Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Чем военные грунтозацепы на шинах отличаются от колхозных?

Протекторы на шинах различных колёсных транспортных средств могут отличаться весьма сильно. Сегодня обсудим так называемый V-образный рисунок протектора. Его ещё называют клиновидным, или же протектор-ёлочка. Он встречается на колёсных такторах, на вездеходах, а также и на ракетовозах.

Рисунок протектора складывается из грунтозацепов. Это такие выступы на поверхности шины. Именно они цепляются за грунт и повышают общую проходимость на бездорожье.

Однако если мы сравним так называемые гражданские грунтозацепы, которые ещё называют колхозными, с военными, которые называют ракетовозными, то заметим, что они довольно сильно отличаются.

Так колхозные грунтозацепы встречаются на подавляющем большинстве колёсных тракторов (отсюда и название такое), и у них сплошные выступы по всей протяжённости. Т.е. это просто торчащий под нужным углом кусок резины.

С ракетовозными протекторами и их грунтозацепами всё сложнее. Они тоже образуют клиновидный рисунок, однако они представляют собой набор квадратиков или же ромбиков.

Так почему же у тракторов грунтозацепы сплошные, а у ракетовозов они набраны из квадратных выступов?

-2

И чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сравнить условия, в которых этим шинам приходится работать. Итак, для передвижения по слабонесущим, рыхлым и вязким грунтам и колёсные трактора, и ракетовозы снижают давление в шинах. Так шины плющатся, пятно контакта увеличивается, и проходимость повышается.

Однако нужно очень чётко понимать, что тот же мобильный пусковой комплекс Ярс на колёсном шасси весит около 100 тонн. У самого ракетовоза 16 колёс. И таким образом на одно колесо приходится нагрузка в 6,25 тонны.

Чтобы такое ракетовозное колесо было прочным, его приходится делать толстостенным из большого количества слоёв резины. Так вот, при снижении давления плющится не только профиль колеса, но также деформируются и грунтозацепы протектора.

-3

И чтобы они не сильно страдали при деформации было принято решение делать их не в виде цельных кусков резины, а делить их прорезями. Эти прорези и образуют квадратики. Именно зазоры между квадратиками позволяет толстому слою резины протектора меньше деформироваться и изнашиваться. Особенно критично это в сильные морозы, когда резина ведёт себя чуть ли не как пластик.

Что же касается сплошных грунтозацепов на шинах тракторов, то средний вес сельхозного колёсного трактора составляет около 13 тонн. И поэтому каждое колесо испытывает нагрузку всего лишь в 3,25 тонны. Это почти в 2 раза меньше, чем приходится на колесо ракетовоза. И именно поэтому толщина тракторной резины колеса гораздо меньше.

-4

Поэтому они и плющатся при снижении давления гораздо легче, и сам грунтозацеп на тонком слое резины деформируется куда легче. Поэтому их можно делать сплошными без прорезей и безо всяких мелких квадратиков.

Плюс ко всему таки трактора эксплуатируются в основном в плюсовую температуру, когда идут сельхозработы, а зимой они просто стоят.