Городская навигация — это язык, коммуникация, посредством которой город взаимодействует с нами. От этого языка зависит, насколько комфортно нам перемещаться в том или ином общественном пространстве.
В древности доминантой любого крупного поселения являлся собор, к которому сходились все крупные улицы. И этого было достаточно, чтобы сориентироваться в городе. В современных мегаполисах эта функция размыта, а районы города с одинаковыми или похожими зданиями, особенно спальные, зачастую превращаются в лабиринты.
Сейчас проблема навигации в городской среде стоит особенно остро, так как информации стало очень много, а времени на поиск нужного пути в ритме современного мегаполиса все меньше.
Создавая навигацию, легко увлечься и забыть о ее назначении. Сама суть навигации — прокладка пути. Создавая отдельные элементы следует помнить, зачем вообще они нужны. Хорошая навигация не должна бросаться в глаза, но при этом обязана выполнять свою функцию — привести вас в нужную точку.
В идеале навигация должна делать это максимально незаметно. Если мы вообще не замечаем никакой навигации, но при этом оказываемся в нужном месте — значит, все хорошо. Но бывают и противоположные случаи. Каждому из нас знакома ситуация, когда теряешься в чужом районе, несмотря на наличие табличек и указателей.
Где мы сталкиваемся с необходимостью систем навигации в городской среде? Можно выделить несколько типов таких систем:
- дорожная навигация;
- транспортная (метро, вокзалы, наземный и речной транспорт, пересадочные узлы);
- пешеходная: уличная, парковая (включая туристическую);
- общественные здания (музеи, больницы, торговые центры, деловые комплексы и т.д.);
- виртуальная навигация (приложения).
Каждый тип навигации имеет свои уровни и носители информации, но все они должны составлять единую продуманную систему. Главная проблема создания систем городской навигации в мегаполисах, включая и Москву — отсутствие комплексного подхода.
Есть два пути решения этой проблемы: кардинальный — сломать и выстроить систему с нуля заново; или более щадящий — методично дорабатывая и расширяя существующее.
Впрочем, сейчас ситуация с комплексностью постепенно выправляется. Мы уже с трудом можем вспомнить, как ориентировались в городе без приложений в смартфоне, ища нужную информацию среди бесконечных кричащих рекламных вывесок. Буквально за десятилетие-полтора изменилась сама городская среда, был сформулирован дизайн-код, появились новые удобные носители информации на улицах и, конечно, гаджеты, сильно упрощающие жизнь и экономящие время поиска пути.
Тем не менее, мы только-только пришли к осознанию городской среды как единого организма и вслед за другими мировыми столицами задумываемся о ее законах, формируем новые принципы городских информационных систем.
Казалось бы, дорожная навигация — самая понятная и устоявшаяся из систем ориентирования: с правилами дорожного движения, со сложившейся унификацией дорожных знаков и общими принципами функционирования даже в разных странах. Но и тут мы постоянно получаем новый опыт: развиваются технологии, транспортные средства эволюционируют. На улицах появились велосипеды и самокаты, а значит, нужны правила их использования и новые знаки. Даже касательно традиционных дорожных знаков в Москве был интересный опыт: в какой-то момент их число в попытке перекричать рекламные носители превысило все разумные рамки, водителям стало сложно ориентироваться в перенасыщенной информацией среде.
Постепенно среду расчистили от визуального мусора, а когда сократили число дублирующих друг друга знаков и провели эксперимент по уменьшению их размера на некоторых улицах, вдруг оказалось, что на них стали обращать больше внимания, и вождение стало безопаснее. Жаль, что масштабировать и повсеместно внедрить новые стандарты так и не вышло: система оказалась слишком консервативной и инерционной.
Пешеходной навигации повезло больше, чем дорожным знакам — на московских улицах появились новые красивые информационные стенды, содержащие карты улиц и всю необходимую информацию. Возникла дублирующая информация на английском языке (дополнительная сложность при создании навигации в российских городах).
По примеру мировых мегаполисов, таких как Нью-Йорк, Лондоне, Париже, Амстердам, имеющих свои шрифтовые системы для навигации, у Москвы тоже появился свой удобный шрифт MoscowSans.
Любопытный факт: мало кто знает, что шрифт DIN, который не так давно пережил у нас волну популярности среди молодых дизайнеров, на самом деле разрабатывался Эриком Шпикерманом именно для систем навигации в Германии.
Начавшись с центра, новая пешеходная навигация постепенно распространяется и на окраины. Помимо стандартных указателей и стелл с картами в новых ЖК встречаются и необычные решения. Например, типовые дома в Марфино, где застройщик использовал для дифференциации и ориентирования крупные силуэты животных.
В Москве очень много культурных достопримечательностей, исторических памятников, о многих из которых не догадываются не только туристы, но даже местные жители. Из опыта зарубежных поездок на ум приходит пример Лос-Анджелеса, где прямо на станциях метро расположены щиты с изображениями интересных объектов, находящихся в пешей доступности от этих станций. А во Франции, проезжая любой населенный пункт, на шоссе обязательно увидишь табличку с силуэтом главной достопримечательности.
