Найти в Дзене
ALVI история

Автомобили Российской Империи: Завод И.П. Пузырёва

Оглавление

Автомобильная промышленность в период 1905 – 1910 гг. только наращивала свои обороты, в Российской Империи росло разнообразие машин и заводов, которые их выпускали. Один из таких был автомобильный завод предпринимателя Ивана Петровича Пузырёва.

Портрет Ивана Петровича Пузырёва
Портрет Ивана Петровича Пузырёва

Автолюбитель:

В 1907 году Иван Петрович посетил автомобильную выставку в Санкт-Петербурге под название «Первая международная выставка автомобилей, велосипедов и спорта». Пузырёв прибыл на неё не случайно, он увлекался машинами и на ней Иван хотел заключить контракт на поставку автозапчастей, да и просто полюбоваться сколько нового производят в мире. Так, Пузырёв заключил контракт с немецким дистрибутором запасных частей фирмы «Sorge & Sabeck» о представлении их интересов в Российской Империи. В этом же году был открыт магазин в Санкт-Петербурге «Автомобильный материал И.П. Пузырёв». Каталог запасных частей состоял из около 600 наименований изделий, поставлявшихся его немецким партнёром – это был крупнейший в России склад автозапчастей на тот момент. Такие магазинчики были не новшеством в Империи, однако его товар получил популярность в России.

Реклама автомобильного магазина И.П. Пузырёва
Реклама автомобильного магазина И.П. Пузырёва
Реклама автомобильного магазина И.П. Пузырёва
Реклама автомобильного магазина И.П. Пузырёва

Собственное производство

Через 2 года Пузырёв отказался от сотрудничества с немецкой фирмой «Sorge & Sabeck» и в этом же году в августе он открыл свой «Русский автомобильный завод И.П. Пузырёва» (далее РАЗИПП). На заводе производились шестерни, валы, картеры и цилиндры двигателей по требованию заказчиков. Предприятие было открыло на деньги своей матери, дочери купца Прозорова и сестры председателя СПб Биржевого Комитета и члена Государственной Думы. Параллельно с этим открылись точки по ремонту автомобилей. И только зимой 1911 года (через 2 года) там был выпущен первый собственный автомобиль модели «28/35НР» («Пузырёв 28/35»). К этом моменту его начали посещать журналисты и стали снимать репортажи, где сообщалось о том, что собирается ещё один такой автомобиль и будет собран новенький и более мощного типа. Производство запчастей и далее машин в документах для анонимности записывали примерно так – «А.А.А»/«Т.Т.Т».

Автомобиль "Пузырёв 28/35НР"
Автомобиль "Пузырёв 28/35НР"

Комментарий одного из журналистов о заводе:

"Общее впечатление по осмотре завода выносится удивительно приятное: видно, что делом руководит знаток и прежде всего большой любитель, что чисто коммерческие соображения стоят далеко не на первом месте, и что дело развивается быстро и уверенно"

Рост и крах:

Пузырёв как и многие другие производители автомобилей совершил автопробег для демонстрации способностей своей машины по маршрутам СПб – Рига – СПб и СПб – Париж СПб. За период 1910 – 1912 гг. производство значительно выросло – это видно по числу сотрудников, которых выросло с 3 сотрудников до 98.

Один автомобиль у Пузырёва стоил 6.200 – 8.000 р.и. (рубль империи), это был полностью укомплектованный кузок. Для сравнения «Ford» продавал свои машины за 1.965 – 3.175 р.и, а «Studebaker» за 2.600 – 3.500 р.и. Довольно большая разница для того времени, но у всех российских производителей была такая проблема, цена за одно авто могла достигать и 8.000 р.и. Так, следующий автомобиль «Пузырёв 28/40НР» должен был стать серийным, как более подходящий для русских условий, собирался он из лучших решений среди иностранных машин. «Патентованным новшеством стала коробка скоростей, в которой шестерни вращались в постоянном зацеплении, а передачи включались кулачковыми муфтами - без рывков и скрежета, как у большинства тогдашних автомобилей».

