- Как быстро всему учиться?
- Почему одни быстро все схватывают, а другие могут 10 раз вникать и все равно не понять?
- Талант или усердие – что же все-таки решающее?
Для того, чтобы это узнать, стоит задать себе 4 главных вопроса.
Вопрос 1. Есть ли соответствие между вашей целью и вашими действиями?
Предположим, вы изучаете иностранный язык для того, чтобы научиться на нем бегло говорить. А с преподавателем уже прошло 10 занятий и вы делаете грамматику, но не говорите. Научитесь ли вы говорить, если на уроках не говорите? Вряд ли.
Да, иногда надо подтянуть грамматику одно-два занятия. Но если не говорить, говорить вы не будете. Или вы начали изучать язык с супер квалифицированным преподавателем для того, чтобы подготовиться к экзамену. Но преподаватель не предлагает вам решать пробные тесты. Тогда как вы сможете определить, сможете ли на высокий балл сдать тест?
Решение 1. Разделите цель на подцели и проверьте соответствие целей и действий.
Для того, чтобы научиться готовить, надо знать базовые техники готовки. Но научиться готовить, также как и заговорить на языке – это очень абстрактно. Научиться готовить – для чего? Чтобы делать приемы? Тогда надо изучать блюда, которые подаются на приемах, а также примерно знать, как организовать процесс готовки так, чтобы каждое блюдо было готово в срок. Или для того, чтобы готовить для домочадцев? Тогда надо знать о полезных продуктах, организации питания в течение дня, приобретать умение готовить в рамках имеющегося у вас времени.
Заговорить на языке - для чего? Выучиться на психолога – для чего? Чтобы помогать людям проходить сложные периоды жизни? Какие именно – развод, депрессию, увольнение? Чтобы помогать людям быстро расти? В какой карьере – в компании, в своем бизнесе, в творческих проектах?
Вопрос 2. Правильно ли вы выбрали ролевые модели, и нужны ли они вам?
Как этот великий бизнесмен распределял деньги? Как счастливый семьянин строил отношения с близкими? Как справлялся с личными и карьерными кризисами? Как учил язык полиглот? Как стал великим поваром в 50 лет? Как он может так круто готовить на семью?
Как учиться на примерах других – и стоит ли оно того?
Например, очень популярная модель для тех, кто хочет привнести что-то новое через свой бизнес – Стив Джобс. Университет не окончил, а как много заработал, да еще и изменил весь мир. Если вам нравится думать о Стиве Джобсе, значит, вы подходите друг другу по смыслам – вы похожим образом отвечаете на вопрос «для чего мне успех». Бывают модели из семьи, среди соседей, друзей, героев фильмов, режиссеров, локальных бизнесменов. Если вам вообще не нужны модели, возможно, самобытность и уникальность – ваши важные ценности.
Есть еще момент. К сожалению, есть много людей, которые пошли путем Стива Джобса, делали почти все то же, что и он, были не менее талантливы, что и он, но не стали ни успешными, ни известными. Одна и та же тактика но разные результаты. Это говорит в пользу того, что не стоит быть фанатом стратегии успеха, например, Стива Джобса. Но если она вам нравится, учиться у нее можно.
Лао Цзы говорил: «Если не знаешь ни себя, ни врага, проиграешь каждый раз, сколько ни сражайся. Если знаешь себя, но не знаешь врага, выиграешь один раз, остальные разы проиграешь. Если знаешь и себя, и врага, выиграешь каждый раз, сколько раз бы ни сражался.» Ответ – хорошо знать и себя, и своего врага («врагом», то есть чем-то внешним и важным фактором для того, реализуется ли ваше желание, может быть и ролевая модель, и цель).
Решение 2: Знайте и себя, и свои ролевые модели.
У ролевой модели можно многому поучиться, если эта модель вас вдохновляет. Учиться у ролевой модели – это узнавание «врага». Вдохновляет ли вас эта модель и почему - знание о себе.
А как насчет идеи «взять по чуть-чуть хорошее у разных великих людей»?
