По уровню сложности трудной жизненной ситуации можно выделить:
1. ситуации повседневной (обыденной) жизни;
2. трудные ситуации повседневной жизни;
3. трудные жизненные ситуации, выходящие за рамки повседневности (высокой степени сложности).
Трудные ситуации повседневности:
■ Встречаются часто и занимают большое место в жизни человека.
■ В них человек определяет собственное отношение к трудностям.
■ Обладают воспитательным потенциалом.
■ Составная часть процессов адаптации и социализации индивида.
■ Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, в которой вследствие внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности, используя привычные модели и способы поведения.
Признаки трудной жизненной ситуации (ТЖС)
■ субъективность (отношение со стороны человека к той либо иной ситуации);
■ личностная значимость (переживание эмоционально-психического напряжения).
Содержательные признаки ТЖС :
■ значимость;
■ неподконтрольность,
■ неопределенность;
■ отсутствие привычных способов преодоления;
■ варианты преодоления;
■ наличие опыта преодоления;
■ прогнозируемость ситуации;
■ уровень ее стрессогенности;
■ субъективное отношение к ситуации;
■ возможные потери;
■ личностные ресурсы и возможности для преодоления.
Классификации
По основным сферам жизнедеятельности человека:
1) ТЖС, связанные со здоровьем;
2) ТЖС, связанные с деятельностью;
3) ТЖС, связанные с межличностными отношениями.
По специфике самой ситуации:
1) ситуации аномии;
2) ситуации социальной энтропии;
3) повседневные стрессы;
4) проблемные ситуации повседневной жизни;
5) повседневные конфликты.
Повседневные стрессы
Ежедневные стрессовые события, чаще всего связанные с экологическими факторами, семейными отношениями, условиями работы, наличным опытом преодоления острых стрессов, которые оказывают влияние на психологическое благополучие человека, а также опосредуют негативное воздействие на него более глубокого и острого стресса.
Стресс-факторы:
Экзогенные:
- историческая ситуация развития общества в целом;
- экологические факторы (шум, загрязненность, скопления людей, переизбыток информации, и т. п.);
- социальные стресс-факторы (дискриминация, конфликты, перемена места жительства, смена работы и т. п.);
- факторы, связанные со здоровьем (болезнь, риск болезни).
Эндогенные:
- историческая чувствительность личности к изменениям определенных характеристик исторической ситуации;
- внутриличностные конфликты, личностная уязвимость, недостаточный опыт преодоления стрессов;
- недостаток личностных ресурсов.
Проблемные ситуации повседневной жизни
■ Соотношение обстоятельств и условий (в которых разворачивается деятельность человека или группы), содержащее противоречие, не имеющее однозначного решения.
■ Характеризуется определенным психологическим состоянием субъекта, направленным на поиск способов решения, как стандартных, так и нестандартных.
3 компонента:
1.противоречие, которое должно быть снято;
2.способ разрешения данного противоречия;
3.выбор одного из вариантов поведения.
Типы:
- существующие установленные (определенные) ситуации;
- обнаруженные (выявленные) ситуации;
- намеренно создаваемые проблемные ситуации.
Процесс решения проблем цикличен и состоит из следующих этапов:
признание проблемы;
четкое ее определение;
разработка стратегии решения;
систематизация знаний о проблеме;
выделение умственных и физических ресурсов для ее решения;
контроль действий, направленных на достижение цели;
оценка точности решения проблемы.
Типы поведения:
- выход за рамки проблемной ситуации, самостоятельность;
- обращение за помощью;
- гибкость, творческое решение;
- стремление уйти от проблемы;
- игнорирование противоречий;
- неспособность к обнаружению противоречий.
Екатерина Соловьянова – клинический психолог, КПТ-терапевт, консультант психологической службы online.
Телеграмм канал: https://t.me/ekaterin_solo
Автор: Екатерина Соловьянова
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru