Найти тему
Smart Simulation

Гибридный паровоз с дизельным двигателем

Сегодня мы хотим поговорить о гибридном паровозе, о его создании и почему данный проект по итогу оказался неудачным.

Что такое гибридный паровоз?
Гибридный паровоз представляет собой железнодорожный локомотив с поршневым двигателем, который может работать либо на пару от котла, либо на дизельном топливе. Идея заключалась в том, чтобы нагревать котел обычным способом, но с использованием мазута вместо угля. В свое время он обрел большую популярность и примеры такого паровоза были построены в Соединенном Королевстве, Советском Союзе и Италии.
Однако из-за относительно больших трат на мазут, разработки так и не были успешно реализованы.

Одной из самых первых компаний, который попытались реализовать гибридный паровоз, была компания Kitson and Company. В 1926 году компания построила экспериментальный пример для Лондонской и Северо-Восточной железных дорог, используя в качестве модели двигатель Still, который уже использовался для стационарных и морских применений. Данный локомотив находился на испытаниях до 1934 года, но затем был списан.

Дизельный паровоз Kitson-Still. Источник: https://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?style=5&t=1983
Дизельный паровоз Kitson-Still. Источник: https://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?style=5&t=1983

Общая выходная мощность не соответствовала характеристикам обычных паровозов, хотя производительность была выше. Во время испытаний он успешно использовался с угольными поездами и оказался очень эффективным с точки зрения используемого топлива, поскольку было рекуперировано отходящее тепло от дизельной энергии. Однако его эксплуатационные расходы зависели от разницы в ценах на уголь и нефть, и это было непредсказуемо. Когда в 1934 году компания Kitson Co. потерпела неудачу, LNER вернула машину приемникам компании, и она была разобрана.

В общих чертах машина напоминала обычный 2-6-2T паровоз, но он имел четыре пары горизонтально противоположных цилиндров, установленных продольно над рамой и приводящих в движение коленчатый вал, расположенный между ними, с дополнительной трансмиссией с помощью шестерен. Котел диаметром всего 51 дюйм (130 см) и небольшая внутренняя топка, были расположены выше. «Регенератор», улавливающий тепло от выхлопных газов, был встроен в котел. Место водителя находилось в обычном месте за котлом, а баки были установлены друг над другом на раме в задней части.

А как дела обстояли у нас?
В период с 1939 по 1946 год Советский Союз построил три больших экспериментальных локомотива.

Первый прототип, номер 8000. Источник: ru.wikipedia.org 
Авторство: Неизвестен. Архив Луганского завода, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=128932724
Первый прототип, номер 8000. Источник: ru.wikipedia.org Авторство: Неизвестен. Архив Луганского завода, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=128932724
  • Первый прототип, номер 8000, 1-4-1 от Воришиловградского завода, был выпущен в 1939 году. Агрегат оставался в эксплуатации с перерывами до 1946 года. Во время испытаний он показывал себя довольно неплохо, но различные модернизации приводили к большим тратам. В 1946 году в СССР был налажен серийный выпуск тепловозов ТЭ1, которые были гораздо экономичней, да и машинисты уже осваивали этот тип локомотива. В связи с этим дальнейшие испытания теплопаровозов были не актуальны. Поэтому в 1948 году его полностью вывели из эксплуатации.
  • ТП1-1, второй прототип, под названием "Сталинец", был 1-5-1 с Коломенского завода. В данной модели использовали газ, добытый на антрацитовом заводе на тендере, в качестве топлива для своих искровых зажиганий цилиндров внутреннего сгорания и пылевидный антрацит для обогрева котла. Сообщалось, что он работал должным образом только на скоростях 25-30 км/ч и ниже, поскольку движение с большей скоростью в течение примерно 10-15 минут могло вызвать преждевременное сгорание газовой смеси при входе в камеру сгорания. По сообщениям, проблемы были устранены к 1941 году, но проект был заброшен во время Второй мировой войны.
Теплопаровоз ТП1. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Teploparovoz_TP1.jpg
Теплопаровоз ТП1. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Teploparovoz_TP1.jpg
  • Номер 8001 - третий эксперимент, также названный "Сталинец", представлял собой установку, разработанную на основе предыдущей конструкции Ворошиловграда в 1948 году. Данная модель имела осевую формулу 1-5-1 и большое количество недостатков. В 1948—1949 г. были проведены заводские испытания локомотива, сразу после которых он был отправлен в металлолом.

Благодарим за внимание! И не забывайте ставить лайки и подписываться.

Не изменяя традициям, Smart Simulation!