Подумайте, что общего у всех этих людей. Может быть, есть ли какой-то человек, который объединил в себе несколько великих людей? Еще возможно, у вас засела токсичная идея стать идеальным – «возьму все хорошее и все плохое отброшу». Идеальных людей и идеальных жизней не бывает – как не бывает людей, никогда не потеющих, никогда не устающих, никогда не ходящих в туалет, и т. д.
Знать себя и свои ролевые модели – это про понимание двух людей: вас, с вашими личными целями и задачами и действиями, и ваших ролевых моделей, с их целями, задачами, действиями.
Китайская мудрость гласит «Ученики каллиграфии пытаются повторить стиль великих мастеров вместо того, чтобы перенять их дух». Поэтому задавать себе вопрос «Что бы сделал человек, которым я восхищаюсь, на моем месте здесь и сейчас?» - вполне интересный метод (один из методов) учиться у ролевой модели при условии, что вам нравится учиться у великих людей (кому-то нравится, кому-то – нет, о вкусах не спорят).
Вопрос 3. Как вы относитесь к своим неудачам?
Для вас неудача – это повод покритиковать себя? Повод обозлиться и бросить? Повод вынести урок из неудачи? Какой например урок?
Можно хорошо учиться потому, что есть способность учиться, так называемая «обучаемость». А можно хорошо учиться, потому что есть способность хорошо анализировать, почему получилось и почему не получилось. Это называется мета уровнем – наблюдение не о предмете, а о том, как вы учитесь.
Рефлексия, анализ, наблюдение. А не тупиковое самобичевание.
Решение 3. Что для вас работает?
Считается, что для того, чтобы приобрести новую привычку (например, выпивать утром стакан свежевыжатого сока для здоровья), нужно закрепить эту привычку 21 день. Но, возможно, для вас достаточно 10 дней, а, возможно, этот навык у вас приобретется лишь через 110 дней утреннего сока. Это ни хорошо ни плохо. Это – полезное знание о себе.
Кому-то для понимания математики проще вызубрить все формулы и типовые задачи, чем понимать в сложной системе, что к чему. А кому-то проще вникнуть в принципы математики, а забытые формулы вывести, изрядно подумав над задачей. Кому-то легче выучить язык, если много на нем общаться, кому-то – если много читать и немного общаться. Наблюдайте, что для вас работало и работает. Не сравнивайте себя с другими. Можно экспериментировать с методами обучения, но не стоит упускать ценное знание о себе.
Исключение:
Например, вам легче написать слово на немецком или итальянском русскими буквами. А преподаватель языка говорит вам, что это мешает обучению, это не правильно. Следовать ли вашему методу обучения, или бросить свой метод и послушать преподавателя? Спросите преподавателя, почему ее метод лучше вашего. А потом подумайте о соответствии целей действиям. Возможно, вы решите отучиться писать слова на другом языке по-русски. Возможно, вы решите, что ваша цель не стоит таких усилий, как отделаться от понятного вам метода.
Вопрос 4. Чему вы НЕ хотите учиться?
Возможно, родители вам говорили, когда вы были школьником: «Зачем тебе математика? Сейчас информатика ценится. И русский знай, чтоб грамотно писать.» Возможно, в целом вы не любите предметы в школе. А родители ругали за плохие оценки. Вот вы и решили сосредоточиться на информатике и русском, дабы избежать гнева родителей. Везде получать пять не нужно было, а для родителей, чтоб не ругались, вот два предмета, по ним неплохие оценки.
Или возможно вы не любитель новых технологий. В фильме «Жизнь как дом» немолодой архитектор строил макеты вручную, хотя для фирмы делать макеты было дешевле на компьютере. При увольнении босс сказал ему «У тебя было 10 лет на то, чтобы научиться делать макеты на компьютере». Почему за такой длительный срок он не обучился? Возможно, потому, что не увидел в компьютерных макетах ценности, для которой стоило учиться чему-то кардинально новому (делать привычное действие уже на компьютере). Также, как ученик, который считает, что математика ему не пригодится.
