79,3K подписчиков

Дневник студента-медика. Практика на скорой

30K прочитали
 Окончив третий курс и выйдя на каникулы, я снова устроился подрабатывать на стройку. Что не говори, а на учебу зарабатывать надо.

Окончив третий курс и выйдя на каникулы, я снова устроился подрабатывать на стройку. Что не говори, а на учебу зарабатывать надо. Бригада наша состояла из семи человек и занимались мы, в основном, плотницким работами.

- Короче, - сказал однажды нам бригадир, - есть детский сад, на котором надо целиком перекрыть крышу. Берёмся за работу, мужики?

Лето в тот год на Южном Урале было жарким, малодождливым. Самое время крыши перекрывать.

- Беремся! - ответили мы.

Детский сад оказался в поселке при санатории, в котором жила и работала заведующим ФАПом моя старшая сестра.

К концу лета я накопил немного денег и купил первый свой автомобиль - ВАЗ 2101 "Копейка" 1979 года выпуска! Счастью не было предела! На этом автомобиле я проездил шесть лет.

Крышу детского сада мы перекрывали около месяца. Я все это время жил у сестры, ежедневно ходил на работу, а после, когда наша бригада закончила работы, я и вовсе официально устроился в этот детский сад дворником. Мы с сестрой решили, что жить последний курс я буду у нее, а на учебу буду ездить. Благо, что последний курс предусматривал программу, направленную именно на работу фельдшера в условиях ФАПа, скорой помощи, либо в составе отряда спасателей в условиях ЧС.

Четвертый курс начался с известия о том, что на базе нашего училища появились курсы по переподготовке медицинских сестер в фельдшеров. Такая необходимость была обусловлена тем, что некоторые из них всё равно из-за нехватки кадров работали на месте фельдшера и выполняли функции заведующего ФАПом, либо фельдшера скорой помощи, только зарплата была сестринская. Около двадцати медицинских сестер разных возрастов приехали с разных концов страны "доучиваться до фельдшера" и попали в нашу группу. Кто-то уже работал медсестрой, а кто-то только в прошлом году закончил сестринское отделение и решил доучиться до фельдшера.

Учиться на четвертом курсе было не просто легко, а очень легко. Весь тот багаж знаний и практических навыков, что мы прошли за предыдущие три курса теперь надо было закрепить и адаптировать с суровым реалиям работы в отечественном здравоохранении. Отточить, так сказать, навыки. Основной упор делался на скорую и неотложную помощь, прививочную и диспансерную работу. Особой категорией шла дисциплина под названием "Медицина катастроф".

Начались практические занятия на скорой. Подстанция скорой помощи находилась на первом этаже в торце здания районной больницы. Представлена она была двумя фельдшерами и двумя водителями на автомобилях УАЗ "Буханка"

Первый вызов, на который мне пришлось поехать с фельдшером по имени Александр, был к ребенку с высокой температурой.

- Второй день болеет, - сказала мать ребенка. - Температура до 39 поднималась. Парацетамолом сбивали. А сегодня вот горло заболело, я посмотрела, а там у нее налёт...

При осмотре выяснилось, что у пятилетней девочки самая настоящая фолликулярная ангина. Девочку отвезли в инфекцию.

Потом была бабушка с повышенным артериальным давлением.

- Давление замучило, - жаловалась она. - Затылок ломит, в ушах шумит, голову обносит.

Измерили АД. Оказалось 220/100. Сделали укол гипотензивного препарата.

Следующий вызов - мужчина с болями в пояснице.

- На работе, похоже, продуло, - говорил он, лежа на кровати, боясь пошевелиться. Приехал домой, из машины вышел. Как стрельнуло в спину, я аж на колени упал... Ползком заполз домой, жена вас вызвала.

От госпитализации больной отказался, сделали ему сильный обезболивающий препарат, рекомендовали обратиться утром в поликлинику.

Вообще, сначала у меня создалось создалось впечатление, что скорая, это такая мобильная поликлиника, созданная для удобства больных.

- И часто так вызывают? - спросил я Александра.

- Как? - спросил он.

