Найти в Дзене
АвтоДром

11 Вартбургов, которых вы вряд ли когда-либо видели

Вся история значка ГДР держится на довоенном наследии. Корни социалистического героя Вартбурга на самом деле уходят гораздо дальше, во времена имперской Германии. В 1896 году Генрих Эрнхардт основал велосипедную мастерскую FFE в городе Эйзенах, где вскоре начал делать довольно простой автомобиль с лицензионным французским двигателем из Дековиля. Автомобиль получил название Вартбург — в честь одноименного замка над Айзенахом. Фактически , это третий старейший производитель автомобилей в Германии после первопроходцев Benz и Daimler. Но дело не пошло, и Эрнхардт продал бизнес. Следующий владелец выпускал автомобили под маркой Dixi, а последняя модель 1927 года была фактически лицензионной английской Austin 7. Затем завод в Айзенахе купила компания BMW , до этого только производитель авиадвигателей и мотоциклов. Таким образом, лицензионный Austin становится BMW 3/15 — первым легковым автомобилем марки. В Цвиккау начинают собирать довоенные DKW F8, но уже под новым брендом IFA (Industriever

Вся история значка ГДР держится на довоенном наследии.

Корни социалистического героя Вартбурга на самом деле уходят гораздо дальше, во времена имперской Германии. В 1896 году Генрих Эрнхардт основал велосипедную мастерскую FFE в городе Эйзенах, где вскоре начал делать довольно простой автомобиль с лицензионным французским двигателем из Дековиля. Автомобиль получил название Вартбург — в честь одноименного замка над Айзенахом. Фактически , это третий старейший производитель автомобилей в Германии после первопроходцев Benz и Daimler.

Но дело не пошло, и Эрнхардт продал бизнес. Следующий владелец выпускал автомобили под маркой Dixi, а последняя модель 1927 года была фактически лицензионной английской Austin 7. Затем завод в Айзенахе купила компания BMW , до этого только производитель авиадвигателей и мотоциклов. Таким образом, лицензионный Austin становится BMW 3/15 — первым легковым автомобилем марки.

-2

В Цвиккау начинают собирать довоенные DKW F8, но уже под новым брендом IFA (Industrieverband Fahrzeugbau). Они также служат основой для совершенно нового семейства автомобилей среднего класса — Wartburg 311.

-3

Это была первая чисто «социалистическая» модель — хотя под ее современной для того времени конструкцией двухтактный двигатель продолжал скрываться старый трехцилиндровый DKW. Wartburg 311 появился на рынке в 1955 году — почти одновременно с советским Москвичем-402 и чешской Skoda Octavia. Он производится именно на бывшем заводе BMW в Айзенахе.

-4

Двухтактный двигатель не единственный анахронизм в этой машине - он еще на раме, с поперечной передней рессорой. Агрегат объемом 0,9 литра и мощностью 37 лошадиных сил приводит в движение передние колеса.

Правда в том, что другие социальные модели той эпохи не намного более продвинуты. Но Wartburg, в отличие от своих советских собратьев, по крайней мере имеет завидное разнообразие корпусов. Есть классический седан, но есть и трехдверный универсал, пятидверный универсал «Кемпинг» с панорамными задними окнами, купе, кабриолет… В 1957 году появился даже родстер, с дополнительным форсированным двигателем. до 50 лошадиных сил (через два карбюратора или двухкамерный).
В 1965 году завод выпустил слегка обновленную модель 312, с рессорной подвеской и вариант 300 HT — родстер с жестким верхом.

-5

Это последнее ура для первого поколения Wartburg. В 1967 году ему на смену пришел второй - 353-й, с кардинально измененным и вполне современным для того времени внешним видом, и с баловством типа передних дисковых тормозов. Но под измененной упаковкой рецепт остается прежним: рама с приваренным к ней кузовом, двухтактный двигатель... Даже многие версии 311 остаются в наличии. Новая модель представляет собой только седан или универсал (позднее очень ограниченными сериями изготавливаются полицейский кабриолет и пикап под названием Trans).

