Путешествие по Ладакху продолжается. Позади уже много пройденных дорог, снежных перевалов и пустынных долин этого фантастического края. Впечатления каждого нового дня яркими красками смывают воспоминания дня предыдущего. Привыкаешь каждый день удивляться и восхищаться все новыми картинами, и каждый раз кажется, что уже невозможно увидеть и узнать что-то еще более интересное. Но Ладакх таков, что открывается постепенно. Словно таинственный тибетский колдун, выкладывает перед тобой свои магические атрибуты, продолжая забирать твою душу вновь и вновь. Наша следующая остановка — Хемис гомпа, что манит к себе самыми невероятными историями и самыми насыщенными цветами.
Родина красных шапок и самая большая тханка в мире
Родина красных шапок и величайшая в мире тханка
Этот богатый, яркий, процветающий и в наши дни монастырь знаменит и довольно посещаем со старых времен - ведь он располагался рядом с торговыми маршрутами Великого шелкового пути, пролегающими совсем рядом.
Хемис – место исторически насыщенное, овеянное самыми разными легендами и отчасти даже знаковое. Монастырь существовал уже в XI веке, и заново был отстроен в 1672 году.
Эту гомпу связывают с именем знаменитого буддийского учителя и святого Наропы. У буддистов говорят, что этот Великий Учитель основал школу Кагъю* как раз в этом месте.
*Кагью — одна из четырёх основных школ классического тибетского буддизма, принадлежащая к йогической традиция (Шесть Йог Наропы), «красношапочники».
Вообще, Хемис – один из немногих буддийских монастырей Ладакха, который обрел действительно мировую известность. И известность эту ему подарил проходящий здесь ежегодно фестиваль, проводимый в честь Гуру Ринпоче (воплощению Падмасамбхавы). По всему интернету гуляют фотографии и видео, на которых запечатлен знаменитый танец лам Цам в пугающих красочных масках.
Фестиваль ппразднуется в июле , и обычно на него стекается много как паломников, так и просто туристов со всех сторон света, не только из Индии. Во время нашего путешествия в июне нам удалось увидеть, как монахи поют и танцуют, разучивая различные движения танца во внутреннем дворе гомпы.
А еще в монастыре находится самая огромная тханка в мире, которую достаяют и вывешивают во время проведения фестиваля.
Но это далеко не самое необычное, чем прославилась эта гомпа.
Читайте репортаж о Ладакхе: Край, где Бог открывает сердце
«Неизвестная жизнь Иисуса»: Тибетское Евангелие
Ладакх вообще — место удивительное и удивляющее. Мистическое дыхание вселенной здесь струится по ледяным снежным вершинам, оживляя эти суровые места дуновением ветра и летящими вместе с ним тайными знаками, что начертаны на разноцветных флажках лунгта и в древних манускриптах, сокрытых за древними стенами обителей.
Монастырь в Хемисе – одно из таких мест, где реальность сплетается с легендами. И порой невозможно понять, где проходить эта невидимая грань. Да и не хочется эту грань проводить. Все что происходит в Тибете – по-своему чудесно, и по-своему настоящее.
Хемис гомпа хранит одну такую реальность – легенду о путешествии Иисуса Христ по Гималаям.
Свидетельства об этом нашел в гомпе русский путешественник и писатель Николай Нотович, которые путешествовал по Ладакху в 1890 году.
Как писал впоследствии сам Нотович в своей книге, в поездке он сломал ноги. И на два месяца был вынужден остановиться в Хемис гомпа, чтобы залечить травму, прежде чем отправиться дальше.
Путешественник проводил много времени в монастырской библиотеке. Однажды он случайно наткнулся на рукописи об Иссе, записанные на тибетском языке.
Нотович пишет о том, что это не был один единый текст, а разрозненные рассказы, которые содержались в нескольких рукописных документах. Один из лам монастыря помог писателю установить хронологический порядок рассказов. В одном из манускриптов, которые перевел лама, как утверждает Нотович, описывалась неизвестная жизнь Иисуса Христа – тот период, что охватывал годы его жизни с 12 до 33 лет. Этот текст получил негласное название «Тибетское Евангелие».
