Никогда бы Клавдия Марковна не подумала, что жизнь её перечеркнет собственная дочь. Вот так жили тяжело, к лучшему стремились. Сначала двух сыновей родили с разницей в два года. А когда забеременела она в тридцать семь лет, Григорий Ефимович её уговорил: давай родим, вдруг девочка. Она и поддалась. Сейчас бы все отдала, чтобы то время вернуть. Чтобы ошибку исправить. Да куда там.
Девочка родилась красивая, маленькая, но очень слабая. Берегла её Клавдия, до самой школы в одеяло кутала. От всякой инфекции оберегала, от посторонних компаний вдали держала. В школу пошла, смотрит Клавдия на дочь: худенькая, маленькая, не обидел бы кто. Так до пятого класса её и караулила. Всех одноклассников по именам знала. Со всеми хулиганами школы знакома была. А уж одевала мама Олесю лучше всех, не только в школе, а, пожалуй, и в городе. Ни в чем ей отказа не было.
Училась девочка слабенько. Да и что сказать, когда болела по месяцу в каждой четверти. Хоть и занималась с ней Клавдия больше чем с мальчишками в два раза, а все напрасно. Не давались ей науки. Читала с трудом, запоминала еще хуже. Из прочитанного мало что понимала.
- Ты не расстраивайся, - успокаивал Жену Григорий Ефимович, - мы её замуж отдадим. Да пусть дома сидит и детишек рожает.
- Да каких детишек с таким-то здоровьем? – не успокаивалась Клавдия. - Но тогда еще была надежда, что все хорошо будет. Врачи обещали, что в переходный возраст организм окрепнет, и Олеся будет развиваться как все остальные дети.
Но в переходный возраст Олеся влюбилась. Да так влюбилась, что всякий аппетит потеряла, а заодно и последнее желание учиться. Тогда же она впервые попробовала алкоголь. Да так, что её едва донесли домой подруги. К стеночке поставили, на звонок нажали и убежали подальше от родительской брани.
С тех пор такие загулы стали частыми. Кто продавал алкоголь детям 13 лет, и где она находила компанию, никто не знал. Что только родители ни делали, и в комнате закрывали и по врачам водили, и подруг отваживали. А только ничего не помогало. Олеся вырывалась на свободу и напивалась.
Школу стала часто прогуливать. И в девятом классе учительница подошла к Клавдии и сказала:
- Надеюсь, Вы примете правильное решение. В десятом классе Олесю никто не ждет. Мы делали все что могли, за все её двойки и прогулы она получила вместо справки аттестат о неполном среднем образовании. Так что дальше решайте сами, как и где она будет учиться. Или лучше пусть идет работать. Стремления к наукам у неё все равно нет.
Клавдия уговорила Олесю пойти в местное педучилище. И даже отнесли в учебное заведение документы. И её торжественно поздравили как абитуриента. Вот только первого сентября Олеся в училище не явилась. И второго не явилась, у неё случился запой, который держал её в состоянии невесомости до конца месяца. Мать пыталась раздобыть справку о болезни, но директор не поверила. Сказала:
- Информация дошла из школы, которую Олеся окончила. О её болезни нам подробно рассказали. Есть клиники, больницы, принимайте меры, пока не поздно. Если она в школе такое творила, то уж здесь, без родительского контроля удержать её будет еще труднее.
Клавдия шла домой, проклиная себя за слабый контроль. Учителей, которые разболтали всему городу об их беде. И Гришу, который жалеет дочь и всем желаниям её потворствует. Всех проклинала, кроме дочери. Её жалела: бедная девочка, это все от постоянных болезней и от несчастной любви. Слабый организм такого не выдержал.
Учиться Олеся не стала, но и на работу устраиваться не спешила. Мать подталкивала потихоньку, а настаивать боялась. Кто знает, во что выльется протест дочери. Пусть не работает, лишь бы не пила.
Олесе еще и восемнадцати лет не было, когда она привела в дом парня. Родителям он понравился сразу: сам не напивается и Олесю ограничивает. Работает и учится. Родители его где-то далеко, а потому и жить больше негде. Оно и хорошо, молодые под присмотром. Да и к Клавдии с Григорием хорошо относится. Зовет их по имени-отчеству, помощь по дому предлагает.
Вот только замуж он Олесю не зовет. Но этот не беда. Кто сейчас официально женится? Сейчас это вроде принято так.
Когда впервые Олеся о детях заговорила, Роман ей сказал, что сначала нужно пить и курить бросить. Она сдерживалась, не пила. Всю беременность, все девять месяцев не пила. Родила девочку. Роман на неё насмотреться не мог. Хорошо жили.
Когда Милане полтора года исполнилось, Олеся стала из дома исчезать. Роман её искал, а когда находил, приносил на руках домой, грязную, растрепанную, пьяную и злую. Утром он отпаивал её рассолом, она каялась и обещала больше никогда этого не делать, повторяя:
- Только не бросай меня, пропаду я, - он нежно её к себе прижимал.
- Не брошу. Обещай, что пить больше не будешь.
- Обещаю, - она плакала и обнимала мужа, - никогда не буду. Прости меня.
И он прощал. А через месяц все повторялось. Сначала был телефонный звонок, а потом под каким-нибудь предлогом Олеся сбегала из дома.