Некоторое время назад я опубликовала в посте опрос, где спросила у вас о наиболее интересных темах. Одна из самых популярных оказалась — разработка стратегии.
Действительно, стратегия является важной составляющей успеха любого бизнеса, поскольку она определяет цели, стоящие перед предприятием, и охватывает краткосрочные и долгосрочные задачи, которые помогают организации достичь этих целей. Кроме того, стратегия предполагает оценку текущего состояния бизнеса, прогнозирование развития и разработку плана, который позволит соединить эти два направления.
Итак, основные элементы бизнес стратегии:
1. Анализ текущего положения вашего бизнеса
Для анализа текущего положения можно использовать следующие критерии:
- Финансовый: определите, работает ли бизнес с прибылью или убытками, какая рентабельность бизнеса (за год и в динамике). Пересмотрите ассортимент, сделав предварительно ABC анализ.
- Производство (если вы производитель товара или услуги): пересмотрите весь цикл производства и проанализируйте процессы — определите, какие области бизнеса работают хорошо, а какие — требуют доработки, например, появились новые технологии, которые помогут увеличить скорость, производительность, передать часть функций ИИ.
- Сравнение с конкурентами: проанализируйте долю вашу продукта / компании на рынке, изучите ассортимент и сравните показатели ваших SKU (артикулов) с конкурентами.
2. Понять, как предприятие достигло своего нынешнего положения
Используя текущее положение бизнеса, рассмотрите причины успехов и неудач. Факторы, которые могут повлиять на результаты деятельности компании, относятся как к внешним, например, ситуация в стране, рыночные тенденции и тренды, так и к внутренним — сильные и слабые стороны компании.
Что же можно рассмотреть:
- что было сделано правильно или неправильно, чтобы достичь текущего результата в бизнесе,
- есть ли у компании история, когда она оказывалась в нужное время в нужном месте,
- создал ли рынок какие-либо условия для развития компании или достижения определенных результатов (например, бум на розовый цвет в связи с выходом фильма "Барби") для компании,
- способствовал ли уровень планирования достижению целей
В результате вы поймете слабые и сильные стороны вашего бизнеса.
3. Проанализировать текущие тренды и рыночную ситуацию
Изучение отрасли помогает понять тенденции и потенциал роста индустрии в будущем. Как правило, учитываются политические, социальные, экономические и технологические факторы. Такой анализ показывает существующие возможности на рынке и препятствия.
4. Составление стратегии
Собрав информацию по первым трем пунктам, можно переходить к составлению самой стратегии, которая учтет все тренды, экономическую ситуацию, слабые и сильные стороны бизнес процессов в компании и продукта, а также отразит стратегические возможности развития.
Любая стратегия строится на базовой концепции маркетинга 4Р — инструмент, который используется для формирования маркетинговой стратегии развития бренда и включает проработку свойств продукта, ценовое позиционирование на рынке, каналы дистрибуции или места продаж и продвижение. Продукт, который создается по модели 4P учитывает потребности и ожидания целевой аудитории, что приводит к увеличению лояльности и, как следствие, росту доли рынка и объема продаж.
Product (Продукт) — товар или услуга, которая помогает потребителям решить проблемы и несет для них ценность.
Price (Цена) — ценовое позиционирование товара или услуги.
Place (Места продажи) — где будет продаваться продукт. Важно построить качественную дистрибуцию, опираясь на целевую аудиторию.
Promotion (Продвижение) — маркетинговые коммуникации по привлечению внимания целевой аудитории к продукту и дальнейшее удержание клиентов.
5. Постановка целей и создание дорожной карты (road map)
Определив направление, поставьте конкретные цели, которые соответствуют стратегии и связаны с видением, миссией и ценностями компании. Практические цели являются конкретными, измеримыми, достижимыми, применимыми и привязанными к срокам.
При постановке целей следует учитывать такие аспекты, как:
- рентабельность инвестиций и прибыльность бизнеса
- качество продукции или услуг
- качество сервиса
После постановки целей, создайте дорожную карту стратегии с указанием сроков выполнения основных этапов, задач и целей и предоставьте доступ к плану всем сотрудникам компании, чтобы каждый отдел мог совместно работать над реализацией стратегических изменений.
Очень важно пересматривать стратегию для поддержания актуальности бизнеса для клиентов и на рынке.
Ставьте 👍 статье и задавайте вопросы.