Найти тему
Прожектор оборонки

Почему падают МиГ-31?

4 июля 2023 года над Авачинским заливом потерпел крушение истребитель МиГ-31. Сообщение, поступившее из пресс-службы ТОФ, означает, что истребитель находился в составе морской авиации Тихоокеанского флота и базировался на камчатском аэродроме Елизово. В зону ответственности этих истребителей входит Авачинская губа, где в Вилючинской бухте базируются атомные подводные лодки стратегического назначения Тихоокеанского флота.

С момента начала серийного производства по настоящее время самолеты МиГ-31 потерпели около 60 аварий и катастроф. Это довольно много. Почему они происходят?

В 1976 году летчик авиации ПВО Беленко на истребителе-перехватчике МиГ-25П перелетел из СССР в Японию и попросил политическое убежище. Самолет был разобран и изучен американскими и японскими специалистами, после чего специалистам стали известны все его секреты. В СССР в авральном порядке началась разработка нового дальнего перехватчика МиГ-31.

Дальние перехватчики появились в СССР после поступления на вооружение США тяжелых бомбардировщиков – носителей крылатых ракет большой дальности. Борьба с крылатыми ракетами, способными лететь на предельно малой высоте, огибая рельеф местности, - чрезвычайно сложное дело. Руководители СССР справедливо считали, что гораздо легче уничтожить бомбардировщики до пуска ракет, чем ловить потом эти ракеты над мировым океаном.

Так появился новый вид самолета – дальний тяжелый истребитель-перехватчик. Сначала таким самолетом стал МиГ-25, затем – МиГ-31. Велись также работы в ОКБ Яковлева.

Лучшим маршрутом для нападения американских бомбардировщиков на нашу страну был и остается знаменитый Чкаловский маршрут через Северный полюс. Ничего лучше не придумаешь. Для защиты от нападения СССР создал два эшелона перехвата. Истребители первого эшелона базировались на арктических аэродромах Анадырь, Воркута, Кипелово, Оленья, Тикси и др. Тихоокеанский флот прикрывал аэродром Елизово. На аэродромах центральной части России, Урала, Восточной и Западной Сибири базировались перехватчики второго эшелона. Пока истребители первого эшелона били противника над Северным полюсом, истребители второго эшелона подлетали на арктические аэродромы и заправляли полные баки. Перед возвращением истребителей первого эшелона они взлетали в воздух и направлялись добивать противника. Все было продумано до мелочей.

В 1979 году началось серийное производство самолетов МиГ-31 на Горьковском авиазаводе, производство двигателей Д-30Ф6 – на Пермском моторостроительном заводе. И самолет, и двигатель получились уникальные. МиГ-31 мог развивать скорость полета до 3000 км/час и мог барражировать в воздухе до 6 часов. Такое раньше никому в мире не удавалось. Либо самолет развивал скорость 3 Маха, но быстро сжигал весь керосин и долго летать не мог. Либо самолет мог длительное время находиться в воздухе, но за 3 Маха не летал ни при каких обстоятельствах.

В 1981 году началось производство модернизированного самолета МиГ-31Б с системой дозаправки в воздухе. В 2008-2012 году был создан МиГ-31БМ с новой фазированной РЛС «Заслон-М». Станция позволяла штурману-оператору обнаруживать воздушные цели на дальности до 320 км. Возможности перехватчика еще более увеличились после того, как он стал работать совместно с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения А-50У в составе комплекса «Щит».

Все лучшие качества самолета упирались в два его главных недостатка: машина очень сложная и очень дорогая и в производстве, и в эксплуатации. Именно поэтому аварии и катастрофы сопровождали всю сознательную жизнь МиГ-31. И вот очередная катастрофа на Камчатке.

В 1994 году Нижегородский завод «Сокол» и Пермский моторный завод прекратили выпуск МиГ-31 и Д-30Ф6. В 1995 году были опубликованы официальные данные о наличии МиГ-31 в составе ВВС России - 300 машин. В 2013 году появились отрывочные сведения о том, что в строю осталось не более 100 машин. Часть самолетов переоборудованы в носители ракет «Кинжал» и утратили качества перехватчиков. Самым свежим самолетам сегодня 30 лет. Но дело еще и в том, что с 1987 по 1994 год авиапромышленность СССР выпустила очень мало МиГ-31, и возраст самолетов сегодня уже 35-40 лет. А ведь это сверхзвуковой высотный истребитель, предназначенный для полетов в экстремальных условиях.

Парк стремительно уменьшается, а необходимость в таких самолетах для России с ее необъятными границами огромная. Стратегические бомбардировщики США регулярно летают вблизи наших территорий и черт его знает, что у НАТОвского командования на уме. Наши дальние перехватчики должны сопровождать эти самолеты постоянно.

Хорошо известно о том, что российский авиапром ведет напряженную работу по созданию новых самолетов или по модернизации уже имеющихся. Такие работы ведутся по истребителям, штурмовикам и фронтовым бомбардировщикам Сухого, по тяжелым бомбардировщикам и разведчикам Туполева, по военно-транспортным самолетам Ильюшина. Есть информация по испытаниям легкого истребителя Микояна. Нет только одного – информации и разработке нового дальнего тяжелого скоростного истребителя, который мог бы прийти на смену МиГ-31. Модернизация, видимо, не поможет, так как МиГ-31 не имеет технологии «стелс». Нужен новый самолет.

Читайте канал «Прожектор оборонки». Вы найдете то, чего нет на других каналах.

Михаил Первов