Ольга тяжело вздохнула и продолжила готовить ужин.
Да, без мамы стало совсем тяжело.
Работа, дом, дети. Когда всё успеть? Хотя раньше она мать даже осуждала.
Не считая её, в их семье было ещё шесть детей. Но им с сестрой не повезло больше всех. Они были самыми старшими, да ещё и близняшками.
Поэтому своему мужу она заявила сразу:
- У нас будет только один ребенок.
- А мне больше и не надо, - легко согласился Олег.
- Вот и замечательно.
У супруга это был второй брак и уже имелась дочь. Поэтому он, в принципе, мог и вовсе обойтись без ребёнка. Но раз жена хочет...
Хотя и Ольга не то чтобы о них мечтала или очень хотела. Просто так положено, что в семье должен быть ребёнок, да и отношения укрепит.
- Всё эти материнские инстинкты точно не про нее, - думала девушка.
Игры в куклы, коляски, готовки и магазины ей в детстве с лихвой заменяли младшие братья и сестры, за которыми нужно было ухаживать, кормить, гулять, присматривать. Мать постоянно занималась младшими детьми, а на старших сестёр не только не хватало внимания и времени, так ещё и частично сваливались домашние дела по стирке, уборке и готовке. А потом уже и обязанности по присмотру за подросшими малышами. Когда же мать вновь выходила на работу, ещё и обязанности будить, одевать, кормить и помогать собирать кого в сад, кого в школу. Конечно, женщина тоже многое делала по дому, но физически не успевала за всем и везде.
Поэтому двойняшкам в детстве приходилось очень несладко. Если оно у них вообще было. Это самое детство.
О том, чтобы бегать в волю на улице с друзьями, и речи не шло. Всегда в придачу к прогулке каждой из сестер давался кто-то из младших детей. А в такой сопливой компании "уже взрослые" друзья и подруги не очень хотели с ними гулять. Помимо уроков у девочек был непочатый край домашней работы или обязанностей по присмотру за младшими. Посидеть в своё удовольствие и посмотреть телевизор было чем-то редким. Им вовсе не запрещали. Просто обычно, когда это удавалось, то смотрели никому не интересные мультики для малышей.
А как только у девчонок выдавалась минутка на просмотр понравившиеся передачи, откуда-то обязательно раздавался плачь детей и голос матери или отца:
- Оля посмотри, что там случилось?
Она поднималась и молча шла.
Или так:
- Ну что по этому ящику смотреть? Идите лучше поиграйте с детьми.
И снова она или Аня шла в соседнюю комнату.
Или мама, проходя мимо смотрящих телевизор девчонок, вручала им носки со словами:
- Опять вы бездельничаете. Возьмите, зашейте. Что зря сидеть.
А уж что касалось модных вещей или новых игрушек, вообще было не про них. Не то чтобы они сводили концы с концами, но всё же жили совсем небогато. Мать часто брала у соседей и знакомых оставиеся вещи, обувь и игрушки для всех детей. Никогда ни от чего не отказывалась. Поэтому нередко над ними в школе подтрунивали и даже обзывали побирушками. А кроме игрушек родителям всегда нужно было купить что-то более необходимое. Нет, конечно, они у них были. Многое отдавали знакомые. Вот кукольная мебель у них была склеена из картонных коробок, а сами куклы прошли не через одного хозяина. Однажды мама принесла с работы старенький велосипед. А ещё ей где-то удалось раздобыть прямо перед Новым годом фигурные коньки. Не новые, но и такие были за счастье. Правда, те были ещё немного великоваты, но они сразу вырезали из старого ковра стельки, и проблема была решена. Единственным расстройством было то, что всё это приходилось делить с сестрой.
Поэтому для себя Оля давно решила, что в её семье ребёнок будет только один. Но у него будет всё.
Он никогда не будет ни в чём нуждаться. Не будет за кем-то донашивать вещи. Будет есть только лучшие продукты. Они будут ездить отдыхать на море. А ещё он никогда не будет ухаживать за братьями и сёстрами. Потому что всё будет только для её малыша. И у него обязательно будет детство, которого у самой Ольги не было.
Вообще их семья была довольно дружная. Да и сложно ругаться и уединятся таким огромным составом в трехкомнатной квартире. Но от очень этого сильно устаешь.
Поэтому, едва ей исполнилось восемнадцать лет, Оля из отчего дома вышла сразу замуж. Точно также поступила и её сестра-двойняшка, которая вышла замуж за парня из соседнего подъезда. Вовсе не для того, чтобы просто сбежать из дома. Они любили друг друга.
Так же, как и они с Олегом, который был намного старше её. С неудачным первым браком за плечами и сыном от него.
Хотя это было неважно.
Между ними сразу вспыхнули чувства, и это самое главное. А разница почти в пятнадцать лет казалась ей тогда незначительной ерундой. К тому же он был таким взрослым, знающим, надёжным, что наивная девушка поверила ему сразу и во всем.
Родителям жених дочери совсем не понравился. Мать Оли, Галина Юрьевна, была и вовсе против их свадьбы. Но они расписались быстро и тихо. Поэтому родители об важном событии в жизни дочери узнали после свершения.
