Когда я училась в школе, в каждой параллели был класс для детей с замедленным психическим развитием и нарушениями поведения.
Но лет до двенадцати я об этом даже не догадывалась. Не знала, что есть такие ученики. Они где-то там учились. В гости не заходили.
И тут вдруг в шестом классе объявили нам войну. Явились трое. Два парня и девочка. На руках чёрные перчатки с отрезанными пальцами.
Погрозили кулаком и сказали: "Ну всё шестой "А", вы наши шестёрки. Будем вас бить нещадно и всячески издеваться. Потому что не*** учиться в обычном классе."
Кто-то попробовал возразить, но девица в перчатках, кстати очень маленького роста, ответила: "Знаете, зря смеетесь. Я год назад подралась с беременной учительницей. И пнула её в живот прямо в школе. Меня хотели отчислить, к директору вызывали. Но не отчислили, только поставили на учёт. А за вас и подавно ничего не будет."
До сих пор её помню. Красавица. Волосы чёрные, вьющиеся. Глазищи огромные, голубые. Помню даже имя. Её звали Марина. И фамилию помню, красивую, греческую.
Даже тогда непонятно было, зачем она с этими пацанами ходила. А сейчас непонятней вдвойне. Хотелось бы отыскать её где-нибудь в соцсетях. С узнать, что всё у неё хорошо. Что выросла, выучилась, вышла замуж. Вырастила или ещё растит детей, а не пошла по наклонной дорожке.
Но отыскать её мне так и не удалось.
И что же потом было, спросите вы, после этого неожиданного визита? Да ничего хорошего.
Эти мелкие хулиганы стали нас обижать. В школе ещё держались. Максимум могли кулак показать или поставить подножку.
А вот за её пределами творили всякую дичь.
Преследовать наш класс начинали уже с порога, прятались в тёмном тамбуре и лупили выходящих портфелями по голове. Или выбегали и толкали в спину, когда кто-то из нашего класса спускался по лестнице.
Дело было зимой. Кому-то везло, и он съезжал по ступенькам на пятой точке. Мне не посчастливилось - улетела лицом вниз. Больно ударила руку.
Лежащих на земле оттаскивали в ближайший сугроб и налетали сверху толпой человек в десять-двенадцать.
Так продолжалось неделю. Пока у меня не лопнуло терпение. Подошла к классному руководителю и всё ей рассказала.
Она была женщиной строгой, принципиальной. Кричала так, что уши закладывало. И била указкой по столу. А иногда и по нерадивым ученикам. Мы её очень сильно боялись.
И вела она географию у всей параллели. У этого шестого "Ж" тоже. Что она им там устроила! Страшно сказать.
Но с этого дня все преследования прекратились.
Поэтому да, детям не надо бояться хулиганов бояться. Нужно обращать к учителям и родителям.
К родителям, я, кстати, тоже обращалась, чуть позже, когда восьмиклассники из такого же класса, стали приставать к нашим девочкам с очень нехорошими намерениями. До директора дошло. Были крупные разборки.
Так вот, к чему я всё это пишу? А к тому что эти ребята не учились с нами в одном классе, но уже доставляли массу неприятностей.
А потом кто-то "очень умный" сверху решил и вовсе посадить таких "деток" за парты в обычные классы.
Началась инклюзия. Сначала негласно. Потом вполне официально.
В год, когда сын должен был пойти в школу, уже никаких классов седьмого вида в школах не было. Остались только речевые.
И когда я пришла с документами в департамент и рассказала свою печальную историю про неудачную попытку учёбы сына в предшколе, после которой последовал категорический отказ принять ребёнка в первый класс и последующие безуспешные попытки его куда-то пристроить, хоть платно, хоть бесплатно, там только развели руками.
Сказали: "Ничем помочь не можем. У вас в пмпк прописан класс седьмого вида. А их сейчас нигде нет, даже в коррекционных школах." И предложили интернат.
Потом, правда позвонили в наш лицей, потребовали взять документы. И сын стал учиться индивидуально. А со второго класса и вовсе перешёл на домашнее обучение.
И кстати, у меня даже в планах не было посадить его в обычный класс. Слишком он был шумным и непредсказуемым в поведении.
Так что зря мне иногда пишут: "Вы хотели устроить ребёнка в обычную школу любой ценой. А про нормальных детей вы подумали, будет ли им комфортно учиться с таким?"
Вот как раз подумала. В планах стояло именно индивидуальное обучение. Но директор даже слушать об этом не желала. Повторяла как мантру: "У нас нет коррекционных педагогов. Идите в спецшколу."
И мы бы пошли. Если бы на тот момент там были классы седьмого вида. Сейчас это какой-то восьмой для детей с аутизмом и проблемами в поведении без нарушений интеллекта.
На данный момент они есть, и то не в коррекции, и их очень мало. На всех детей не хватает.
А когда сын шёл в первый класс, их просто не было. Сожрала инклюзия.
А что мы видим сейчас?
Ситуация странная. В российских школах опять собираются разделить учеников, детей с особенностями развития хотят вернуть обратно в спецклассы и коррекционные школы.
Отменить инклюзивное образование, которое с треском провалилось.
Такую инициативу продвигают уже на федеральном уровне.
Её авторы говорят, что дети с отклонениями в психическом и психологическом развитии в обычных школах не приживаются, часто становятся изгоями, подвергаются буллингу. Или сами выступают в роли агрессоров.
Обучение таких детей в обычных классах не приносит пользы никому, только создаёт очень серьезные проблемы.
Учителя по-прежнему не подготовлены. Они не умеют да и не хотят иметь дело с такими учениками.
Поэтому выход один - вернуть всё, как было. Кого-то отправить в спецкласс. А кого-то в коррекционную школу, чтобы не мешали учебному процессу.
Провели даже опрос и он показал, что большинство учителей и родителей за эту инициативу. За то, что бы дети с психическими расстройствами учились отдельно от обычных учеников.
Как будет, покажет время. А вы за или против такой инициативы?