Если с общегородской системой уличной навигации все более-менее понятно, то парки и торговые центры имеют свои системы визуальной идентификации и навигации. Приходя в какой-нибудь торговый или бизнес-центр словно попадаешь в отдельный мини-город, живущий по своим законам, со своими улицами, транспортными артериями-эскалаторами, кафе и магазинами.
Это не является большой проблемой, но иногда способно доставить определенные неудобства, пока не привыкнешь к новой системе ориентирования — вывескам, указателям и шрифтам. Особенно заметно это в комплексах, состоящих из нескольких зданий. Тут хороший пример эффектной навигации — центр дизайна Артплей, с крупными надписями и нумерацией на зданиях, но и тут не обошлось без казусов.
Знаю из личного опыта, что некоторые курьеры, не замечая огромных цифр на стенах, стабильно приходили не в те корпуса. Это тот случай, когда дизайнеры сделали дизайн для себе подобных, но не учли банальных жизненных ситуаций.
Хорошей альтернативой и дополнением к обычным вывескам и указателям являются дорожки на полу, ведущие в нужном направлении. Каждому направлению может соответствовать свой цвет, при этом разные дорожки могут то сходиться, то разбегаться.
Это применимо к большим моллам или деловым центрам, больницам с несколькими корпусами/отделами, каждому из которых так же присвоен соответствующий цвет. Или к станциям метрополитена с его цветными линиями.
Кстати, о московском метро: здесь сейчас в целом довольно продуманная навигация, поэтому подробно останавливаться на ней мы не будем, но о некоторых моментах имеет смысл упомянуть.
Метро за последние годы сильно разрослось и продолжает расти рекордными темпами. Естественно, в этих условиях привычная всем с советских времен навигация быстро устарела и потребовала модернизации. Помните, как в недавнем прошлом мы объясняли друг другу, из какого выхода нужно подниматься на поверхность? Сейчас достаточно назвать номер нужного выхода.
Казалось бы, что может быть проще? Но потребовались годы, чтобы прийти к этому решению. То же самое и с указанием направления линий (на север/на юг, в центр/из центра).
Но и тут есть над чем поразмышлять. Многие станции, особенно новые, имеют преобладающие цвета в оформлении, которые никак не привязаны к цветам линий, хотя это выглядело бы логичным.
Например, станция Юго-западная на красной ветке отделана панелями цвета морской волны, а соседняя станция, Проспект Вернадского, имеет пересадку на Большую кольцевую линию, которой как раз присвоили такой цвет.
Это несколько дезориентирует, когда проезжаешь мимо: подсознательно ожидаешь увидеть пересадку на ветку бирюзового цвета на соответствующе оформленной станции. Схожая картина наблюдается и на станциях Давыдково/Кунцевская Большой кольцевой линии, первая из которых имеет преобладающий синий цвет стен, а вторая — пересадку на синюю ветку.
Может, стоит привести их в соответствие? Конечно, со старыми, историческими станциями в центре такой фокус не прокатит, но при проектировании/ремонте новых станций и выборе оформления может быть следует учитывать эти особенности?
Общественный транспорт за пределами подземки тоже активно развивается: само метро приросло линиями электричек МЦК и МЦД, автобусная сеть расширилась электробусами после ухода троллейбусов, появляются новые трамвайные маршруты, речной транспорт. Здесь стоит непростая задача взаимной интеграции всех видов транспорта в единую неразрывную систему.
С одной стороны, каждый вид должен иметь свою систему визуальной идентичности, а с другой — все они должны подчиняться общей логике и выглядеть единообразно, чтобы при пересадке с одного вида транспорта на другой не возникало вопросов. Для этого имеет смысл составить «карту разрывов» — слабых мест в системе общей навигации. Этим занимаются специальные службы, но пока определенные проблемы с интеграцией остаются.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про современные гаджеты. Мы уже привыкли к приложениям для ориентирования и не можем представить жизни без них. Они спасают там, где есть слабые места в городской навигации, например, автобусных маршрутах, в которых крайне непросто разобраться без смартфона. Но далеко не все пользуются гаджетами, так же как не все одинаково хорошо воспринимают знаки и надписи, предпочитая по старинке спрашивать дорогу у прохожих.
Для этой категории людей имеет смысл подумать о волонтерских движениях и/или небольших информационных центрах. Сейчас подобное существует только в метро, но не на улицах. Такой интерактив сделал бы городскую среду еще дружелюбнее.
Возвращаясь же к гаджетам и технологиям, возникают мысли о применении дополненной реальности, что позволило бы пользователю самому формировать навигацию в зависимости от потребности (как сейчас можно переключаться между нужными уровнями информации в приложениях-навигаторах), не перегружая при этом городскую среду, но видя картинку на экране смартфона применительно к реальной местности. А если добавить к этому возможности нейросетей…
Да, в интересное время мы живем, и осознать в полной мере его возможности нам еще только предстоит!