От самолетов до фикс-идеи Фердинанда Пиеха: история одного из самых необычных байков
В наши дни даже восьмицилиндровые двигатели стали в Европе уже экзотикой, а количество новых моделей, у которых под капотом всего три цилиндра, постоянно растет. Но в эпоху Евро 6d и Евро 7 один монстр из прошлого все еще жив , хотя и доживает свои последние дни: мифический W12.
Однако нет никаких сомнений в том, что самым успешным W12 является именно тот, который был создан Volkswagen на основе идеи покойного перфекциониста Фердинанда Пиеха. Честно говоря, это не совсем классический W12 — на самом деле он ближе к V12, потому что это два склеенных вместе двигателя VR6 с двумя распределительными валами.
Последнее ура одному из самых необычных двигателей последней четверти века: W12 в его варианте Bentley Batur.
Но эта конструкция имеет два преимущества перед классическим V12 — во-первых, она более компактна по размерам, особенно в длину , а во-вторых, она еще более сбалансирована и плавна. После 23 лет использования смело можем добавить, что он еще и очень надежный. Вот самые интересные автомобили, в которых использовался этот необычный двигатель.
Концепт Audi Avus, 1991 г.
Не очень ясно, когда именно родилась идея сделать более крупный агрегат на основе существующего Volkswagen VR6. Главный фигурант, конечно же, Фердинанд Пих. Однако мы точно знаем, когда новый W12 впервые увидит свет. Это произошло в 1991 году с концептом Audi Avus. В память о легендарных гоночных автомобилях Auto Union 1930-х годов этот автомобиль получил первый работающий W12 — и специальный прозрачный капот для него, чтобы публика на показах могла видеть основные моменты прототипа.
Фольксваген W12 Нардо, 2001 г.
Однако до следующего шага — еще одной концептуальной модели под названием VW Synchro — прошло еще полных шесть лет, в которой W12 сочетался с совершенно новой системой полного привода. Еще через несколько лет появился VW Nardo — прототип первого суперкара немецкой марки, который уже имел полноценный твин-турбо W12 (и дизайн самого Джорджетто Джуджаро).
К сожалению, этот автомобиль так и не был запущен в серийное производство, поскольку был принесён в жертву Bugatti Veyron. Но зато он выполнил другую свою цель - побил все рекорды скорости на трассе "Нардо", проехав 7740,5 километров со средней скоростью 322,89 км/ч.
Ауди А8 W12 6.0, 2001
Тем не менее, W12 был запущен в серийное производство, хотя и не с дизайном Джуджаро. Пиех решил вложить их в первое поколение седана A8. Двигатель в нем был без наддува и выдавал 420 лошадиных сил — фактически больше, чем у тюнингованного S8 в то время. Сегодня эта А8 является коллекционной редкостью – было выпущено менее тысячи штук.
Фольксваген Фаэтон, 2003 г.
Еще одна фикс-идея Фердинанда Пиеха: превратить «народный автомобиль» Volkswagen в роскошный лимузин. Для этого были брошены все ресурсы, в том числе и монструозный W12. Результат – VW Phaeton – до сих пор впечатляет своей эстетикой, комфортом и оригинальными инженерными решениями. Но этого оказалось недостаточно, чтобы убедить клиентов в том, что за VW стоит платить шестизначную сумму.
Bentley Continental Flying Spur, 2005 г.
Оригинальное двухдверное купе выглядело в значительной степени бессмысленным — спортивное по внешнему виду, но с дорожными манерами, такими же, как лимузины, от которых оно пыталось отличаться. Но все изменилось с появлением 4-дверного Flying Spur с двигателем W12, 560 лошадками и максимальной скоростью почти 320 км/ч. Этот автомобиль наконец показал весь потенциал как двигателя, так и новой платформы Bentley. Сегодня этот автомобиль является очень заманчивым предложением на вторичном рынке.
Фольксваген Туарег, 2005 г.
Да, было время, когда большой внедорожник Volkswagen можно было заказать с 12 цилиндрами. И интерес к этому странному сочетанию явно был, ведь изначально запланированный ограниченный тираж в 500 машин неоднократно превышался.
Spyker C12 La Turbie, 2006 г.
Для тех, кто жаждет несбывшейся мечты VW Nardo, этот автомобиль является хотя бы частичным утешением. Большинство людей помнят Spyker C8, для которого голландцы использовали V8 от Audi. Но забывают, что был еще Spyker C12 с привычным W12. К сожалению, было выпущено всего несколько экземпляров, в том числе один со специальным кузовом Zagato (на фото). Здесь же самая мощная версия W12 без турбонаддува — целых 507 лошадиных сил.
Концепт Volkswagen Golf W12, 2007 г.
Каждый год VW готовит особый сюрприз для своих поклонников во время большого собрания Вертерзее (по крайней мере, так было до того, как власти запретили его на 2023 год по экологическим причинам). Но в 2007 году немцы забыли, и пришлось что-то придумывать в последний момент. Это был самый абсурдный Golf в истории, с двигателем W12 с двойным турбонаддувом и ошеломляющими 650 лошадьми. Более того - VW собирался запустить эту штуку в серийное производство за одну штуку.
Бентли Континенталь Суперспорт, 2009 г.
Однако все упомянутые до сих пор автомобили W12 были лишь прототипами или ограниченными сериями. Только со сменой поколений в Bentley 12-цилиндровый двигатель стал использоваться более масштабно. В Supersports агрегат прокачали до 630 лошадей, что сделало этот автомобиль самым мощным «гражданским» Bentley за всю историю компании.
Ауди А8 Л W12 6.3, 2012
Последняя попытка немецкого концерна предложить W12 под маркой, отличной от Bentley. Здесь двигатель уже подрос до 6,3 литра в объеме и до 500 лошадиных сил максимальной мощности. Как ни странно, он снова был доступен только для A8, но не для флагманского S8.
Бентли Континенталь Суперспорт, 2017 г.
Как и следовало ожидать, новое поколение Supersports сохранило 12-цилиндровый двигатель, но увеличило мощность — до 710 лошадей. Продажи за последние несколько лет, особенно после Covid-19, были рекордно высокими.
Бентли Бентайга Скорость, 2019
Вместе с первым внедорожником в истории Bentley на рынок было представлено и новое поколение W12 — с полностью переработанным охлаждением, впрыском и турбонагнетателями, а также с возможностью отключать цилиндры при необходимости. Это позволило Bentayga стать самым быстрым внедорожником на планете с разгоном от 0 до 100 км/ч за 3,9 секунды.
Бентли Батур
Эта специальная модель, выпущенная всего в 18 экземплярах, является лебединой песней для W12. Следующее поколение моделей Bentley, ожидаемое после 2025 года, заменит легендарный двигатель электродвигателями. Но Батур с его 750 лошадьми — достойные проводы.