Сегодня мы хотим поговорить о гибридном паровозе, о его создании и почему данный проект по итогу оказался неудачным.
Что такое гибридный паровоз?
Гибридный паровоз представляет собой железнодорожный локомотив с поршневым двигателем, который может работать либо на пару от котла, либо на дизельном топливе. Идея заключалась в том, чтобы нагревать котел обычным способом, но с использованием мазута вместо угля. В свое время он обрел большую популярность и примеры такого паровоза были построены в Соединенном Королевстве, Советском Союзе и Италии. Однако из-за относительно больших трат на мазут, разработки так и не были успешно реализованы.
Одной из самых первых компаний, который попытались реализовать гибридный паровоз, была компания Kitson and Company. В 1926 году компания построила экспериментальный пример для Лондонской и Северо-Восточной железных дорог, используя в качестве модели двигатель Still, который уже использовался для стационарных и морских применений. Данный локомотив находился на испытаниях до 1934 года, но затем был списан.
Общая выходная мощность не соответствовала характеристикам обычных паровозов, хотя производительность была выше. Во время испытаний он успешно использовался с угольными поездами и оказался очень эффективным с точки зрения используемого топлива, поскольку было рекуперировано отходящее тепло от дизельной энергии. Однако его эксплуатационные расходы зависели от разницы в ценах на уголь и нефть, и это было непредсказуемо. Когда в 1934 году компания Kitson Co. потерпела неудачу, LNER вернула машину приемникам компании, и она была разобрана.
В общих чертах машина напоминала обычный 2-6-2T паровоз, но он имел четыре пары горизонтально противоположных цилиндров, установленных продольно над рамой и приводящих в движение коленчатый вал, расположенный между ними, с дополнительной трансмиссией с помощью шестерен. Котел диаметром всего 51 дюйм (130 см) и небольшая внутренняя топка, были расположены выше. «Регенератор», улавливающий тепло от выхлопных газов, был встроен в котел. Место водителя находилось в обычном месте за котлом, а баки были установлены друг над другом на раме в задней части.
А как дела обстояли у нас?
В период с 1939 по 1946 год Советский Союз построил три больших экспериментальных локомотива.
- Первый прототип, номер 8000, 1-4-1 от Воришиловградского завода, был выпущен в 1939 году. Агрегат оставался в эксплуатации с перерывами до 1946 года. Во время испытаний он показывал себя довольно неплохо, но различные модернизации приводили к большим тратам. В 1946 году в СССР был налажен серийный выпуск тепловозов ТЭ1, которые были гораздо экономичней, да и машинисты уже осваивали этот тип локомотива. В связи с этим дальнейшие испытания теплопаровозов были не актуальны. Поэтому в 1948 году его полностью вывели из эксплуатации.
- ТП1-1, второй прототип, под названием "Сталинец", был 1-5-1 с Коломенского завода. В данной модели использовали газ, добытый на антрацитовом заводе на тендере, в качестве топлива для своих искровых зажиганий цилиндров внутреннего сгорания и пылевидный антрацит для обогрева котла. Сообщалось, что он работал должным образом только на скоростях 25-30 км/ч и ниже, поскольку движение с большей скоростью в течение примерно 10-15 минут могло вызвать преждевременное сгорание газовой смеси при входе в камеру сгорания. По сообщениям, проблемы были устранены к 1941 году, но проект был заброшен во время Второй мировой войны.
- Номер 8001 - третий эксперимент, также названный "Сталинец", представлял собой установку, разработанную на основе предыдущей конструкции Ворошиловграда в 1948 году. Данная модель имела осевую формулу 1-5-1 и большое количество недостатков. В 1948—1949 г. были проведены заводские испытания локомотива, сразу после которых он был отправлен в металлолом.
Благодарим за внимание! И не забывайте ставить лайки и подписываться.