Рост продаж новых авто в России в большей мере арифметический эффект, обусловленный всего лишь эффектом низкой базы 2022 года, когда продажи машин в стране рухнули на фоне санкций. Таким образом, наблюдающийся рост продаж не стоит оценивать чрезмерно оптимистически, сообщили «Московской газете» в пресс-служба ГК «АВТОДОМ»
Чем объясняется наблюдающийся всплеск продаж, и надолго ли его хватит?
«Рост обусловлен эффектом низкой базы. После просадки в прошлом году, вызванной уходом с рынка компаний из «недружественных» стран и сокращением производства отечественных автомобилей из-за перебоев с поставками комплектующих из этих же стран, рынок постепенно восстанавливается за счёт наращивания поставок и выстраивания системы сбыта компаниями из Китая и постепенной реанимации отечественного автопрома. Впрочем, процесс не однонаправленный – постепенно с рынка уходят и корейские автопроизводители. Это открывает дополнительную нишу для поставок из Китая и тех производств, которые сейчас запускаются на заводах, где раньше осуществлялась сборка машин из «недружественных» стран. Спрос ещё не удовлетворён, так что мы можем увидеть сохранение повышенной динамики нашего рынка в течение года», — отметил эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Шахурин.
С ним согласились и в пресс-службе ГК «АВТОДОМ»: «Положительную динамику продаж новых автомобилей в России можно объяснить, в первую очередь, эффектом низкой базы 2022 года. Один из самых низких показателей продаж был зафиксирован, в частности, в апреле прошлого года, когда в стране было приобретено не более 30 тыс. новых автомобилей. На фоне низкой базы прошлого года текущие продажи не отражают реальные тренды на российском рынке. В целом по итогам 2023 года в России будет реализовано до 1 млн новых легковых автомобилей. На продажи будут влиять такие факторы, как экономическая и политическая обстановка в стране, курсы валют, доступность автомобилей у дилеров, платежеспособность населения и ценовая политика автопроизводителей. Уже сейчас доля китайских авто на российском рынке составляет около 40%, а к концу года может превысить 60%».
«Июль стал уже третьим по счету месяцем трехзначного роста российского авторитейла на фоне крайне низких продаж весенне-летних месяцев прошлого года, когда на отечественном рынке продавалось порой меньше 30 тыс. новых автомобилей. При этом к росту продаж привело понимание клиентами того, что уже «завтра» все машины будут стоить еще дороже. Несмотря на просьбы официальных авторитейлеров, переданные через РОАД правительству, с 1 августа был существенно повышен утилизационный сбор. Кроме этого, национальный курс валюты продолжил слабеть. В июле у целого ряда дистрибьюторов китайских марок оставались довольно существенные запасы машин, ввезенных в РФ в то весеннее время, когда за юань просили меньше 12 рублей. Их отдавали с дисконтом. Начавшееся в июле резкое (по некоторым моделям в сотни тысяч рублей) повышение цен на автомобили ускорило планы покупки авто у многих россиян, в том числе способствовало увеличению продаж товара из наличия. Основным локомотивом российского рынка легковых автомобилей и осенью, и в IV квартале в целом, будет выступать «АвтоВАЗ». Экспансия китайских брендов при этом может несколько замедлиться на фоне роста цен и усиления конкуренции между «соотечественниками». В целом динамику восстановления российского авторитейла по-прежнему продолжит ограничивать не столько недостаток автомобилей, сколько низкая покупательная способность населения на фоне текущих цен на новые автомобили», — сообщили изданию в пресс-службе «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).