Для построения успешной карьеры человеку нужно обладать рядом разнообразных качеств, например, навыками лидера, организаторскими способностями, гибкостью ума и креативностью.
Одним из самых востребованных навыков современности считается эмоциональный интеллект – это способность эффективно управлять своими эмоциями. Подробнее об этом читайте в данной статье.
Однако помимо различных навыков на профессиональный успех человека также влияют и его личностные качества.
Психологов давно интересует вопрос взаимосвязи между характером и должностью человека.
Для того чтобы оценить влияние личности на профессиональную самореализацию индивида английские психологи провели исследование, в котором приняло участие несколько тысяч человек. В это число вошли предприниматели, менеджеры, супервайзеры и обычные рядовые сотрудники.
Давайте узнаем, что удалось выяснить ученым, действительно ли черты характера определяют профессиональный путь человека.
Характер и должность
Оценка взаимосвязи между характером и профессиональным потенциалом человека представляет собой интерес не только с научной, но и с практической точки зрения. Ведь многим работодателям станет куда легче оценивать кандидатов на те или иные вакансии с учетом их черт характера.
В основе исследования ученые ставили перед собой цель выявить связь между уровнем занимаемой человеком должности и его личными качествами.
Для оценки в основу взяли «Большую пятерку» показателей характера, а именно:
· Добросовестность – внимательность и дисциплина, ответственность и надежность.
· Экстравертность – общительность, стремление к взаимодействию с людьми, коммуникабельность.
· Открытость – гибкость ума, способность воспринимать новое.
· Невротизм – тревожность, эмоциональная нестабильность, неумение справляться со стрессом, раздражительность.
· Доброжелательность – эмпатия, дружелюбие, сговорчивость, умение договариваться, уживчивость в коллективе, приятность в общении, умение обращаться к людям на понятном для них языке.
Каждый из сотрудников, участвующих в исследовании, ответил на 15 вопросов (по 3 вопроса на каждый показатель из большой пятерки оценки черт характера). В опроснике были представлены некие утверждения, с которыми участники исследования должны были согласиться или не согласиться.
В результате были выявлены следующие взаимосвязи:
1. Добросовестность. Показатель добросовестности был примерно на одном уровне у супервайзеров, менеджеров и предпринимателей. А вот рядовые сотрудники существенно отставали от всех.
Это вполне объяснимо, ведь от добросовестной работы управленца, предпринимателя, а также контролера напрямую зависит выживаемость компании.
Менеджеры, выполняя свою работу добросовестно, принимают более взвешенные и грамотные управленческие решения.
Супервайзеры внимательно и строго оценивают работу и сокращают число ошибок, повышая тем самым качество работы рядовых сотрудников в целом.
2. Экстравертность. В данном случае лидирующие позиции заняли менеджеры и предприниматели, а супервайзеры и рядовые сотрудники заметно отстали, т.к. проявляют большую склонность к интроверсии.
Это тоже вполне объяснимо, ведь управленцам и владельцам компаний приходится объединять вокруг себя многих людей и завязывать деловые контакты. Все это требует развитых навыков социализации.
3. Открытость. Данный показатель довольно ярко коррелируется с уровнем занимаемой должности.
Чем выше управленческий статус сотрудника, тем выше показатель его открытости всему новому. Ведь чтобы развивать бизнес предпринимателю и любому управленцу нужно отслеживать тенденции рынка, приспосабливаться к новым условиям, искать нестандартные решения и генерировать творческие идеи.
Все это невозможно без гибкости ума и способности воспринимать новое, учиться и развиваться. Даже рядовому менеджеру необходима открытость, чтобы вырабатывать нестандартные методы управления, регламенты работы и стратегии развития.
Читайте о том, как преодолеть страх пробовать новое, в статье «Не бойся нового».
4. Невротизм. Чем выше руководящий статус человека, тем ниже его невротизм.
Так предприниматели и менеджеры значительно превосходили рядовых сотрудников и супервайзеров умением контролировать свои эмоции и противостоять стрессу.
Предпринимателю и менеджеру нужно сохранять ясный рассудок и эмоциональную устойчивость, чтобы быть способным к принятию взвешенных и рациональных решений.
Менеджер не сможет без эмоциональной устойчивости эффектно справляться со своими обязанностями.
Читайте о том, как выработать в себе эмоциональную устойчивость, в статье «Эмоциональный раздрай».
5. Доброжелательность. Данном случае наметилось интересное расхождение между предпринимателями и менеджерами, которые до этого демонстрировали стабильную близость по другим показателям.
Так предприниматели отличаются более высоким уровнем доброжелательности по сравнению с менеджерами.
Возможно это связано с тем, что предпринимателям нужно уметь располагать к себе партнеров, искать спонсоров, договариваться с поставщиками и пр.
Менеджерам приходится порой принимать непопулярные решения, проявлять жесткость требовательных руководителей. Причем по данному показателю менеджеры отстали не только от предпринимателей, но и от супервайзеров с рядовыми сотрудниками.
Менеджер не должен быть слишком дружелюбным, чтобы поддерживать субординацию и авторитет в глазах своих подчиненных, которые должны четко выполнять его распоряжения.
Если менеджер выступает в роли добряка, то очень скоро подчиненные «садятся ему на голову», используя тон дружеских взаимоотношений.
Безусловно данное исследование не может претендовать на 100% точность выявленных взаимосвязей. Ведь оно не отражает причинно-следственной связи между должностью человека и качествами его личности. Т.е. склонность к экстраверсии, например, у предпринимателей была заложена изначально или им пришлось развить в себе это качество по вынужденным обстоятельствам?
Кроме того, не исключено, что на выраженность тех или иных черт характера может влиять и сфера профессиональной деятельности.
Однако результаты проведенного исследования все же дают некое очертание тех качеств личности, которые соответствуют уровню занимаемой должности.
Это понимание позволяет человеку, опираясь на анализ собственной личности, подобрать для себя позицию, которая будет для него более комфортной. Либо определить те черты характера, которые стоит в себе развивать, если есть желание продвинуться по карьере и занять более лидирующую позицию.
Теперь мы знаем, как характер влияет на должность, а значит можем эффективнее строить свою карьеру.
Компания «Дом Свечей» желает всем успешной профессиональной реализации.
И не забывайте, что аромат помогает эффективно бороться со стрессом после долгого и тяжелого рабочего дня.
Кстати, у каждой профессии есть подходящий для нее аромат.
Узнайте о подходящем для себя аромате в статье «Какой аромат у твоей профессии?»
А за чудесными интерьерными парфюмами заходите на сайт, ждем Вас!
#работа #характер #карьера #психология