Неожиданному лидеру этого рейтинга скоро исполнится полвека производства.
Нормальный срок службы модели автомобиля составляет от 5 до 10 лет. Есть, конечно, известные исключения — например, французский Renault 4, производившийся с 1961 по 1994 год, Indian Hindustan Ambassador, выпускавшийся с 1954 по 2014 год, и, конечно же, оригинальный Volkswagen Beetle, первый из которых сошел с конвейера в 1938 году, а последний — в 2003 году, 65 лет спустя.
Мифическая ГАЗ-24 «Волга», мечта каждого честного частника при позднем социализме, производилась четверть века без нескольких месяцев. Это даже не ставит ее в топ-5.
Однако в списке самых долговечных моделей социалистические бренды занимают очень серьезное место. Объяснение простое: в Восточном блоке промышленность никогда не успевала за спросом, и жаждущие автомобилей граждане были готовы покупать все, что угодно , лишь бы оно двигалось. Следовательно, мотивация заводов к изменениям была не особенно высока. В следующей подборке представлены 14 самых давних советских автомобилей, некоторые из которых выпускаются и по сей день. О большинстве из них вы, наверное, догадываетесь сами, но мы уверены, что победитель этого рейтинга удивит многих.
ГАЗ-69
В производстве: 20 лет
Всем известный советский «внедорожник» впервые появился на Горьковском автозаводе в 1952 году, и хотя позже он был передан Ульяновскому заводу и сменил эмблему на УАЗовскую, по сути он остался той же машиной. Производство закончилось в 1972 году, а на румынском заводе ARO он производился по лицензии даже до 1975 года.
Всего было выпущено около 600 000 единиц.
Шевроле Нива
В производстве: 21 год и больше
Вопреки распространенному мнению, это не какой-то бюджетный продукт General Motors. На самом деле этот автомобиль разрабатывался в Тольятти еще в 80-е годы, как ВАЗ-2123, на смену якобы морально устаревшей первой Ниве (что не мешает выпускать ее и в наши дни). Производство началось в 2001 году, а после финансового краха ВАЗа права на марку и завод, на котором собирался автомобиль, выкупила американская компания.
Кстати, с прошлого месяца этот автомобиль снова называется Lada Niva, после того как американцы отозвали и вернули права на имя АвтоВАЗу. Производство будет продолжаться как минимум до 2023 года, на данный момент изготовлено более полумиллиона единиц.
ГАЗ-13 Чайка
В производстве: 22 года
По понятным причинам машина для высшего эшелона партии не поразит вас количеством выпущенных единиц – всего около 3000. Но само производство продолжается уже 22 года без каких-либо существенных конструктивных изменений. В 1959 году, когда он появился впервые, этот автомобиль был не так далек от западных моделей. Но в 1981 году это уже был стопроцентный динозавр.
Волга ГАЗ-24
В производстве: 24 года
«Двадцать четвёрка» — самая массовая «Волга» в истории, выпущено около полутора миллионов штук. Он оставался в производстве с 1968 по 1992 год, когда ему на смену пришел модернизированный ГАЗ-31029. В последние несколько лет действительно выпускалась версия 24-10, с новым двигателем и обновленным интерьером.
ГАЗ-3102 Волга
В производстве: 27 лет
«Чайка» была только для членов Верховного Совета и Политбюро; остальной части старшей номенклатуры пришлось довольствоваться ГАЗ-3102. Дебютировав в 1981 году, эта машина до 1988 года резервировалась только для партийных нужд и купить ее простым гражданам было нельзя, что делало ее самой желанной машиной в позднем СССР. Но в 2008 году, когда производство окончательно остановилось, от этого статуса ничего не осталось. Общий тираж не превышает 156 000 экземпляров.
ЗАЗ-965
В производстве: 27 лет
Первый Запорожец 966-й серии появился в 1967 году, а последний сошел с конвейера только в 1994 году. За это время автомобиль получил несколько новых модификаций типа 968, получил чуть более мощный двигатель и чуть более " роскошный "интерьер". Но конструкция осталась прежней, и на практике это был один из последних сохранившихся малолитражных автомобилей с задним расположением двигателя. Всего было выпущено около 2,5 млн единиц.
ВАЗ-2104
В производстве: 28 лет
Универсальная версия популярного 2105 появилась в 1984 году, и хотя завод в Тольятти в какой-то момент отказался от нее, завод в Ижевске продолжал ее собирать до 2012 года, доведя общий объем производства до 1,14 млн штук.
Лада Самара
В производстве: 29 лет
В середине 1980-х ВАЗ окончательно устыдился делать итальянские Фиаты 1960-х годов и предложил обновленные «Спутник» и «Самара». Производство продолжалось с 1984 по 2013 год, включая несколько более поздних модификаций, таких как ВАЗ-21099. Общий тираж составляет почти 5,3 миллиона экземпляров.
ВАЗ-2107
В производстве: 30 лет
«Люксовая» версия старой доброй Лады появилась на рынке в 1982 году и оставалась в производстве до 2012 года с минимальными изменениями. Заводы в Тольяти и Ижевске выпустили в общей сложности 1,75 млн единиц.
ВАЗ-2105
В производстве: 31 год
Первый «обновленный» автомобиль тольяттинского завода (то есть отличающийся хотя бы дизайном от оригинального Fiat 124) появился в 1979 году, и на его базе тогда же были созданы «четверка» универсал и более роскошная «семерка». Производство продолжалось до 2011 года со сборкой на Украине и даже в Египте (как у Lada Riva). Общий тираж превышает 2 миллиона экземпляров.
Москвич-412
В производстве: 31 год
Легендарный 412 появился в 1967 году, а в 1970 году вместе с близким ему 408 претерпел фейслифтинг. Параллельно модель производится и в Ижевске под маркой «Иж» с небольшими изменениями конструкции. Ижевская версия оставалась в производстве до 1998 года, всего было собрано 2,3 миллиона единиц.
ВАЗ-2106
В производстве: 32 года
В первое десятилетие после своего появления в 1976 году это была самая престижная модель ВАЗа. Однако после изменений ВАЗ 2106 остался в производстве, в одночасье став самым бюджетным и доступным новым автомобилем на постсоветском пространстве. Его производили не только в Тольяти, но и в Ижевске и Сызрани, а общий объем производства превысил 4,3 миллиона автомобилей.
Лада Нива, 4х4
В производстве: 45 года и больше
Оригинальная Нива появилась как ВАЗ-2121 в 1977 году. И хотя его преемник нового поколения был разработан уже в 80-х годах, старый автомобиль остался в производстве. Его производят и сегодня, а в последние годы он назывался Lada 4x4, потому что права на название «Нива» принадлежали Chevrolet. С этого года АвтоВАЗ получил их обратно.
УАЗ-469
В производстве: 50 лет и больше
Этот автомобиль родился как УАЗ-469 еще в 1972 году. Позже он был переименован в УАЗ-3151, а в последние годы носит гордое имя УАЗ Хантер. Конечно, за эти годы машина претерпела множество модификаций – новые двигатели, подвеска, тормоза, модернизированный салон. Но по сути это одна и та же модель, разработанная ульяновскими конструкторами еще в конце 60-х годов.