- Ну, без "экстренности", - ответил я. - Ведь все вызовы, на которые мы сегодня съездили были поликлиническими. Ни инфаркта, ни инсульта, ни острого живота, ни травмы не было...

- Всегда почти, - ответил он. - И слава Богу, что такие простые вызовы.

Тогда я не придал особого значения его словам. Я только расстраивался: вроде бы СКОРАЯ! Тут надо спасать, подвиги совершать, а мы делаем поликлиническую работу на дому. Передвижной процедурный кабинет, а не скорая.

- Давай в магазин заедем, - предложил он. - К чаю чего-нибудь купим.

В то время ещё не было формы скорой помощи, а на вызовы мы ездили в обычных медицинских халатах. Зайдя в магазин в халатах, мы, естественно, обратили на себя внимание. Какие-то подвыпившие мужики, увидев нас, воскликнули:

- О! Скорая! За водкой приехали! Ха-ха!

- Зачем нам водка? - абсолютно серьезно спросил Александр. - Мы в спирте ноги мо́ем!

Под утро нас вызвали на приступ бронхиальной астмы у девушки двадцати лет.

- Хотел "скоровского" вызова? - спросил меня Александр, когда мы садились в машину.

- Ага! - радостно ответил я.

- Получай вот. Сам лечить будешь. Я даже рта на вызове не открою.

На вызове оказалась хроническая больная бронхиальной астмой, которая лучше меня знала свою болезнь и что делать. Она пользовалась карманным ингалятором, принимала таблетированные препараты. Скорую вызывала только тогда, когда карманный ингалятор не снимал приступ удушья.

Сухие свистящие хрипы были слышны с порога. У девушки было бледное лицо, синюшные губы, частое дыхание, затрудненный свистящий выдох - все как в учебнике по терапии.

- Приступы... участились, - говорила она с одышкой. - Наверное, ... осень нас... тупила...

-<Бронхолитик> помогает?

- ...да. Только в вену..., медленно.

После внутривенного введения препарата, кожные покровы девушки порозовели.

- Вчера тоже приступ был, - сказала она уже более спокойно. - Но вчера "баллончик" помог.

- Вчера, днем или ночью? - спросил я.

- Тоже ночью.

- Собирайтесь в больницу, - сказал я и заметил, как Александр довольно кивнул.

- Почему?

- Потому что у вас обострение. Сами же говорите, что приступы участились, вторую ночь подряд возникают, "баллончик" не помогает. <Бронхолитик> через два-три часа перестанет действовать, и что вы делать будете?

Девушка молча собралась. Отвезли в терапию.

- Ты сможешь работать на скорой, - сказал мне Александр. - Еще недельку попрактикуешься и можно будет тебя одного отправлять на вызовы.

Я был горд! Еще бы! Мне уже доверяют больных! Я уже делаю что-то сам!

...

На следующий день я пришел на лекции. Преподаватель как-то нудно и неинтересно читала про прививочную работу, календарь прививок. Я сидел, вспоминая вчерашние вызовы, анализировал их, вспоминал свои ошибки на вызовах, неверные суждения и как этого избегать. Пришло какое-то понимание, что, в основном, так и будет: скорая будет ездить к хроническим больным, никуда от этого не деться, а значит, надо выработать какую-то свою тактику поведения на таких вызовах.

От бессонной ночи накануне, голова была тяжёлой, глаза мои то и дело закрывались, хотелось спать...

Продолжение: Часть 1/ Часть 2/ Часть 3/ Часть 4/ Часть 5/ Часть 6/ Часть 7/ Часть 8/ Часть 9/ Часть 10/ Часть 11/ Часть 12/ Часть 13/ Часть 14/ Часть 15/ Часть 16/ Часть 17/ Часть 18/ Часть 19/ Часть 20/ Часть 21/ Часть 22/ Часть 23/ Часть 24/ Часть 25/ Часть 26/ Часть 27/ Часть 28/ Часть 29/ Часть 30/ Часть 31/ Часть 32/ Часть 33/ Часть 34/ Часть 35/ Часть 36/ Часть 37/ Часть 38/ Часть 39/ Часть 40/ Часть 41/ Часть 42/ Часть 43/Часть 44