Найти тему
Пикабу

Про формирование предрассудков

Недавно приезжала ко мне мама. Гуляли ранним вечером по району, болтали о своём. На встречу шёл парень, обычный на вид. Когда мы поравнялись, он заговорил странным образом, очень растягивая слова и звуки. Мне это показалось странным и, если бы не мама, которая тут же остановилась, я бы пролетела мимо него, как мимо гопников в подворотне.

Парень очень долго выговаривал предложение, но всё-таки смог спросить дорогу до ближайшего магазина. Я объяснила как пройти, а парень - что лечится от заикания, поэтому ему необходимо тренироваться разговаривать с незнакомцами. Пожелали друг другу хорошего дня и разошлись.

Казалось бы, что такого, ну спросил, ну ответили. Но меня поразила разница в наших с мамой реакциях. За годы жизни в большом городе я привыкла, что обращающиеся к тебе на улице незнакомцы только в 2 из 10 случаев просто просят о помощи. А в остальных - это попрошайки, рекламщики и разного рода неадекваты. Моя реакция своего рода самозащита, которая не выработалась у мамы, живущей в более безопасном месте.

Пока мы шли до дома, обсуждая эту ситуацию, до меня дошла и ещё одна мысль. Парень выглядел совершенно нормально, обратись он как обычно, я бы остановилась помочь, но я испугалась. Это ещё одно последствие негативного опыта, о котором я и хочу рассказать.

У меня было два периода долгого общения с людьми с расстройствами аутического спектра (так как я не знаю диагнозов этих людей, я не могу сказать точно, если я ошиблась, простите за неверно употреблённый термин).

Первый был в начальной школе. Одноклассник, по всем показателям вроде как все, но было что-то такое, чем он отличался от нас. Не так говорил, плохо понимал обычные для всех вещи, легко выходил из себя на пустом месте, но в целом, это был хороший парень, который тянулся к общению. У него были свои друзья и свои обидчики. Как-то раз задиры обидели его очень сильно. Не помню, что конкретно было сделано, но наказание последовало нехилое, а со всем классом провели лекцию на тему "Толерантность". Если кто-то раньше и сомневался, что наш одноклассник "не такой", то после этой лекции сомнения отпали. Но на отношения в классе это не повлияло, всё было ровно. У меня остались хорошие воспоминания об этом мальчике, никаких обид и неловкостей. Потом он перешёл в гимназию (ради гуманитарного уклона и более высокого качества образования), и больше мы не виделись.

Второй случай не такой позитивный. В средней школе классы переформировали и к нам пришёл Ванечка (изменено). Помня свой предыдущий опыт, я этого не испугалась, ожидания были самыми оптимистичными, несмотря на рассказы Ванечкиных одноклассников.

Но нас ждало шесть лет полного треша. Никакая лекция о толерантности не могла загладить то, что представлял из себя этот персонаж, ни одна беседа, ни одно объяснение не сделало нас терпимее.

Ванечка отличался буйным характером. Повздорив с кем-то из другого класса в коридоре, он возвращался в кабинет и крушил его. Об парту бились стулья, учебники летали по кабинету, весь класс жался к противоположной стене, не имея возможности выйти и позвать на помощь. Педагоги обычной школы, не прошедшие специального обучения, мало что могли сделать, а на их ответственности была безопасность всего класса.

Пытаясь завязать разговор, он быстро переходил на тему "как меня все не любят и обидеть хотят". Согласитесь, даже с полностью здоровым человеком вы быстро прекратите общение на такие темы (и об этом немало постов на Пикабу).

К позднему пубертату сюда добавились приставания к девочкам (физические тоже), сальные взгляды и намеки на непристойную тему. Если обычному парню можно за такое дать в глаз не раздумывая, и всё будет честно, то тут в школу прилетят родители. Бороться за своего "не такого как все".

Во время урока он мог перебить учителя, начиная рассказывать о чём-то своём. Не поспоришь, Ваня был очень умным, начитанным, но только в определённом кругу предметов. И на этих предметах мы выли. У нас экзамены, ОГЭ, нам нужно услышать конкретно то, что будут спрашивать там! То, что собирается сказать учитель. Во время контрольной, если она оказывалась сложнее, чем он мог осилить, начинались причитания в голос, метания карандашей, разрывания тетрадей и горючие слезы. Что хорошего ты сам напишешь в своей тетради во время такого сопровождения?

Мы не понимали, за что страдаем. За что Ваня начал душить Дашку на прошлой неделе? За что тебя облапали за зад сегодня? Честная ли твоя тройка за эту контрольную? Мы не понимали главным образом то, почему он учится с нами, хотя есть в нашем небольшом городе коррекционная школа. Где преподаватели обучены, где учатся и хорошо заканчивают школу самые разные дети, где уже разработаны и идут занятия по подходящей программе. И школа эта в пяти минутах ходьбы вверх по улице. Бесплатная. Государственная.

К одинадцатому классу мы уже научились никак с ним не взаимодействовать. Вообще. Учителя закрасили седые волосы и отработали тактику действий. А я для себя постаралась сделать вывод, что не всякий человек, который болен - хороший. Любая болезнь не отменяет характер и образ мысли. Больной человек имеет право на толерантное отношение к себе, но не на всепрощение, как нам пытались продемонстрировать.

Но, что бы я сама себе не говорила, в голове навсегда закрепилось: не такой - опасный. И мне очень грустно от этого.

Пост автора Saranil.

Узнать, что думают пикабушники.