- Как ты могла? - сокрушалась мать. - Неужели нельзя было посоветоваться с нами? Разрешения спросить. Всё как положено.
- А как положено? Да и вы же всё равно против. Что бы изменилось?
- Но я же твоя мать. Как без разрешения?
- Мам, вы не очень-то с нами всё это время советовались, - ответила Ольга.
- Ты о чём? - не понимала Галина Юрьевна. - Почему я должна с вами советоваться? Вы были детьми.
- Вот именно, что детьми. А детства у нас не было.
- Не прибедняйся.
- Поэтому я хочу дальнейшую жизнь прожить так, как хочу я. А не подстраиваться под всех. И Олег - тот человек, с которым я хочу её прожить. Даже если ты против.
Спустя три месяца после свадьбы Ольга узнала, что ее сестра Анна ждёт ребёнка.
Они же с супругом не торопились, хотели какое-то время пожить для себя. Просто в своё удовольствие. Хотелось отдохнуть от всех этих бесконечных обязанностей.
Но жизнь нередко преподносит сюрпризы, и не всегда приятные. На новой работе Олег стал сильно пить.
- Вот! А я тебя предупреждала! - злорадствовала мать.- Тут дело наверняка не в работе.
- Даже не начинай. Это место такое Коллектив так себе.
- Что начинай? Что его там заставляют или в глотку насильно вливают?
- Я не знаю, - схватился за голову Ольга.
- Человек сам решает, пить ему или нет. И если нет, то никакие уговоры не помогут.
- Что, он по твоему, алкаш.
- Ну, всё это время он умело маскировался под порядочного человека, - пошутила мать фразой из фильма, но, видя, что дочь не настроена шутить, сказала: - Вы слишком мало знали друг друга. Не стоило так торопиться.
- Я торопилась, потому что устала жить с вами! - в сердцах крикнула дочка. - Поэтому я не хочу большую семью. Я хотела сбежать от этого всего!
- Да, но я пыталась тебе сказать, что не просто так он разведен.
- Мам, хватит уже! - вспылила Оля.
- Я то здесь причём? Выскочила за алкоголика, а мать виновата!
- Да виновата! - уже кричала девушка. - Кто тебя просил столько нас рожать.
- Знаешь что. У тебя не спросила, - плюнула Галина. - Ноги моей здесь больше не будет.
- Посмотрим ещё. Кто за Варей будет ухаживать дальше.
Отчасти Оля была права. Последним ребёнком, которого родила их мать, была Варвара. В год девочке поставили диагноз детский церебральный паралич.
При том, что она училась в обычной школе, имела друзей, была добрым и открытым человеком. Но она не умела ходить. Варя была прикована к инвалидному креслу, и у неё почти не действовала левая рука. Сколько они прошли врачей и сделали процедур. Ольга лично лежала с ней Морозовской больнице, но поставить её на ноги так и не удалось. Поэтому и она, и Аня прекрасно понимали, что в будущем бремя по уходу за сестрой ляжет на одну из них. Ведь братья вряд ли будут за ней ухаживать, всё-таки мужчины, а их жены и подавно.
Да и Анне уже не до этого. Она родила мальчишку Романа и была снова беременна.
Олег же пил. Сильно и много. Пил так, что с трудом помнил сам себя. Так что мог прийти избитый. Так что мочился под себя. Что пропивал практически всё, что зарабатывал.
Ни просьбы, ни уговоры, ни угрозы не действовали. Он обещал, клялся и даже плакал, стуча себя кулаком в грудь. Некоторое время держался, но потом срывался снова и снова. Поэтому, промучавшись три года, она приняла решение развестись.
Оля настолько устала от такой жизни, что уже готова была подать заявление. Но тут узнала, что ждёт ребенка. И это её остановило. Женщина решила, что ребёнок заставит мужа одуматься.
И очень ошиблась.
Олег, конечно, был рад новости о беременности жены и какое-то время не пил. Но длилось это совсем недолго. А потом всё с начала.
Ещё, как назло, у мужа начались проблемы на работе. Со склада пропало большое количество, очень дорогостоящего товара, как раз в смену Олега. И хотя тот клялся, что понятия не имеет даже, что там было, в непричастности супруга, Ольга вовсе не была уверенна. От него теперь можно ждать чего угодно. И хотя в душе ей очень хотелось ему верить, она вполне допускала, что на работе он мог быть далеко не трезв, а тогда могли вынести всё, он бы и не заметил.
В итоге всё и повесили на Олега. Что-либо сделать никак не получалось. Ему светил реальный срок.
Слишком принципиальным оказалось начальство. Или слишком заинтересованным, чтобы сделать его виноватого. Может и в самом деле его подставили. А может просто она мало предлагала. Супруга осудили на два года.
Через три месяца ее сестра Аня родила дочь.
А вскоре у Оли родился сын Пашка.
