Думаю, что большинство читателей моего канала знает основных, наиболее крупных, отечественных производителей строительно-дорожной, тракторной и другой спецтехники, таких как Галичский автокрановый завод, КРАНЭКС, Тверской экскаватор, Петербургский тракторный завод, Рыбинский завод "Раскат", Чебоксарский завод "Промтрактор"... (список можно продолжить). Все эти заводы на слуху. Однако в тени гигантов остается значительный пласт малых предприятий, о которых мало что известно. А если и известно, то, порой, на уровне слухов: вроде что-то делают – то ли старую технику капиталят, то ли собирают "китайцев" из машинокомплектов, то ли еще что-то...
На нынешней крупнейшей отраслевой выставке CTT Expo мне довелось поближе познакомиться с компаниями, представляющими этот самый пласт малого российского стройдормаша. Кстати, в этом году, за все более чем 20 лет работы на этой выставке (ранее она называлась СТТ), я впервые отметил их значительное присутствие. Эти небольшие заводы выпускают тракторы, погрузчики и другую спецтехнику. Объемы производства пока не поражают воображение (как правило, годовой выпуск не превышает 50-100 единиц), но предприятия развиваются, осваивают новую технику, расширяют производственные мощности.
Взять, например, Завод "АЛТАЙЛЕСМАШ" из Барнаула. Он продолжает дело безвременно канувшего в Лету Алтайского тракторного завода. Предприятие выпускает специальные гусеничные шасси под монтаж различных спецнадстроек – кранов, бурилок, лесопожарных машин и т.д. (в том числе самостоятельно делает различные надстройки), трелевочные тракторы, а также гусеничные сельхозтракторы.
На выставке завод показал гусеничный самосвал на шасси ТЛ-5АЛМ-01, оснащенный бульдозерным отвалом. Эта машина способна перевозить 13 т груза в 9-кубовом кузове с задней разгрузкой. За счет малого удельного давления на грунт, машина уверенно работает в песке, в снегу, в непролазной грязи, на болоте. Такая техника используется, в том числе, в северных широтах на строительстве трубопроводов, ЛЭП и т.д. Трактор оснащен 180-сильным двигателем ЯМЗ-236М2 и механической трансмиссией. Диапазон скоростей составляет 2,85-12,79 км/ч. Кабина предлагается как в двухместном, так и в трехместном исполнении.
В настоящее время Завод "АЛТАЙЛЕСМАШ" выпускает не менее 250 тракторов в год. Однако уже к 2025 году этот показатель должен вырасти до 600 единиц. В дополнение к имеющееся мощностям будет построены производственные здания на заброшенной территории Алтайского моторного завода.
Челябинский завод промышленных тракторов начинал свою деятельность с ремонта тракторов ЧТЗ в далеком 2001 году. В дальнейшем предприятие освоило собственную модель базового трактора и спецтехники на его базе. На CTT Expo ЧЗПТ привез 17-тонный бульдозер DR-10 с современной 6-гранной кабиной. Начинка трактора: двигатель ЯМЗ 238ГМ2 мощностью 180 л.с. и механическая трансмиссия (8 передач вперед и 4 назад). Управление поворотами и навесным оборудованием – джойстиковое. Завод имеет полный цикл металлообрабатывающего производства. Детали ходовой закупает у отечественных производителей. Имеющиеся мощности позволяют выпускать до 50 тракторов в год.
Несмотря на англоязычное название, AGB Construction Machinery – это российская компания, базирующаяся в Московской области. С уходом из России британского производителя JCB, в марте 2022 года предприятие запустило проект по производству экскаваторов-погрузчиков. В кратчайшие сроки был проведен реинжиниринг популярной модели JCB 3СХ Super, в результате которого появилась своя – AGB 3CR. Завод полностью освоил производство металлоконструкций, в том числе делает их в качестве запчастей для техники JCB. Кроме этого, из отечественных комплектующих используются гидроцилиндры и стекла. А вот агрегаты – импортные: из Англии и Индии поставляются двигатель, КПП, мосты, гидравлика, пластиковые изделия. Взаимозаменяемость компонентов экскаваторов-погрузчиков AGB 3CR с аналогом JCB составляет более 90%. В этом году планируют локализовать мосты. Машина уже прошла испытания и сертификацию. В этом году начались продажи. Пока в планах делать порядка 50 экскаваторов-погрузчиков в год.
