Герой нашей истории - лайнер Airbus A300. Это вполне обычный, по современным меркам, среднемагистральный широкофюзеляжный двухдвигательный самолет. Но A300 особенный, его, без преуменьшения, можно назвать отцом.
Отправляемся в прошлое, конец 60-х. Европейские и американские авиакомпании нуждаются в самолете вместимостью около 250 мест, причем дешевым, надежным и экономичным. В 1967 году правительства Франции, Германии и Великобритании заключили соглашение о начале совместной работы. Причем будущий A300 должен был стать трехсот местным самолетом на 2 движках. Действительно, супер-самолет, как заказывали. Только, вот когда политики замолкли, инженеры поняли, что реализовать такое обещание будет очень сложно и очень дорого. Умные дядьки предложили не раскатывать губу и создать лайнер на 250 мест. А250. Но тут закричали хейтеры: "Обещали крутой самолет А300, а тут какой-то унылый А250”. В итоге реализовывать начали 250-местный вариант, но назвали его A300. Жить стало уже не так страшно. 250-местный вариант был на 25 тонн легче и для него не обязательно было создавать совершенно новый двигатель. Достаточно было модернизировать двигатели Rolls-Royce или вообще поставить американские Pratt & Whitney или General Electric. Еще одним бонусом было то, что благодаря экономии массы его сделали чуть шире и он стал вмещать стандартные грузовые контейнеры LD-3. Airbus потом кучу денег заработал на грузовых версиях самолетов.
Сборка первого прототипа началась в 1969 году и продолжалась целых три года. Постоянно возникали сложности с комплектующими, совместимостью, а также с двигателями. Ох, уж эти двигатели! Помните, я сказал, что на обновленный А300 можно было ставить разные двигатели, а не изначально создававшиеся под него двигатели Rolls-Royce, так вот, это спасло проект. Rolls-Royce ввязалась в авантюру, которую не осилила, и постоянные задержки чуть не сорвали работу. Универсальность самолета позволила без особой драмы поменять британские двигатели на американские.
Наконец, в 1972 году самолет взлетел. В программе испытаний участвовало 4 самолёта, которые, к тому же, умудрились поучаствовать в нескольких демонстрационных турах в Северной и Южной Америке. В 1974 году A300 был сертифицирован в Европе и в США. Заказчики наконец начали получать свои первые Airbus. К концу десятилетия в парках 14 Авиакомпаний летало уже под сотню этих машин. Airbus отхватил 26 процентов рынка магистральных лайнеров и понял, что идёт к успеху.
И так, перейдем к самому девайсу. Общая компоновка у самолета вполне обычна для нашего времени: низкоплан с двумя подвешенными под крылом движками. A300 имел в себя множество убойных инноваций. Это был первый двухдвигательный широкофюзеляжный самолет. Это был первый серийный гражданский самолет, в котором активно применялись композиты. Не от хорошей жизни. Когда у тебя всего два движка и тяга ограничена, каждый килограмм важен, а композиты позволяли и аэродинамику улучшить и массу снизить. Кроме того, это был первый самолет с таким масштабным внедрением автоматики и компьютеров. Им могли управлять всего два человека. В те времена даже небольшими самолетами управляли трое. А чтобы поднять Ту-154, например, нужно было четверо мужиков.
Самолет имел несколько модификаций. A300 B1 - базовый и самый короткий, наверное, поэтому он был никому не нужен. Построили всего два таких. A300 B2 уже нормальный по длине. Во всяком случае, для французов. Такой вариант еще в разработке требовал Air France. Он оснащался движками Pratt & Whitney, такими же, какие ставили на 1 Boeing 747. A300 B4 нес больше топлива и имел улучшенное крыло. A300-600 получил обновленный хвост и стал вместительнее предшественников. A300 B10, который перерос в A310. И наконец, A300-600 ST, известный как "белуга".
A300 был выпущен в количестве 561 экземпляра и перестал производиться в 2007 году. Но не грустите. Ему на смену пришел A310, а сейчас небеса над нами нарезает его наследник A330, который никуда уходить не собирается.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие статьи.