Мальчик родился почти на два месяца раньше срока. Совсем крохотный и долго пролежал в больнице. У него были проблемы, с которыми Ольга за свой немаленький опыт сестры и няни не сталкивалась: паховые грыжи, гипоксия аукнулась приступами эпилепсии. Ещё подозревали проблемы со слухом. Мальчик орал сутки на пролёт, и молодая мать буквально валилась с ног от усталости и недосыпа.
Временами было совсем тяжело. Но помогала семья. Никто не бросил её. Помогали все, кто чем мог. И Оле даже стыдно было за то, что она так думала про родных. Что говорила такие вещи матери.
Галина Юрьевна, что обещала не переступать порог её дома, первая прибежала помогать:
- Знаешь что? - предложила она. - Давай-ка, собирайся и поехали домой.
- Как домой? - опешила дочка. - Здесь мой дом.
- Поживешь пока у нас, - безапелляционно заявила Галина. - В одни руки очень тяжело будет. А я к тебе не намотаюсь. Сама знаешь, у меня Варька ещё. Да и мужиков я одних не брошу.
- Правда? - неуверенно спросила Оля. Она, как никто другой знала, как ухаживать за малышами, но оставаться одной и всё тащить на себе было просто невыносимо.
- Конечно, поехали.
К тому времени народу в доме уже поубавилось. Анна жила у мужа. Алексей тоже женился и жил с супругой в её доме. Антон был в армии. Поэтому места всем хватило.
И вроде бы всё снова стало налаживаться. Пашка подрастал и стал спокойнее. Анины малыши росли на глазах. Олег должен был скоро освободится.
Как вдруг произошло страшное.
Её сестра-близнец вместе с мужем попали в аварию. Автомобиль влетел под фуру на бешеной скорости и у них не было ни малейшего шанса.
Хорошо ещё, что дети были у бабушки.
Это была страшная трагедия. Каждый переживал её, как мог. Но снова все вместе.
После похорон пришло время решать, что будет с детьми.
- Конечно, мы с дедом возьмем над ними опеку, - даже не сомневалась бабушка.
- Но на тебе и так Варя, - разумно говорил Алексей. - Мы тоже пока не справимся. У меня Катьке вот-вот рожать. И тёща ногу сломала.
- Я возьму детей, - спокойным тоном заявила Ольга, которая всё это время сидела и смотрела в стену. Она очень сильно переживала смерть сестры. Ведь они были роднее всех родных, они были одним целым. Они всегда чувствовал, когда другой плохо или она болеет. Поэтому, когда не стало Ани, казалось, что она потеряла частичку себя.
- Да сиди ты. У самой больной ребёнок на руках и муж в тюрьме, - отмахнулась мать.
- Мам, никто из вас даже не представляет, кем для меня была Анна. Её дети мои, и я ни с кем не собираюсь спорить.
- Но тебе не дадут.
- Вы мне поможете добиться опеки, а там разберёмся.
Оформление документов и улаживание всех формальностей заняло немало времени. Но Оле удалось выхлопотать опеку над детьми Анны.
И когда Олег вышел из тюрьмы, он стал отцом большого семейства: двух сыновей и дочери.
Но радость от освобождения и возвращения в семью была недолгой. Он очень быстро взялся за старое. Поэтому Ольге не оставалось ничего, как уйти от него. Разводиться она пока боялась из-за детей, но и жить вместе было нельзя. Ведь теперь опека в их доме стала частыми гостями, а с мужем - алкоголиком ни в чём нельзя быть уверенной.
Ольга вновь вернулась к матери. Вскоре и Антон, и Женя, и Андрей женились и разъехались из отчего дома. Места хватало всем. В тесноте, да не в обиде. К тому же скоро подходила их очередь на квартиру.
Время шло, а муж не оставлял её в покое. Мужчина регулярно дежурил под её дверью и в основном нетрезвый. Но Ольга была неумолима.
- Да разведись ты уже с этим алкашом! - злилась мать, когда он среди ночи вновь и вновь ломился к ним в дверь. - От соседей уже стыдно.
- Да я и сама устала.
Промучавшись так несколько лет, она всё же подала на развод.
Всё время мать, отец и братья помогали ей чем могли. Поэтому, когда сначала умер отец, а в след за ним заболела и слегка мама, ей стало невыносимо тяжело. Трое детей плюс уход за больной женщиной и сестрой-инвалидом стали непосильной ношей для одинокой женщины. Она физически не могла всё это вытянуть на своих плечах. Поэтому братья буквально поселились у них. Кто отвозил детей и забирал их и школы. Супруга Антона была в декрете и пока не родила, почти каждый день приходила и помогала кормить маму и Варю. Катя частенько брала детей к себе, и они с Лешей водили их куда-то. А ещё ребята сажали огород и много привозили своего. А в след за ними Женя с Леной обзавелись хозяйством. Помогали все: деньгами, продуктами, вниманием и заботой. Кто чем мог. И даже когда не стало мамы, ситуация нисколько не поменялась.
Только теперь Ольга поняла, что большая и дружная семья - это прекрасно. Что всё время, потраченное в детстве на них, было ненапрасным.
А ещё то, что не от чего нельзя зарекаться.