Предприятие, выпускающее фронтальные погрузчики КОДАР, расположено в Чите. Их производство было освоено в 2020 году. Все металлоконструкции завод делает самостоятельно, осуществляет качественную порошковую окраску. Двигатель устанавливается минский – Д 245.5. Основные агрегаты – мосты и КПП – китайские. По желанию потребителя могут установить китайский двигатель. Погрузчик эксплуатационной массой 6400 кг имеет номинальную грузоподъемность 2500 кг. Под производство погрузчиков предприятие построило новый цех. Плановая мощность – 50 машин в год. К концу этого года планируется выпустить первый экскаватор-погрузчик. Это будет бюджетная модель на китайских комплектующих.
Что вы знаете по компанию "Оружейные мастерские"? Лично я до недавних пор ничего не знал. А вот про Камешковский механический завод, который входит в состав этой компании, доводилось слышать. С 2012 года КаМЗ поставлял металлоконструкции для мини-погрузчиков и тракторов, выпускаемых Ковровским электромеханическим заводом. За последние три года КаМЗ освоил выпуск своих мини-погрузчиков с бортовым поворотом. Первоначально это была модель ПМК 800 грузоподъемностью 800 кг. С 2022 года запущен в серию погрузчик Шмель 1060 грузоподъемностью 900 кг в комплектации без балласта либо 1000 кг – с балластом. На этой машине применяется китайский дизельный двигатель XinChai мощностью 48 или 61 л.с. или минский 62-cильный MMZ 4DT и итальянская гидравлика. Также на выставке производитель показал опытную модель Шмель 1150 г/п 1100 кг/1200 кг (без балласта/с балластом). Ее комплектуют дизелем XinChai мощностью 75 л.с. и китайской гидравликой. До конца 2023 года новинку планируют запустить в производство. Завод может выпускать до 100 погрузчиков в год.
А известны ли вам тракторы Ярославец? Их выпускает завод "Волгоэнергодизель", который специализируется на производстве дизельных электростанций. Ранее предприятие также занималось ремонтом тракторов Т-150 и постепенно пришло к разработке собственной аналогичной машины с сочлененной рамой. Проект стартовал пару лет назад. Трактор позиционируется в тяговых классах 3 либо 4, в зависимости от наличия балласта. По сравнению с харьковским аналогом новинка имеет удлиненную раму и усиленную навеску. Завод для Ярославца сам делает металлоконструкции, кабину, формует пластиковые элементы интерьера кабины, делают рулевую колонку, приборную панель. От российских смежников получает двигатель, диски колес, рессоры, литье, резину, стекла, сиденья (на пневмоподвеске и с подогревом). Мосты – китайские. Трактор окрашивается порошковыми эмалями с предварительной дробеструйной обработкой.
Двигатель предлагается на выбор – ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. или ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л.с. Коробка передач – механическая, колесная формула – 4х4. Трактор выпускается не только с обычным расположением кабины, но и с развернутым на 180 градусов. Такая версия предназначена для работ с навесным оборудованием, требующим подключение к валу отбора мощности, например, с мульчером, шнекоротором или широкозахватной косилкой. Благодаря прицепному устройству трактор способен буксировать прицеп массой до 30 т.
Как сообщил представитель завода, мощности позволяют выпускать до 100 тракторов в год.
Специализация подмосковной компании "ПСТ" – установка бетононасосов на автомобильные шасси. До недавних пор она специализировалась на монтаже оборудования Zoomlion на шасси Scania. После событий февраля 2022 года поставки Scania прекратились и пришлось срочно искать новых поставщиков шасси. После проведенных поисков ими стали Минский автомобильный завод и Минский завод колесных тягачей.
Прежде шведские шасси приходили адаптированные под установку бетононасосного оборудования по техзаданию ПСТ, а Минский автозавод смог предложить только серийные шасси. Их пришлось переделывать своими силами по согласованию с МАЗом, в том числе переставлять ведущий мост на 4-осном шасси. В итоге ПСТ освоил на переделанных шасси МАЗ линейку бетонотранспортной техники: линейный бетононасос на шасси 4х2, АБН 24 м на шасси 4х2, АБН 38 м на шасси 6х4 и АБН 43 м на шасси 8x4.
Самым непростым делом оказалось подобрать подходящие шасси с колесной формулой 10х4 под самые высокие автобетононасосы – 56- и 63-метровый. Такие шасси согласился специально разработать по техзаданию ПСТ и в дальнейшем поставлять Минский завод колесных тягачей. На выставке компания показала первый автобетононасос с высотой подъема 63 м на шасси Volat 10х4.
В этом году компания ПСТ должна выйти на объем производства автобетононасосов в 30 единиц. Планы на 2024 год – 50 единиц. На 2025 год и далее – 80-100 ед. в год, для этого будут построены новые производственные мощности.
Что вы думаете о перспективах малых производств, дорогие читатели? Пишите в комментариях.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!