На фоне рекордной жары в Европе российские нефтяники решили проверить, не растаял ли Севморпуть. По информации агентства Bloomberg танкеры «Приморский проспект» и NS Arctic с общим объемом перевозимой нефти в 224 тыс. тонн впервые пройдут из Усть-Луги и Приморска через СМП в направлении китайского порта Жичжао. На сегодня оба судна следуют вдоль побережья Норвегии, а на трассе СМП их уже ждут ледоколы. Так без строительства трубы на Мурманск нефтяники осваивают маршрут через Финский залив. Однако на самом деле это не первая попытка танкеров, загруженных на Балтике, пройти Севморпуть. Почти десять лет назад по аналогичному маршруту также ушло два танкера. Вероятно, раз в десятилетие ВИНКи должны убедиться, что льды стоят, как стояли, а новых ледоколов не появилось.
Бесспорно, транспортное плечо вокруг Европы длиннее: весь путь через СМП займет 31-34 дня, а через Суэцкий канал - 45. Однако встает вопрос о наличии танкеров подходящего класса и ледоколов. Для обеспечения круглогодичной навигации необходимо достаточное число судов арктического класса Arc4 и выше, а суда без ледового класса и Ice1-Ice3 требуют ледокольной проводки. По оценкам экспертов, на фрахтовом рынке танкеров таких ледовых классов нет, как и практически отсутствуют крупнотоннажные суда более низких арктических ледовых классов Arc4 и Arc5. Соответственно, для того, чтобы маршрут работал постоянно, уже к 2025 году необходимо построить 10-15 танкеров с соответствующими техническими характеристиками, а количество ледоколов увеличить с текущих семи как минимум вдвое.
Таким образом, идея перенаправления экспорта российской нефти из портов Балтики на Севморпуть хороша, но надо дождаться постройки достаточного количества кораблей ледового флота. Ну и понадеяться, что пока их строят, за Полярным кругом еще немного потеплеет.
ВК: https://vk.com/tvreaction
Telegram: https://t.me/neftegram