Когда клиенты выходят на меня с запросом по тревоге, первая задача – научить их обращаться с собой, когда накрыло в моменте, чтоб как-то мочь дальше дышать и жить. О разных способах совладания в моменте я обязательно буду писать отдельно.
А параллельно надо, конечно же, разобраться, откуда произрастают корни тревоги того или иного клиента.
Не буду писать о распространённых факторах, как то нынешняя небезопасность, страх будущего, происки Внутреннего Оценивателя (Не В Свою Пользу) и тд, чтоб не плодить лишние буквы.
*****
А вот бывает связь не столь очевидная. И один из таких случаев – НЕЗАВЕРШЕННОЕ ГОРЕВАНИЕ по своим потерям.
Я размышляла над связью тревоги и незавершенного горевания и нашла довольно стройную систему объяснения.
Как продолжать доверять миру, который мог отнять такое дорогое?! Не только близкого человека, но и то, с чем мы себя связывали – работу, место жительства, любимое дело, да и, что уж, всю страну. Пока не завершена работа горя – трудно не бояться новых потерь, ведь они так тяжело переживаются, обесточивают и лишают всех ресурсов, и давящая грудь плита нисколько не становится легче! Я вообще сдюжу в этом мире, или он меня раздавит, безжалостно отнимая то, что мне дорого?!
А окружение при этом тоже не сидит на месте и частенько пытается «поддерживать» бесценными посланиями.
* Отвлекись
* Возьми себя в руки, будь сильным
* Ну что тебя так разносит, как же тебя надолго прихватило
* Да ладно, всё ещё будет
*******
Как же это сделать – завершить работу горя?
Начать надо с того, чтобы дать пространство и время отгоревыванию того, что мы потеряли, нежели чем привычно заметать это под ковёр и обещать себе подумать об этом завтра. Задача, стоящая перед нами – не забыть/вытеснить, а как раз сохранить память о том, что было дорого, или тому, кто был дорог. Не выкидывать на помойку свою идентичность при потере работы. Хранить и лелеять в памяти ту прекрасную страну, в которой мы выросли. Несмотря на то, что сейчас она больна – она наша родина и в ней происходило столько хорошего.
Если работу горя приходится проводить в одиночестве – хорошо помогает метод ведения дневника. С ушедшими можно общаться, также в своих мыслях. Можно написать дорогому человеку письмо. Подумать о том, что они дали хорошего, поблагодарить их за это. Подумать, что уникальное они унесли с собой. Хорошо бы найти кого-то, кто знал ушедшего, с кем можно разделить тёплые воспоминания.
Я часто с любовью и благодарностью вспоминаю мою дорогую подругу Веронику, которая делала мне мой психологический сайт с невиданным старанием, как больше никто на свете бы не сделал. Захожу туда, и читаю на админской странице её «Привет, Оля!», улыбаюсь ей в ответ.
Следующим шагом логично будет подумать, а что из того, что ушедший человек давал, можно будет в том или ином виде найти в этом мире.
***
Лучше всего работу горя, особенно если оно проживается тяжело, проводить в контакте с терапевтом. У нас в гештальт-подходе распространён вопрос: «Ты просто плачешь, или плачешь МНЕ?». И поверьте, когда плачут МНЕ – это имеет совершенно другой эффект.
А если потеря общая (как, например, потеря страны в том виде, в котором она была) – её лучше всего разделять с единомышленниками. Понимая, что ты не одинок, сверяясь в своих переживаниях с другими, видя схожесть и разницу. Кстати говоря, у нас в группе по иммиграции этому будет уделено достаточно времени.
***
Таким образом, мы выстраиваем новые отношения с миром, в котором потерянного дорогого объекта нет.
И тогда при успешном проживании этого процесса:
* Боль потери уменьшается, а мы укрепляемся. Мы теперь знаем, что можем справляться с подобными потерями.
* Страх повторения подобного, и небезопасный пугающий мир перестают нас так сильно трепать тревогой.
* Человек или объект занимает достойное место в нашем сердце. Он не идеализирован, а при воспоминании о нём боль потери всё больше уступает место светлой грусти.
Автор: Ольга Дё
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru