Автомобильная промышленность в период 1905 – 1910 гг. только наращивала свои обороты, в Российской Империи росло разнообразие машин и заводов, которые их выпускали. Один из таких был автомобильный завод предпринимателя Ивана Петровича Пузырёва.
Автолюбитель:
В 1907 году Иван Петрович посетил автомобильную выставку в Санкт-Петербурге под название «Первая международная выставка автомобилей, велосипедов и спорта». Пузырёв прибыл на неё не случайно, он увлекался машинами и на ней Иван хотел заключить контракт на поставку автозапчастей, да и просто полюбоваться сколько нового производят в мире. Так, Пузырёв заключил контракт с немецким дистрибутором запасных частей фирмы «Sorge & Sabeck» о представлении их интересов в Российской Империи. В этом же году был открыт магазин в Санкт-Петербурге «Автомобильный материал И.П. Пузырёв». Каталог запасных частей состоял из около 600 наименований изделий, поставлявшихся его немецким партнёром – это был крупнейший в России склад автозапчастей на тот момент. Такие магазинчики были не новшеством в Империи, однако его товар получил популярность в России.
Собственное производство
Через 2 года Пузырёв отказался от сотрудничества с немецкой фирмой «Sorge & Sabeck» и в этом же году в августе он открыл свой «Русский автомобильный завод И.П. Пузырёва» (далее РАЗИПП). На заводе производились шестерни, валы, картеры и цилиндры двигателей по требованию заказчиков. Предприятие было открыло на деньги своей матери, дочери купца Прозорова и сестры председателя СПб Биржевого Комитета и члена Государственной Думы. Параллельно с этим открылись точки по ремонту автомобилей. И только зимой 1911 года (через 2 года) там был выпущен первый собственный автомобиль модели «28/35НР» («Пузырёв 28/35»). К этом моменту его начали посещать журналисты и стали снимать репортажи, где сообщалось о том, что собирается ещё один такой автомобиль и будет собран новенький и более мощного типа. Производство запчастей и далее машин в документах для анонимности записывали примерно так – «А.А.А»/«Т.Т.Т».
Комментарий одного из журналистов о заводе:
"Общее впечатление по осмотре завода выносится удивительно приятное: видно, что делом руководит знаток и прежде всего большой любитель, что чисто коммерческие соображения стоят далеко не на первом месте, и что дело развивается быстро и уверенно"
Рост и крах:
Пузырёв как и многие другие производители автомобилей совершил автопробег для демонстрации способностей своей машины по маршрутам СПб – Рига – СПб и СПб – Париж СПб. За период 1910 – 1912 гг. производство значительно выросло – это видно по числу сотрудников, которых выросло с 3 сотрудников до 98.
Один автомобиль у Пузырёва стоил 6.200 – 8.000 р.и. (рубль империи), это был полностью укомплектованный кузок. Для сравнения «Ford» продавал свои машины за 1.965 – 3.175 р.и, а «Studebaker» за 2.600 – 3.500 р.и. Довольно большая разница для того времени, но у всех российских производителей была такая проблема, цена за одно авто могла достигать и 8.000 р.и. Так, следующий автомобиль «Пузырёв 28/40НР» должен был стать серийным, как более подходящий для русских условий, собирался он из лучших решений среди иностранных машин. «Патентованным новшеством стала коробка скоростей, в которой шестерни вращались в постоянном зацеплении, а передачи включались кулачковыми муфтами - без рывков и скрежета, как у большинства тогдашних автомобилей».
Главными покупателями должны были стать не частные лица, ну они и не спешили покупать у Пузырёва машины, а военное министерство, которое тогда стремилось заполучить лучшие решения. Иван Петрович воспользовался именами отца-генерала и дяди-депутата Госдумы, ему удалось выйти на уровень высших военных чинов (чиновников военного) ведомства. И в скором времени генерал от кавалерии Яков Григорьевич Жилинвский в своей докладной записке писал о том, что надо поощрить Пузырёва и купить машину (которую он видел). [Цитата: «Надо поощрить и ген. Пузырева и купить ту машину, которую я видел»]
Предложения Ивана Петровича от решения Военного министерства отличались, очень сильно. Пузырёв предложил сразу 25 машин по 7.150 р.и., на что министерство ответило отказом и сообщила, что сначала они закажут 2 автомобиля, а потом до закажут ещё. Так, 16 декабря 1911 года поступил первый заказ, а 20 февраля 1912 года уже второй, вроде бы всё хорошо, но Иван просрочил сроки поставки своих машин и 31 мая 1912 года Военное министерство направило ему извещение: «В случае если с Вашей стороны не последует подтверждения указанных нарядов в течение 7-ми дневного срока со дня сдачи Вам настоящего извещения, то Отдел будет считать это за отказ Ваш от поставки и оставляет за собой право использовать на другие надобности тот кредит, который предназначался в уплату за заказанные Вам два автомобиля». В итоге, они договорились о новых сроках 10 июля и 5 сентября на два заказа, соответственно. И Пузырёв даже заплатил гербовой сбор, чтобы у военных была гарантия.
В конечном счёте ни машин, ни гербового сбора, ничего не было выполнено со стороны Ивана Петровича. Военное министерство отправилось на осмотр завода и получения информации по своим заказам, где они услышали, что скоро предприятие получит инвестиции от французских партнёров и всё будет хорошо. Жилинский наложил резолюцию: «Оставить в силе заказ, а на будущее время относиться к этому заводу осторожно». Лишь 3 сентября Пузырёв оплатил гербовый сбор, а автомобили были всё же поставлены военному министерству – 2 ноября и 15 декабря 1912 года.
Так, Пузырёв шёл к краху, за 1913 год компания будет преобразовано в Акционерное общество французского капитала, он поучаствует в «IV международной автомобильной выставке» 1913 года в Санкт-Петербурге. И 8 января 1914 года он получил 2 письма из Военного министерства, отдал указания к расширению завода на новые инвестиции и в тот же день его завод сгорел. Было утрачено 8 автомобилей, 15 машинокомплектов, общая сумма ущерба составила 52.000 р.и. После этого Иван Петрович совсем утратил возможность вести бизнес и какую-либо надежду. Он умрёт 4 сентября 1914 года, так и не наладив производство собственных машин.
Автор: Горшков И.С.
Коммерсантъ. Уже не тот завод. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2630737?query=%D0%BF%D1%83%D0%B7%D1%8B%D1%80%D0%B5%D0%B2#id1100904
Национальная электронная библиотека. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_60000099155?page=23&rotate=0&theme=white
За рулём. И.П. Пузырёв. URL: https://www.zr.ru/archive/zr/1985/06/muziei-za-ruliem#31
Autosecret. Русский автомобильный завод И.П, Пузырёва. URL: https://autosecret.net/avtonovosti/avtoistoriya/2400-russkij-avtomobilnyj-zavod-i-p-puzyreva
Livejournal. Автомобили Пузырёва. URL: https://a-dedushkin.livejournal.com/83675.html
Ланское. Русский автомобильный завод И.П. Пузырёва. URL: http://xn--80akoclht.xn--p1ai/?p=20962