления ангела на горе Арарат, изображённой на заднем плане, они одерживают победу.

Слух о чуде доходит до императора, который, вместе с шестью другими языческими правителями (на лошадях внизу справа) прибывает на место, чтобы подвергнуть новообращённых мучениям, аналогичным тем, что перенёс Христос. Благодаря вере к ним присоединилась ещё тысяча солдат, разделивших ту же судьбу.

8. "Представление Марии в храме"

"Представление Марии в храме", 1534-1538 гг. (Тициан Вечеллио)
"Представление Марии в храме", 1534-1538 гг. (Тициан Вечеллио)

В 1504 году для украшения Зала Альберго скуолы Санта-Мариа-делла-Карита (теперь принадлежит Галерее Академии) была задумана картина на сюжет введения Марии в храм. Вскоре художник Паскуалино Венето, который должен был выполнить заказ, умер, и работа возобновилась лишь спустя 30 лет усилиями Тициана. Он адаптировал произведение под интерьер Зала Альберго: кладка каменной лестницы обрамляет дверной проём, источник света в левой части картины находится рядом с единственным окном в помещении. Позднее возникла необходимость в ещё одном дверном проёме, и часть картины пришлось обрезать.

Исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, праведные Иоаким и Анна в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где, согласно преданию, первосвященник Захария ввёл её во Святая святых. Мария оставалась жила в храме до своего обручения с праведным Иосифом Обручником, что, по разным источникам, произошло в 12 или 14 лет.

9. "Битва при Лепанто"

"Битва при Лепанто", 1572 г. (Паоло Веронезе)
"Битва при Лепанто", 1572 г. (Паоло Веронезе)

Это произведение было создано мастерской Паоло Веронезе по его проекту сразу после битвы при Лепанто в 1571 году, которая ознаменовала победу Священной лиги над турецким флотом, с особым акцентом на ключевую роль венецианских судов. Полотно украшало Доминиканскую церковь Святого Петра Мученика в Мурано, откуда было перевезено в музей после наполеоновских разрушений.

На картине Венеция представлена как женская фигура в белом, стоящая перед Богородицей, сопровождаемая святыми Юстиной и Марком. Слева изображены святой Пётр и святой Рокко. Божественная милость, дарованная католическому флоту, выделяется через яркие лучи света, которые освещают победоносные корабли, в то время как тёмные, кажется, неумолимо пронизывают корабли врагов, создавая контраст между благодатью и наказанием.

10. "Процессия на площади Святого Марка"

"Процессия на площади Святого Марка", 1496 г. (Джентиле Беллини)
"Процессия на площади Святого Марка", 1496 г. (Джентиле Беллини)

Картина Джентиле Беллини посвящена чудесам, совершённым реликвией — Святым Крестом. Беллини написал её для венецианского братства святого Иоанна Евангелиста и запечатлел торжественную процессию в День Святого Марка, когда все братства города выносили свои реликвии.

Сюжет основан на событии 25 апреля 1444 года: во время шествия с реликвией торговец из Брешии Якопо де Салис упал на колени, моля об исцелении умирающего сына. Согласно преданию, чудо произошло на расстоянии — юноша выздоровел.

11. "Похищение Европы"

"Похищение Европы", ок. 1720-1721 гг. (Джованни Баттиста Тьеполо)
"Похищение Европы", ок. 1720-1721 гг. (Джованни Баттиста Тьеполо)

Эта картина является частью серии из четырёх полотен, посвящённых сюжетам из "Метаморфоз" Овидия и, вероятно, созданных для украшения дворца в Беллуно. В этой композиции Джованни Батиста Тьеполо обращается к мифу о прекрасной Европе — юной девушке, к которой воспылал страстью верховный бог Юпитер.

Чтобы приблизиться к ней, он принял облик белоснежного быка, похитил её и перенёс на остров Крит, где она впоследствии родила троих сыновей — Миноса, Радаманта и Сарпедона. Сцена разворачивается на фоне бескрайнего морского пейзажа. Европа, грациозно восседает на быке, слуги кружат вокруг неё, создавая атмосферу изящного светского ритуала.

