Найти тему

ЗИЛ-165 – несостоявшийся советский военный грузовик

Всем привет!

В СССР всегда уделялось должное внимание автомобилям для военных нужд, и в этой нише наша страна усердно старалась идти в ногу со временем. Но иногда бывало такое, что очередной военный грузовик не подходил под требования, и его проект быстро свернули, заменив похожей моделью. Яркий тому пример – ЗИЛ-165.

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

История нашего героя, предполагавшегося как замена устаревающему ЗИЛ-157, началась в середине 50х гг. Автомобиль должен был отвечать все тем же требованиям – высокая проходимость, надежность конструкции, простота в обслуживании и мощная тяга. Все это было учтено при разработке, в результате получился некий «переходный вариант» между моделью 157 и прогрессивным ЗИЛ-130, работы над которыми уже начались к тому времени: ходовая часть осталась прежней, однако дизайн кабины изменился, а под капотом был установлен новый мотор объемом около 6 л и мощностью 125 л. с. Ко всему прочему, у водителя появился гидроусилитель руля, что должно было существенно облегчить управление машиной с 2,5 т груза на борту.

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Первый образец вышел в свет в 1958 г., однако дальнейшая судьба машины не задалась. Военные не оценили прямой капот и тесную кабину, вмещавшую трех человек, но сильно сковывавшую движения солдат. Кроме того, посчиталось, что мотор у автомобиля морально устарел и нуждался в срочной замене.

Источник фото: denisovets.ru
Источник фото: denisovets.ru

В это время в Москве готовился к выпуску боевой ЗИЛ-131, который по многим характеристикам превосходил модель 165: помимо того, что он был легче на 300 кг, его мотор развивал 150 коней, кабина стала просторнее, а максимальная скорость увеличилась до 80 км/ч – на 10 км/ч больше, чем у ЗИЛ-165. В результате предпочтение было отдано прогрессивной модели 131, и этот грузовик уже стал полноценным помощником солдат, а сегодня завершает службу уже на гражданке:

-4

Но надо отдать должное: ЗИЛ-165 не остался в стороне при разработке нового бойца. От него 131й получил ходовую часть, 5-ступенчатую коробку передач и гидроусилитель руля. Так что модель 165 – сама по себе не очень удачная, но послужившая определенным «переходом» между моделями 157 и 131. Последний еще пользуется спросом и в военной отрасли, и на гражданке, так что усилия московских машиностроителей даром не пропали.

И вот на этой нейтральной ноте у меня все. Ставьте лайки. Подписывайтесь на канал и до новых встреч!