Автомобиль "Пузырёв 28/40НР"
Автомобиль "Пузырёв 28/40НР"
Штабной вариант автомобиля "Пузырёв 28/40 НР"
Штабной вариант автомобиля "Пузырёв 28/40 НР"

Главными покупателями должны были стать не частные лица, ну они и не спешили покупать у Пузырёва машины, а военное министерство, которое тогда стремилось заполучить лучшие решения. Иван Петрович воспользовался именами отца-генерала и дяди-депутата Госдумы, ему удалось выйти на уровень высших военных чинов (чиновников военного) ведомства. И в скором времени генерал от кавалерии Яков Григорьевич Жилинвский в своей докладной записке писал о том, что надо поощрить Пузырёва и купить машину (которую он видел). [Цитата: «Надо поощрить и ген. Пузырева и купить ту машину, которую я видел»]

Предложения Ивана Петровича от решения Военного министерства отличались, очень сильно. Пузырёв предложил сразу 25 машин по 7.150 р.и., на что министерство ответило отказом и сообщила, что сначала они закажут 2 автомобиля, а потом до закажут ещё. Так, 16 декабря 1911 года поступил первый заказ, а 20 февраля 1912 года уже второй, вроде бы всё хорошо, но Иван просрочил сроки поставки своих машин и 31 мая 1912 года Военное министерство направило ему извещение: «В случае если с Вашей стороны не последует подтверждения указанных нарядов в течение 7-ми дневного срока со дня сдачи Вам настоящего извещения, то Отдел будет считать это за отказ Ваш от поставки и оставляет за собой право использовать на другие надобности тот кредит, который предназначался в уплату за заказанные Вам два автомобиля». В итоге, они договорились о новых сроках 10 июля и 5 сентября на два заказа, соответственно. И Пузырёв даже заплатил гербовой сбор, чтобы у военных была гарантия.

В конечном счёте ни машин, ни гербового сбора, ничего не было выполнено со стороны Ивана Петровича. Военное министерство отправилось на осмотр завода и получения информации по своим заказам, где они услышали, что скоро предприятие получит инвестиции от французских партнёров и всё будет хорошо. Жилинский наложил резолюцию: «Оставить в силе заказ, а на будущее время относиться к этому заводу осторожно». Лишь 3 сентября Пузырёв оплатил гербовый сбор, а автомобили были всё же поставлены военному министерству – 2 ноября и 15 декабря 1912 года.

Завод И.П. Пузырёва
Завод И.П. Пузырёва

Так, Пузырёв шёл к краху, за 1913 год компания будет преобразовано в Акционерное общество французского капитала, он поучаствует в «IV международной автомобильной выставке» 1913 года в Санкт-Петербурге. И 8 января 1914 года он получил 2 письма из Военного министерства, отдал указания к расширению завода на новые инвестиции и в тот же день его завод сгорел. Было утрачено 8 автомобилей, 15 машинокомплектов, общая сумма ущерба составила 52.000 р.и. После этого Иван Петрович совсем утратил возможность вести бизнес и какую-либо надежду. Он умрёт 4 сентября 1914 года, так и не наладив производство собственных машин.

Второй справа И.П. Пузырёв
Второй справа И.П. Пузырёв
Реклама автомобильного завода И.П, Пузырёва
Реклама автомобильного завода И.П, Пузырёва
Реклама автозапчастей магазина И.П. Пузырёва
Реклама автозапчастей магазина И.П. Пузырёва
Сборщики на автомобильном заводе И.П, Пузырёва
Сборщики на автомобильном заводе И.П, Пузырёва
Реклама автозапчастей магазина И.П, Пузырёва
Реклама автозапчастей магазина И.П, Пузырёва

Автор: Горшков И.С.

Коммерсантъ. Уже не тот завод. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2630737?query=%D0%BF%D1%83%D0%B7%D1%8B%D1%80%D0%B5%D0%B2#id1100904

Национальная электронная библиотека. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_60000099155?page=23&rotate=0&theme=white

За рулём. И.П. Пузырёв. URL: https://www.zr.ru/archive/zr/1985/06/muziei-za-ruliem#31

Autosecret. Русский автомобильный завод И.П, Пузырёва. URL: https://autosecret.net/avtonovosti/avtoistoriya/2400-russkij-avtomobilnyj-zavod-i-p-puzyreva

Livejournal. Автомобили Пузырёва. URL: https://a-dedushkin.livejournal.com/83675.html

Ланское. Русский автомобильный завод И.П. Пузырёва. URL: http://xn--80akoclht.xn--p1ai/?p=20962

Авто
5,66 млн интересуются