Решение 4. Что ценного для вас в том, чтобы приспосабливаться к изменяющемуся миру?
Если вы найдете ценность «бесполезного» предмета (вроде ненужной математики) на обучении, или поймете, что могут делать архитектурные модели на компьютере по сравнению с моделями вручную, у вас появится мотивация учиться. Мотивация – важнейший критерий успеха обучения. Без нее вы будете учиться со скрипом. Иногда дело не в предмете, а в том, под каким «соусом» его преподносят. Преподаватель или тренер или книга – как шеф-повары. Если не подошел соус, который выбрал шеф-повар, не значит, чтоб блюдо невкусное. Попробуйте другой соус (другой метод подачи материала). Если и тогда не понравится, возможно, действительно не совсем то, что отвечает вашим потребностям по обучению.
Возможно, у героя фильма «Жизнь как дом» также был страх стыда. Макеты вручную он делал отлично. А макеты на компьютере, возможно, у него, в связи со скудными компьютерными навыками, получались бы примитивные. То есть: макеты вручную – гордость за свою работу. Макеты на компьютере – разочарование в своей работе. Тогда задача – насколько хорошо человек умеет выдерживать стыд и разочарование от не идеальности своих результатов по обучению. Как хорошо может переждать период «позора».
Поведенческая экономика показывает нам, что люди часто выберут меньшее удовольствие сейчас в обмен на большее удовольствие потом. То есть как в зефирном тесте – лучше одна зефирка сейчас (мгновенное удовлетворение потребности) чем две зефирки через час (ожидание и потом удовлетворение потребности). То же самое в обучении. Лучше сделаю так, как умею, и получу положительную эмоцию – например, гордость, сейчас, нежели рискну сделать по-новому и возможно опозорюсь сейчас, зато потом наберусь опыта и буду иметь больше навыков.
Общий вывод
- Как быстро всему учиться?
Знать, зачем вам этому учиться (зачем учиться компьютерам в вопросе 4) - это повысит мотивацию, а значит - результаты. Знать себя и при желании вдохновляться подходящими именно вам ролевыми моделями. Знать, что для вас работать, чтобы быстро перерабатывать неудачи и идти вперед.
- Почему одни быстро все схватывают, а другие могут 10 раз вникать и все равно не понять?
Потому что у кого-то больше мотивации, а у кого-то - меньше. Потому что кто-то лучше слушает, а кто-то лучше читает. Потому что кто-то математику воспринимает с первого раза, а русский - с десятого. А кто-то математику с десятого, а физику с двадцатого. Знание своих особенностей (вопрос 3) - ваш ключ к убыстрению своего понимания. Соответствие ваших целей вашим действиям (вопрос 1) также поможет сократить ваш путь от "не умею" до "умею". Потому что стыдно признаться, что не понимаешь. В итоге теряется мотивация (вопрос 4).
- Талант или усердие – что же все-таки решающее?
Талант есть у всех, и у всех он разный.
Усердным может быть любой человек, только каждый проявляет усердие по-своему. Посмотрите на подростков, которые, возможно, не проявляют усердие в учебе, но зато с каким усердием и стойкостью отказываются общаться с родителями! У каждого свое усердие.
Если вы ответите на 4 вопроса, полагаясь на себя, а не на родительские и общественные установки, вам помогут и усердие, и талант - те, которые уникальные только для вас.
Картинка - про первый вопрос: соответствие целей и действий.
Ссылка на картинку. Я люблю благодарить за хорошее.
В работе психолога я применяю принцип "Случай - решение". Мы разворачиваем вашу психику в сторону множества решений, которые дает вам ваша личная сила - предварительно открыв эту силу. Пишите в Телеграм.
Также в эту субботу 6 января 2024 в 17:00 по Москве в Телеграм проведу эфир "Невольно довольный" - о том, как повысить удовлетворенность сотрудников работой - а значит, снизить текучку. Также эфир будет интересен самим сотрудникам.
Ставьте лайки, пишите комментарии, вопросы. У меня для вас много интересного.