Всем зашедшим - привет! Давно, ой давно я не рассказывал вам про что-нибудь новое и интересное из мира аваиции - не из мира новостей, а из мира создания летательных аппаратов :) Наш сегоднешний герой - детище Копейкина Александра Николаевича - СХ-2.
Дело происходило в Краснодарском крае в самом конце 1980-ых годов. Краснодарские колхозы всегда были побогаче других, а в нашем случае это ещё был и колхоз-миллионер «Родина» с очень инициативным председателем Михаилом Павловичем Боглачёвым. Хозяйство остро нуждалось в самолете-химике, устав нанимать и платить приличные деньги Энемовскому отряду. Как во всех солидных колхозах, у "Родины" была своя площадка АХР, со стоянкой, складом ГСМ, химскладом, растворным узлом и другими постройкам. Однако, своего самолёта не было, и нашелся человек, решивший справиться с этой задачей - Александр Николаевич Копейкин к тому моменту имел за плечами службу в ВВС (уволился в запас в звании подполковника), работу в качестве преподавателя и руководителя курсантского конструкторского бюро на кафедре аэродинамики и динамики полета Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков. Именно ему Боглачёв и предложил построить для колхоза собственный сельскохозяйственный самолёт.
"С 1987 по 1989 я работал учителем физики и математики в 5 — 10 классах и параллельно в школе вел авиамодельный кружек. Мы построили с ребятами радиоуправляемую модель-копию истребителя Як-9, которая произвела на парторга местного колхоза (спонсор школы) большое впечатление и правление колхоза предложило мне построить в колхозе настоящий, большой самолет для опыления полей. Как раз накануне в стране прошел слет самодельных летательных аппаратов, широко освещаемый в СМИ. Я согласился ( к тому времени учитель, которого я замещал, выздоровел и я с чистой совестью оставил школу).. Я произвел необходимые расчеты, мне выделили помещение (ангар для ремонта комбайнов), деньги, транспорт, людей и работа закипела. Я не стал «мудрствовать лукаво», а взял фюзеляж списанного вертолета Ми-2, приклепал к нему крыло самолета Л-410, на штатные крепления двигателей повесил поршневые двигатели М-14п (два по 360 л.с.), к хвостовой балке прикрутил стабилизатор Ан-2 и получился чудесный самолет! Через 8 месяцев я поднял его в воздух. После всей программы испытаний, утвержденной летчиком-испытателем ФЛА Лахмустовым Е.А. Мне этот самолет зарегистрировали во ФЛА" (ФЛА - федерация любительской авиации. прим.ред.)
Александр Копейкин с бригадой помощников взял со свалки Краснодарского авиаотряда крыло от L-410 и фюзеляж от только списанного вертолёта Ми-2 со всей авионикой. Стабилизатор от Ан-2 колхозу продали за помощь в разборе свалки металлолома. А двигатели М-14П и винты к ним были приобретены у Краснокутского лётного училища, в котором не знали куда девать выведенные из эксплуатации учебно-тренировочные самолёты Як-18. Закипела работа и за 8 месяцев бригада лучших слесарей колхоза «Родина» под руководством Копейкина и его товарищей-лётчиков создала уникальный самолёт, получивший обозначение СХ-2 и прозвище «Челленджер».
В 1990 году первые полёты на нём выполнил лично Александр Копейкин. Новый аппарат в пилотажных качествах не уступал серийному Ан-2, но стоил значительно дешевле (общие затраты на постройку вышли в районе 24 тысяч советских рублей, включая расходы на зарплату сотрудникам) и был гораздо экономичнее. «Челленджер» успешно справлялся со своей основной задачей — химической обработкой полей — и привлекал внимание авиационных энтузиастов. На волне интереса к самолёту Александр Николаевич Копейкин даже создаёт при колхозе аэроклуб, дополнив лётный парк Ан-2 и Як-52.
Карьера СХ-2 продолжалась недолго. После распада СССР, в 1992 году председатель колхоза решает приватизировать всё имущество. Включая и авиационную технику, принадлежащую колхозу. Несмотря на протесты Александра Копейкина и его коллег, аэроклуб расформировали, ДОСААФовские самолеты перегнали на другой аэродром, а самодельный самолет сожгли…
Известные ТТХ:
Максимальный взлетный вес — 2500 кг,
Максимальная грузоподъемность 1000 кг (емкость химбака — 800 л.),
Скорость отрыва 75 — 80 км/ч,
Посадочная скорость 65 км/ч (закрылки отклонялись на 40 гр.).
Максимальная скорость г.п. 230 км/ч.
Длина разбега 80 — 100 м.
К сожалению, самолёт прожил не долгую жизнь и не сохранился до наших дней, как и большинство несерийных ЛА, собраных энтузиастами по всему союзу. По подобным проектам достаточно сложно искать информацию, практически всегда кроме скудного описания и парочки одинаковых фотографий информации нет, однако, на мой взгляд, все эти самодельные самолёты - это очень интересно.
А что вы думаете на этот счёт? Пишите в комментариях!