Найти тему
Евгения Сорокина

Как разработать стратегию за 5 шагов

Оглавление
Как разработать стратегию развития бизнеса     Designed by Freepik
Как разработать стратегию развития бизнеса Designed by Freepik

Некоторое время назад я опубликовала в посте опрос, где спросила у вас о наиболее интересных темах. Одна из самых популярных оказалась — разработка стратегии.

Действительно, стратегия является важной составляющей успеха любого бизнеса, поскольку она определяет цели, стоящие перед предприятием, и охватывает краткосрочные и долгосрочные задачи, которые помогают организации достичь этих целей. Кроме того, стратегия предполагает оценку текущего состояния бизнеса, прогнозирование развития и разработку плана, который позволит соединить эти два направления.

Итак, основные элементы бизнес стратегии:

1. Анализ текущего положения вашего бизнеса

Для анализа текущего положения можно использовать следующие критерии:

  • Финансовый: определите, работает ли бизнес с прибылью или убытками, какая рентабельность бизнеса (за год и в динамике). Пересмотрите ассортимент, сделав предварительно ABC анализ.
  • Производство (если вы производитель товара или услуги): пересмотрите весь цикл производства и проанализируйте процессы — определите, какие области бизнеса работают хорошо, а какие — требуют доработки, например, появились новые технологии, которые помогут увеличить скорость, производительность, передать часть функций ИИ.
  • Сравнение с конкурентами: проанализируйте долю вашу продукта / компании на рынке, изучите ассортимент и сравните показатели ваших SKU (артикулов) с конкурентами.

2. Понять, как предприятие достигло своего нынешнего положения


Используя текущее положение бизнеса, рассмотрите причины успехов и неудач. Факторы, которые могут повлиять на результаты деятельности компании, относятся как к внешним, например, ситуация в стране, рыночные тенденции и тренды, так и к внутренним — сильные и слабые стороны компании.

Что же можно рассмотреть:

  • что было сделано правильно или неправильно, чтобы достичь текущего результата в бизнесе,
  • есть ли у компании история, когда она оказывалась в нужное время в нужном месте,
  • создал ли рынок какие-либо условия для развития компании или достижения определенных результатов (например, бум на розовый цвет в связи с выходом фильма "Барби") для компании,
  • способствовал ли уровень планирования достижению целей

В результате вы поймете слабые и сильные стороны вашего бизнеса.

3. Проанализировать текущие тренды и рыночную ситуацию

Изучение отрасли помогает понять тенденции и потенциал роста индустрии в будущем. Как правило, учитываются политические, социальные, экономические и технологические факторы. Такой анализ показывает существующие возможности на рынке и препятствия.

4. Составление стратегии

Собрав информацию по первым трем пунктам, можно переходить к составлению самой стратегии, которая учтет все тренды, экономическую ситуацию, слабые и сильные стороны бизнес процессов в компании и продукта, а также отразит стратегические возможности развития.

Любая стратегия строится на базовой концепции маркетинга 4Р — инструмент, который используется для формирования маркетинговой стратегии развития бренда и включает проработку свойств продукта, ценовое позиционирование на рынке, каналы дистрибуции или места продаж и продвижение. Продукт, который создается по модели 4P учитывает потребности и ожидания целевой аудитории, что приводит к увеличению лояльности и, как следствие, росту доли рынка и объема продаж.

4P маркетинговая концепция
4P маркетинговая концепция

Product (Продукт) — товар или услуга, которая помогает потребителям решить проблемы и несет для них ценность.

Как описать продукт для целевой аудитории
Как описать продукт для целевой аудитории

Price (Цена) — ценовое позиционирование товара или услуги.

Place (Места продажи) — где будет продаваться продукт. Важно построить качественную дистрибуцию, опираясь на целевую аудиторию.

Promotion (Продвижение) — маркетинговые коммуникации по привлечению внимания целевой аудитории к продукту и дальнейшее удержание клиентов.

5. Постановка целей и создание дорожной карты (road map)

Определив направление, поставьте конкретные цели, которые соответствуют стратегии и связаны с видением, миссией и ценностями компании. Практические цели являются конкретными, измеримыми, достижимыми, применимыми и привязанными к срокам.

При постановке целей следует учитывать такие аспекты, как:

  • рентабельность инвестиций и прибыльность бизнеса
  • качество продукции или услуг
  • качество сервиса

После постановки целей, создайте дорожную карту стратегии с указанием сроков выполнения основных этапов, задач и целей и предоставьте доступ к плану всем сотрудникам компании, чтобы каждый отдел мог совместно работать над реализацией стратегических изменений.


Очень важно пересматривать стратегию для поддержания актуальности бизнеса для клиентов и на рынке.

Ставьте 👍 статье и задавайте вопросы.