12. "Наказание змеями"

Это монументальное полотно (13,55 м х 1,67 м), которое наглядно демонстрирует творческий размах и оригинальность Джованни Баттисты Тьеполо, изображает библейский эпизод, в котором народ Израиля страдает от наказания, посланного Богом, за сомнения в своей вере во время перехода через пустыню. Охваченные голодом и жаждой, люди были обречены на смерть от укусов ядовитых змей. Моисей молится о прекращении бедствия, и Бог приказывает установить бронзового змея на столбе, который принесёт спасение тем, кто взглянет на него.

Тьеполо ранее уже исследовал эту тему в серии юношеских работ, выполненных пером и акварелью. Они отражают его стремление к поиску новых решений, демонстрируя героические образы мужчин в сложных позах, подвергшихся нападению змей.

13. "Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святой Марией Магдалиной"

"Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святой Марией Магдалиной", ок. 1490 г. (Джованни Беллини)
"Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святой Марией Магдалиной", ок. 1490 г. (Джованни Беллини)

Джованни Беллини изобразил Деву Марию, младенца Иисусом, святых Екатерину и Марию Магдалину на тёмном фоне, их кожа словно излучает собственный свет.

Картина выполнена в жанре "Святого Собеседования". В изобразительном искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи итальянского Возрождения композиция такого жанра подразумевает присутствие Мадонны с младенцем и тех или иных святых, в чьих образах заказчик хотел увековечить, как правило, себя, своего небесного покровителя или донатора храма.

14. "Вручение дожу перстня"

"Вручение дожу перстня", ок. 1535 г. (Парис Бордоне)
"Вручение дожу перстня", ок. 1535 г. (Парис Бордоне)

В основе сюжета одного из немногих сохранившихся монументальных произведений Париса Бордоне лежит легенда о рыбаке, который, пережив бурю, передал дожу Венеции перстень Святого Марка.

Согласно преданию, рыбак вместе со святыми Марком, Георгием и Феодором (по другой версии — Николаем) во время шторма уничтожили корабль с демонами, который угрожал городу. В доказательство чуда Святой Марк оставил рыбаку перстень и пообещал в дальнейшем защищать Венецию.

15. "Старуха"

"Старуха", 1506 г. (Джорджоне)
"Старуха", 1506 г. (Джорджоне)

Картина "Старуха", которая в течение длительного времени хранилась в коллекции Габриэле Вендрамина наряду с другими картинами Джорджоне, включая "Бурю", остаётся одной из самых необычных и загадочных работ художника. Её отличает беспрецедентная для венецианской живописи эпохи высокая степень реализма: перед зрителем предстаёт пожилая женщина с морщинистым лицом, почти беззубым ртом и проницательным взглядом, в котором сквозит осознание неумолимого хода времени.

Существует предположение, что картина имела особую символическую ценность для заказчика, которым, вероятно, был сам Габриэле Вендрамин. В пользу этой версии говорит тот факт, что на её старинной раме, по свидетельствам, находился фамильный герб. Кроме того, внимание привлекает картуш с надписью "Col tempo" ("Со временем"), которая, возможно, является началом более развернутой цитаты или аллегорического послания о неизбежности старости и быстротечности земного существования.

***

Помимо великолепных картин в Галерее Академии хранится знаменитый рисунок Леонардо да Винчи 1492 года "Витрувианский человек".

"Витрувианский человек", 1492 г. (Леонардо да Винчи)
"Витрувианский человек", 1492 г. (Леонардо да Винчи)

Леонардо да Винчи вдохновлялся трактатом "Десять книг об архитектуре" Витрувия (I век до н. э.), в котором описывались идеальные пропорции человеческого тела и их связь с геометрическими фигурами — кругом и квадратом. Согласно Витрувию, если поместить человека в круг и квадрат, то его тело идеально впишется в эти формы, а пупок станет центром круга.

Леонардо не просто проиллюстрировал эту идею, но и провёл собственные анатомические исследования, уточнив пропорции тела на основе своих наблюдений. Также к рисунку Леонардо добавил заметки, записанные зеркальным почерком.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: