Всем привет!
60е гг. прошлого века для Советского Союза стали временем стремительного роста промышленности, сельского хозяйства и военного потенциала. И грузовик, появившийся в это время, просто обязан был помогать развивать все эти отрасли. Речь идет о выдающимся советском грузовике ЗИЛ-130, который и стоит сегодня на повестке дня.
Первые опытные образцы нашего героя появились в 1962 г. Интересно, что первое время грузовик хотели назвать ЗиС-125 или ЗиС-150М. Но как по мне, второе название машине точно бы не подошло, поскольку она совершенно не похожа на предыдущий ЗиС-150. Новые формы капота и кабины, оригинальная решетка радиатора, бело-голубой окрас и дверные ручки, неподвижные с кнопкой, - все это основные новшества, которые впитал в себя 130й.
Примечательно, что у опытных машин была несколько иная решетка радиатора, которая, опять-таки по моему мнению, немного портила внешний вид:
Но встав на конвейер, ЗИЛ-130 приобрел облик, знакомый каждому из нас. Серийное производство началось в 1964 г., и очень скоро грузовик наряду с горьковским ГАЗ-53 занял главенствующую позицию во всех отраслях народного хозяйства. Его можно было встретить и на строительстве, и на сельских дорогах, и на военных парадах, и на городских улицах. Машина уверенно таскала на себе до 5 т груза не только по асфальту, но и по грунтовым дорогам, благодаря неплохой проходимости и новому двигателю объемом почти 6 л и мощностью 150 л.с.
Кабина же грузовика по тем временам была очень просторной и комфортабельной: в ней спокойно могло разместиться 3 человека, а в распоряжении водителя воздуходувка, гидроусилитель руля и надежная 5-ступенчатая коробка передач.
Грузовик стал действительно многофункциональным. На его базе, помимо стандартных открытых кузовов, изготавливались самосвалы:
Цистерны:
Фургоны:
Пожарные автомобили:
Аварийные газовые:
И тягачи, способные буксировать 10-тонный прицеп:
Военные же часто устанавливали на 130й кунги:
Кроме того, на основе нашего героя выпускался самосвал с отдельным индексом ЗИЛ-555. Его можно узнать по «скругленному» кузову:
Грузовик многократно модернизировался, в результате чего изменялись грузоподъемность машины и мощность двигателя. Внешне же лишь немного менялся взгляд фар, но это не всякий может заметить.
ЗИЛ-130 выпускался до 1994 г., и за это время было произведено около 3 500 000 этих грузовиков. Они стали олицетворением и развитого социализма, и перестройки, и лихих 90х. А еще эти машины часто снимались в кино:
Даже сегодня ЗИЛ-130 – не редкость в нашей стране. Все же, поскольку модель сама по себе уже возрастная, у всех доживших до наших дней 130х разная судьба. Одни уже не способны ездить и гниют где-то в российской глубинке:
Другие же продолжают работать на пользу Отечеству, в основном в сельской местности:
Все же ЗИЛ-130 – тот случай, когда вложения советских машиностроителей окупаются на протяжении более чем 60 лет. Так что в качестве бонуса еще один 130й, которого я успел снять на ходу недалеко от своего дома:
Отправляйте и вы фото этой легенды из ваших городов в комментариях, буду рад на нее взглянуть.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!