-6

Ресурсы, доступные ему и его коллегам в инженерном отделе, очень скромны. Однако начальнику завода Вильгельму Хельбаху удалось добиться покупки новой сборочной линии у Renault , а также покрасочных машин у западногерманской Durr. Были даже предприняты попытки лицензировать ванкель NSU вместо старого двухтактного DKW, но безуспешно. Однако работникам предприятия, ныне переименованного в AWE, не стыдно за свой продукт. Руководитель двигателя Конрад фон Фрайберг установил двухтактный агрегат на гоночную лодку класса R1 и стал... чемпионом мира .

-7

Завод AWE в Айзенахе. Сегодня в этом месте, но на совершенно новом заводе производится Opel Grandland X.

Wartburg 353 экспортируется во все социалистические страны - в Болгарии, например, в 80-х годах он свободно продавался "Кореком" без неизбежного долгого ожидания в "Мототехнике" - только для этого надо было откуда-то иметь конвертируемую валюту. Этот вариант в основном использовали болгары, работавшие в Ливии и других «валютных» сферах.

Но 353 также выходит за железный занавес. Продают его на Кипре, Мальте, ЮАР, Финляндии. В Великобритании он предлагается под названием Wartburg Knight и даже пользуется некоторой популярностью, в основном благодаря просторному салону и большому багажнику. Англичане окрестили его "рабочим Гансом" (раньше у нас Trabant называли "Гансом", но менее лестным эпитетом).

-8

Несмотря на старомодную конструкцию и двигатель, второй Wartburg вполне адекватен для 1960-х годов. Но в 70-х он уже трогательно устарел по сравнению с западными образцами . И ГДР продолжала его выпускать до начала 90-х — по сути, машина даже немного пережила создавшую ее страну. В 1988 году наконец-то появился более адекватный двигатель — 1,3-литровая «Альфа» Фольксвагена, мощностью 58 лошадиных сил. Этот автомобиль, получивший название Wartburg 1.3, достойно вел себя на дороге и вселял надежду на будущее. Но затем внезапно завод в Айзенахе был продан компании Opel, и через 95 лет существования бренд, созданный Генрихом Эрнхардтом, канул в безвестность.

-9

ЭМВ 340
Первой моделью, которую собирали в Айзенахе после войны, был, по сути, довоенный BMW. Даже эмблема сохранилась, только буква В - от Bayerische - заменена на E (от Eisenach)

-10

Вартбург 311-3
Купе версии первого социалистического Wartburg

-11

Вартбург 311-9
Вариант универсал с тремя дверьми

-12

Вартбург 311-5
Пожалуй, самая любопытная версия — Camping, с панорамными задними окнами.

-13

Вартбург 311 Кабриолет

-14

Вартбург 312/300 НТ
Выпускавшийся до 1967 года, он был последним родстером не только в ГДР, но и вообще в соцлагере

-15

Вартбург 353-400
Поколение 353 имеет всего два варианта — седан и универсал. Но этот кабриолет выпускается и небольшими сериями для армии и полиции

-16

Вартбург 353 Транс
Вариант типа пикап, выпускаемый ограниченной серией только на экспорт

-17

Вартбург 353 Ралли
Готовая к ралли версия, сделанная в 1983 году. Фото предоставлено Государственным архивом Германии

-18

Вартбург 610М
Весьма любопытный проект середины 70-х годов, разработанный совместно со Шкодой и Трабантом. Двигатель и, очевидно, дизайн — дело рук чехов. Однако арабский нефтяной кризис поставил крест на проекте, поскольку ресурсов для строительства необходимых новых трубопроводов уже не хватило

-19

Вартбург 1300
Прототип 1978 года с четырехтактным двигателем Renault. Проект был завершен и даже изготовлено четыре рабочих агрегата, но государственное руководство ГДР вновь обеспокоилось высокой стоимостью и заблокировало его.