В тибетском тексте рассказывалось о посещении Христом Ладаках, Синда, Раджгира, Бенараса, Непала, Кашмира и Персии.
В тибетском тексте рассказывалось о посещении Христом Ладаках, Синда, Раджгира, Бенараса, Непала, Кашмира и Персии.
Предания эти, по словам ламы из Хемис гомпы, были сделаны в Индии на палийском языке. Датируются они серединой I века н.э. и составлены по рассказам очевидцев, встречавших Иссу во время его путешествий по землям Индии и Непала.
Другой источник – сообщения купцов из Индии, торговавших с Иудеей и часто ходили в Иерусалим. Во втором веке эти рукописи на пали были перевезены вместе с ними в Непал, а затем в Тибет. Там в гомпе на горе Марбур, что расположена недалеко от Лхасы, их перевели ламы той гомпы. В Хемисе же были спрятаны сделанные монахами скопированные рукописи этих переводов.
Все это Нотович отразил в своем очерке «Жизнь святого Иссы, Лучшего из Сынов Человеческих». Книгу издали в Нью-Йорке в 1894 году под названием «Неизвестная жизнь Иисуса».
Легенда или быль? Сведения Николая Рериха
Книгу Нотовича впоследствии критиковали, подвергая сомнению содержащиеся в ней данные. Что в общем-то совсем не удивительно, учитывая то, о чем говорилось в книге. Ведь на тот момент (да и сейчас!) это было нечто сенсационное и далеко не угодное официальной христианской Церкви.
Но были и те, кто подтвердил уникальную находку Нотовича. Среди них – знаменитый художник, путесшвтеннки и филосовф Николай Рерих. Ровно сто лет назад, в 1920-е годы во время экспедиции по Гималаям, Ладакху и Тибету, в которой он исследовал культурное наследие древних цивилизаций, он записал в дневнике путешествия:
"Так мы узнали о подлинности рукописи об Иссе. В Хемисе лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхасы. Наконец узнали преемственность очевидцев", - писал Рерих, добавляя, что, наконец, слухи о том, что эти свидетельства являются подделкой - разрушены.
Рерих, как истинный философ, считал также что есть и особенный смысл в том, древний текст находился именно в Хемис. Не просто так, по его мнению он был тщательно охраняем ламами, которые о нем никому не рассказывали.
"Этой рукописи уместно лежать около Ле, где была проповедь Иссы об общине мира, еще до проповеди в Палестине", - отмечал художник.
Рерих писал также о важном значении этого манускрипта. Ведь в нем рассказывалось не только о жизни Христа, но и о значении женщины и общины. А также содержались упоминания буддийского учения. Художник говорил о том, что мотивы, почему рукопись сохранилась и дошла до наших дней в Хемис-гомпа, ему были понятны.
Он подчеркивал, что Хемис - это один из самых древних ладакхских гомп, который по счастливой случайности не был подвержен разрушениями, когда на эти земли пришли монголы. Как отмечал Рерих, именно такое укромное в то время расположение монастыря и послужило тому, что все сохранилось.
"Путь Великого Общинника проходил из Индии около этого места", - писал в дневнике художник.
Впереди — огни
Наш проводник тоже знал о рукописях, согласно легенде, хранящихся в Хемисе. Но переговорить ни с кем из лам не удалось – все монахи были заняты подготовкой к предстоящему фестивалю.
Да и вряд ли бы кто-то ответил на наши вопросы об этих рукописях. Обычно такие сведения не афишируются, а от чужестранцев и вовсе скрываются.
Как бы там ни было, мы уезжали из Хемис гомпы, погруженные каждый в свои мысли. Был вечер, и солнце катилось за укутанный снегами Гималайский хребет. Закат красным и золотым светом растекался по вершинам, и казалось, что вся гряда полыхает огнем. Не тем огнем, что уничтожает и разрушает, а теплым, согревающим огнем, что всегда символизировал благую весть.
Недаром и Рерих в этих местах так много писал о Будде грядущего – Майтрейе, чье имя звучит как Тот, кто есть Любовь…
Анастасия Ермакова, главный редактор «Индия Свами»