Найти в Дзене
In love with antique

Более 100 лет истории "Ренессанса", императорского пасхального яйца работы фирмы Фаберже

Оглавление

Пасхальное яйцо "Ренессанс" работы фирмы Фаберже было подарено императором Александром III своей супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Стоимость подарка составила 4750 рублей серебром.

Императорское пасхальное яйцо «Ренессанс» работы фирмы Фаберже и справа от него - яйцо "Воскресение", музей Фаберже в Санкт-Петербурге. Фото автора
Императорское пасхальное яйцо «Ренессанс» работы фирмы Фаберже и справа от него - яйцо "Воскресение", музей Фаберже в Санкт-Петербурге. Фото автора

А был ли сюрприз?

Яйцо "Ренессанс" было задокументировано комиссией 1922 года уже без сюрприза. В описи в 1922 года указано, что оно получено пустым, но Фаберже не делал "пустые" яйца, в нем обязательно должен быть сюрприз. Исследователи сходятся во мнении, что этим сюрпризом, вероятно, может являться яйцо "Воскресение". Во-первых, оно идеально ложится по размеру в "Ренессанс", а во-вторых, материалы, использованные в яйце "Воскресение" есть в счете Фаберже, тогда как они (материалы) не присутствует в самом яйце "Ренессанс".

Слева: фрагмент фото из каталога выставки «Фаберже: Пасхальные яйца», 1989; справа: пасхальное яйцо «Ренессанс» с вложенным внутрь яйцом «Воскресение», фото из книги Г. Габсбург «Фаберже. Сокровища Российской империи»
Слева: фрагмент фото из каталога выставки «Фаберже: Пасхальные яйца», 1989; справа: пасхальное яйцо «Ренессанс» с вложенным внутрь яйцом «Воскресение», фото из книги Г. Габсбург «Фаберже. Сокровища Российской империи»

Что сказано в описи 1922 года?

Пасхальное яйцо "Ренессанс" находилось в ящике №162, среди вещей императрицы Марии Федоровны. В журнале №15 работы комиссии от 08 февраля 1922 года значится: "В Описи вещам императрицы Марии Федоровны значится: "Ст. 1556 "Вазочка каменная, в виде яйца, в золотой оправе, украшенная разноцветными драгоценными камнями "№ 1531". В 1922 г. отобрано в Гохран. Включено Д.Д. Ивановым в Список художественных предметов, сданных в Гохран несмотря на их музейную значимость, от 3 мая 1922 г., среди "драгоценных пасхальных яиц", "относительно которых особого постановления не вынесено, но словесно представитель Гохрана дал заверение, что они не подвергнутся уничтожению", сданных по акту № 10 от 17 февраля 1922 г. В черновом Перечне Д.Д. Иванова оно охарактеризовано как "каменное яйцо в стиле Возрождения, 1894 (Акт 15, № 1083)". Поступило в музейное собрание под № 17552 по настоянию директора Оружейной палаты Д.Д. Иванова 27 июля 1927 г. из магазина Московского ювелирного товарищества, где было подготовлено к продаже с оценкой в 400 рублей. Но, как свидетельствует Опись, "яйцо получено пустым". В мае 1928 г. находилось в экспозиции Оружейной палаты, в "Среднем зале, шкаф горного хрусталя, внизу". Затребовано "Антиквариатом" и вскоре после гибели Д.Д. Иванова выдано туда по секретному акту от 21 июня 1930 г. Документов о продаже за границу из Гохрана не выявлено".

Текст взят из книги Тутовой Т.А. «Судьба дворцовых ценностей российского императорского дома», том 2, стр.42 (комментарии к описи), издание Музеев московского Кремля

Как покинуло СССР?

Одно из императорских яиц, проданных ориентировочно в 1930 году «Антиквариатом» американскому бизнесмену Арманду Хаммеру. Стоимость продажи – 1000 рублей.

Что было дальше?

В 1937 года пасхальное яйцо «Ренессанс» было продано Генри Тэлботу де Вере Клифтону, миллионеру из Великобритании. Цена продажи неизвестна.

В конце 1949 года яйцо продано семье Лински в Нью-Йорке, США. Цена продажи неизвестна. Супруги Белль и Джэк Лински оба имели русские корни.

В 1958 супруги Лински развелись и яйцо «Ренессанс» было продано при разделе имущества в галерею «A La Vielle Russie» в Нью-Йорке.

"Ренессанс", Vogue и парфюмерно-косметическая фирма Faberge:

"Ренессанс" в рекламе американской косметической фирмы «Фаберже». Журнал «Vogue», декабрь 1958 года. Фото из книги Zeisler Wilfried “Faberge rediscovered”
"Ренессанс" в рекламе американской косметической фирмы «Фаберже». Журнал «Vogue», декабрь 1958 года. Фото из книги Zeisler Wilfried “Faberge rediscovered”
Парфюмерно-косметическая фирма "Фаберже" была основана в США в 1937 году эмигрантом из Испании еврейского происхождения Сэмуэлем Рабином. Название для компании предложил бизнесмен Арманд Хаммер. Потомки Фаберже, живущие в Европе, узнали о деятельности данного бренда лишь спустя несколько лет, денег на многочисленные суды у них не было, поэтому они согласились на продажу прав на имя.
В 1961 году косметическая фирма "Фаберже" покупает на аукционе Sotheby’s императорское пасхальное яйцо "Орден Святого Георгия" за 30 910 $. В 1976 году, спустя 15 лет, когда дела косметической фирмы перестали идти в гору, они продали яйцо "Орден Святого Георгия" через «A La Vielle Russie» Малькольму Форбсу за 142 000$.

Как пасхальное яйцо "Ренессанс" вернулось на Родину?

В 1959 года «A La Vieille Russie» выставляет яйцо за 50 000 долларов.

В 1966 году яйцо покупает в коллекцию журнала Forbes Малькольм Форбс за 78 750 долларов.

В феврале 2004 года пасхальное яйцо "Ренессанс" вместе с еще 8 императорскими пасхальными яйцами работы фирмы Фаберже продано до начала торгов на аукционе Sotheby’s частным образом как часть коллекции журнала Forbes Виктору Вексельбергу. Так "Ренессанс" возвращается на родину в Санкт-Петербург и с ноября 2013 года является частью постоянной экспозиции музея Фаберже.