Мы возвращаемся к теме передачи государственного пакета акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) банку ВТБ после одного интересного интервью на радио, посвящённого этой теме.
На вопрос ведущего, какая же такая нужда заставила государство отдать коммерсантам управление не просто крупным федеральным объектом, а важнейшим предприятием судостроительной отрасли России, приглашённый эксперт ответил, что таким образом будет повышена эффективность его работы.
– Но почему именно ВТБ? – спрашивает ведущий.
– Потому что ВТБ показал себя эффективным управленцем с имущественными активами.
– Как именно?
– Ну, вот, к примеру, ВТБ смог повысить капитализацию «Магнита». Это же безусловный успех.
– Но ведь «Магнит» – это не производство подводных лодок и боевых кораблей, а торговое предприятие.
– Ну и что с того.
– Значит, выходит, что государственная структура оказалась не в состоянии даже нанять эффективных менеджеров, чтобы решить проблемы, если таковые на ОСК были.
– Значит так.
– И о чём это может свидетельствовать?
- В определенной степени и о том, что государственное управление менее эффективно, чем частное.
Возможно, эксперт прав, но мы никак не можем взять в толк, как коммерческий банк, по сути своей «заточенный» только на получение прибыли и повышении котировок своих акций на бирже, что он и провернул в случае с «Магнитом», может заниматься тем, где прибыль – не главное и не очевидное.
Какую выгоду коммерсанты могут получить, например, от работы конструкторских бюро, и какая у них будет мотивация вкладывать деньги в новые разработки в сфере, где речь идёт не о прибылях, а совсем о другом, что не приносит больших денег – о безопасности страны?
ОСК — это важнейшее предприятие судостроительной отрасли России, на которое приходится порядка 80% всех военных и гражданских заказов.
В контексте этого события, вспомнилось, как в последние годы ВТБ постоянно находился в поиске, чтобы ему такого прикупить.
В 2018 году ВТБ приобрёл основную долю «Магнита», а ещё у него имеются (или имелись) доли торговых сетей «Лента» и «Дикси».
Относительно недавно глава ВТБ Андрей Костин говорил, что имеет интерес к покупке доли в «Яндексе».
Также, недавно, рассуждая о необходимости новой приватизации, Костин, ссылаясь на неких коллег, говорил, что есть желающие «прикупить кусочек «Почты России».
Во вчерашней статье, посвящённой ВТБ и ОСК, мы задались вопросом: если это не приватизация, то что?
В ответ некоторые наши читатели попытались уличить нас в невежестве, указывая на то, что передача управления происходит лишь на короткий срок – всего пять лет.
Но тогда возникает другой вопрос.
Да, форма собственности, по словам руководства ОСК, изменена не будет. А что будет через пять лет, если ВТБ организует эффективное финансирование корпорации, на недостатки которого (финансирования) при передаче ОСК указал президент Путин?
Акции вернут государству? Но при таком раскладе в возврате ОСК не будет никакого смысла. Логичнее будет оставить управление судостроением России эффективным менеджерам коммерческого банка.
Но тогда, если это не отложенная приватизация, то что? Может быть, позднее нам это все-таки объяснят?
Кстати, первую прибыль на фоне сделки ВТБ уже получил. Почти сразу после объявления о переходе ОСК в управление банка, его акции прибавили свыше 7%, и стали лидером роста в составе индекса Мосбиржи.
Предыдущая статья по теме:
Если это не приватизация, то что. Судостроение России передано в управление банку Костина – ВТБ
Уважаемые подписчики, если вам интересны материалы, делайте репосты в соцсетях, приглашайте знакомых подписаться на канал, это важно для поддержки работы нашего проекта, и конечно, заходите на сайт ROSGOD.RU