Найти тему
Спросите Синди

ГОНКА ВООРУЖЕНИЯ В ВОЗДУХЕ. Отличия поколений истребителей

Превосходство в воздухе всегда было важнейшим аспектом современной войны, и две мировые державы, США и Россия, последовательно разрабатывали передовые истребители, чтобы сохранить свое преимущество в небе. В этой статье мы изучим и сравним воздушные истребители США и России, в разных поколениях, чтобы пролить свет на эволюцию технологий ведения воздушной войны.

Первое поколение
К первому поколению относятся реактивные самолёты, созданные в период с 1949 по 1953 года. Для них характерны следующие признаки:

  • Стреловидное крыло
  • Отсутствие бортового радара
  • Большая дозвуковая скорость полета. У отдельных моделей возможно незначительное превышение скорости звука
  • Пушки и пулеметы как основное вооружение
  • Возможно применение неуправляемых ракет.

США представили North American F-86 Sabre, известный своей маневренностью и эффективными возможностями воздушного боя.

F-86 Sabre
F-86 Sabre

Напротив, российский МиГ-15 Микояна-Гуревича продемонстрировал впечатляющую маневренность, что сделало его грозным противником в воздушных боях. МиГ-15 – самый массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший на вооружении ВВС около 40 стран мира.

МиГ-15
МиГ-15

МиГ превосходил F-86 в скороподъемности и удельной тяговооруженности. В свою очередь, «Сейбр» обладал большей дальностью полета, был более маневренным, быстрее набирал скорость при пикировании, в то же время проигрывал в вооружении.

Второе поколение
Во втором поколении истребители стали более мощными и универсальными. Соединенные Штаты представили культовый McDonnell Douglas F-4 Phantom II, который преуспел в различных функциях, включая завоевание превосходства в воздухе и наземную атаку.

MD F-4 Phantom
MD F-4 Phantom

Ответом России стал МиГ-21, прославившийся своей простотой, высокой скоростью и маневренностью. Самолет получился действительно уникальным — обладая самыми передовыми характеристиками, он изначально стоил по авиационным меркам «копейки», а учитывая, что производство машины продолжалось с 1959 по 1985 год, себестоимость машин последних серий обходилась дешевле, чем производство... БМП! Таким результатом до сих пор не может похвастаться ни один боевой самолет в мире. Он до сих пор состоит на вооружении различных стран, его «реплики» до сих пор находятся в производстве, обеспечивая истребителю славу самого массового послевоенного самолета.

МиГ-21
МиГ-21

Третье поколение
Третье поколение привело к усовершенствованию авионики и вооружения, значительно расширив возможности истребителей. Третье поколение создавалось в период 1955-1980 гг. К характерным чертам можно отнести:

  • сверхзвуковую скорость (2 Маха и более);
  • Радары повышенной мощности.
  • более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем;
  • Использование ракет большой и средней дальности.

США представили самолет General Dynamics F-16 Fighting Falcon, известный своей электродистанционной системой управления и адаптируемостью.

F-16 Fighting Falcon
F-16 Fighting Falcon

Самолет стал самым массовым, стоящим на вооружении в западных армиях НАТО.

МиГ-27
МиГ-27

Между тем, российские МиГ-23 - МиГ-27 также относят к третьему поколению. МиГ-27 — сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Силовая установка однодвигательная. Предназначен для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям.

Четвертое поколение
В четвертом поколении по сравнению с третьим появились усовершенствованная авионика, технологии малозаметности и многоцелевые возможности. Четвёртое поколение разрабатывалось в 1975—2010 годах. Также разделяют 4-е поколение и поколения 4+ и 4++. Так принято называть самолёты 4-го поколения, модернизация или дальнейшее развитие которых приближает их характеристики и эффективность к истребителям пятого поколения (4+), либо удовлетворяющие большинству (кроме малозаметности) требований к истребителям пятого поколения (4++). В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю 5-го поколения. США представили McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, который мог выполнять задачи как воздух-воздух, так и воздух-земля.

MD F-18 Hornet
MD F-18 Hornet

Ответом России стал Су-35, сильно модернизированная версия Су-27, оснащенная двигателями с регулируемым вектором тяги и улучшенной авионикой.

Су-35
Су-35

Пятое поколение
Пятое поколение представило передовые технологии скрытности и улучшенную ситуационную осведомленность. Соединенные Штаты представили Lockheed Martin F-22 Raptor, который может похвастаться максимальной маневренностью и скрытностью среди всех самолетов США.

F-22 Raptor
F-22 Raptor

Россия представила Су-57. Самолет демонстрирует идеальный баланс между маневренностью, скрытностью и современными системами контроля за полетом. Отличительной особенностью модели является звук, который невозможно ни с чем перепутать. Он похож на что-то зловещее, как стон из преисподней. Что также работает на деморализацию противника.

Су-57
Су-57

Шестое поколение (слухи и догадки)
Ожидается, что эти истребители будут иметь еще большую скрытность, системы с искусственным интеллектом и, возможно, гиперзвуковые крейсерские возможности, то есть возможность двигаться со скоростью в несколько Махов без форсажа.

Переход звукового барьера - когда скорость больше 1 Маха (1224 км/ч)
Переход звукового барьера - когда скорость больше 1 Маха (1224 км/ч)

На протяжении всей истории авиации Соединенные Штаты и Россия последовательно расширяли границы технологий истребительной авиации. Каждое поколение истребителей привносило инновации, отражающие меняющийся характер воздушной войны. В то время как США часто подчеркивали многоцелевой потенциал и передовую авионику, Россия делала упор на маневренность и адаптируемость.