Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Отношения «под запретом»

Оглавление

Его дыхание обжигало кожу. «Я не знаю, увидимся ли мы ещё, - прошептал он. – Вы же знаете, я в немилости… Но помните, что я всегда буду любить вас». У них был всего один танец на балу, и надо было успеть проститься. А ведь никаких слов не хватало для того, чтобы описать всё, что пришлось пережить, понять и почувствовать.

Адама Чарторыйского многие придворные дамы считали главным красавцем российского двора. Близкий друг и доверенное лицо наследника престола, галантный кавалер, образованнейший человек – у Чарторыйского было множество достоинств. Но даже столь яркий и сильный человек, как он, не смог бы противиться внезапному чувству. Вот только любовь эта могла принести немало неприятностей князю, ведь объектом его страсти стала супруга великого князя Елизавета Алексеевна. Как же развивались отношения «под запретом»? И что ожидало влюблённых?

Польша, Европа, Россия

Когда супруга князя Чарторыйского Изабелла в 1770 году произвела на свет дитя, многие из её окружения стали перешёптываться. «Малыш просто очарователен, но на отца совсем не похож», - говорили знакомые семейства. Это, конечно, были всего лишь слухи, но в ту пору многие считали, что отцом новорожденного мальчика был князь Репнин, выступавший в качестве посла России в Речи Посполитой. Тем не менее Чарторыйский велел сплетникам закрыть свои рты и признал сына как собственного ребёнка и законного наследника старинного и влиятельного княжеского рода. Так начался жизненный путь маленького Адама.

Неизвестный художник «Портрет князя Адама Чарторыйского» / Дворец Козлувка, Польша
Неизвестный художник «Портрет князя Адама Чарторыйского» / Дворец Козлувка, Польша

Мать мало интересовалась жизнью Адама и второго сына. Большую часть времени она посвящала светской жизни и званым приёмам. Тем временем Адам находился под присмотром всевозможных учителей и наставников. Князь стремился дать своим отпрыскам наилучшее образование, а потому не скупился и приглашал к сыновьям самых известных и именитых преподавателей.

Вместе с братом Адам много путешествовал по Европе. Особенно по душе юноше пришлась Англия. Он нередко говорил, что эта страна заменила ему родину. Именно в Англию Чарторыйский был вынужден снова отправиться после второго раздела Речи Посполитой. Филипп Вигель в своих «Записках» отмечал:

«С малолетства напитанный чувствами жесточайшей ненависти к истинному своему отечеству (России), он посвящён был его же служению».

Служба в ненавистной стране

А с Россией у Чарторыйского действительно складывались непростые отношения. В молодые годы он проникся идеями повстанцев и даже примкнул к восстанию под предводительством Тадеуша Костюшко. Правда, вскоре пожалел о своём решении. Императрица Екатерина II едва не лишила Чарторыйских их имущества, но вскоре смилостивилась. Государыня заявила, что если князья Адам и Константин поступят на русскую службу, она вернёт им прежде изъятые владения. По сути, выбора у Чарторыйского не было.

Юзеф Олешкевич «Портрет князя Адама Чарторыйского» (фрагмент) / Вильнюсская картинная галерея, Литва
Юзеф Олешкевич «Портрет князя Адама Чарторыйского» (фрагмент) / Вильнюсская картинная галерея, Литва

Оказавшись в конной гвардии, князь Адам стал нередко появляться с донесениями при дворе. В ту пору завязалась его дружба с великим князем Александром Павловичем. После смерти императрицы на престол взошёл её сын Павел, и тёплые отношения с сыном нового императора вовсе укрепили положение Чарторыйского. Александр доверял ему и нередко посвящал в секретные дела. Вот только порой столь добродушное отношение великого князя огорчало Адама Адамовича.

Роман с великой княгиней

Стоило Чарторыйскому лишь мельком взглянуть на великую княгиню Елизавету Алексеевну – и он забывал обо всех обязательствах перед Александром. Очаровательная и застенчивая женщина будила в нём чувства, которых князь не знал прежде. Она и сама разделяла эту запретную страсть, что было неудивительно – многие дамы при дворе тайком вздыхали, глядя на Чарторыйского. Подруга великой княгини Прасковья Фредро писала:

«Он был одним из тех редких и опасных людей, которые сильно чувствуют и внушают столь же сильные чувства: их благородную и глубокую страсть выражает меланхолический взгляд, а их сдержанность и молчание говорят лучше всяких слов».

Какое-то время влюблённые сопротивлялись чувствам, но битва эта уже в самом начале была проиграна. Роман, вспыхнувший между польским красавцем и Елизаветой Алексеевной, трудно было скрыть. Когда же великая княгиня после пяти лет бездетного брака родила дочь Марию, многие при дворе решили, что отцом этого ребёнка является Чарторыйский. Не стал исключением и император Павел. В 1799 году государь отправил Адама Адамовича к сардинскому двору, считая, что того лучше отстранить от двора.

Однако с восшествием на престол Александра Павловича Чарторыйский смог вернуться в Россию. Он принадлежал к самым доверенным лицам нового императора, являлся попечителем Виленского учебного округа. Но прежнего блеска Адаму вернуть так и не удалось – после смерти дочери Елизавета Алексеевна охладела к возлюбленному, а при дворе его влияние было не столь велико, как он рассчитывал. Князь отправился за границу, где женился на Анне Сапеге, в браке с которой родилось пять детей. В последние годы он поддерживал антироссийскую политику европейских стран. Чарторыйский так и не сумел побороть ненависти к России, хотя благодаря жизни в этой стране добился и власти, и влияния в обществе.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))