Многие фотографии первой половины XXстолетия сегодня удивляют и поражают воображение человека неподготовленного, другие вызывают множество вопросов и недоумений: что это такое, зачем оно нужно и почему оно выглядит именно таким образом?
Одна из таких вещей — большой мешок из чего-то, напоминающего брезент и закрепленный на крыше или верхнем багажнике. С виду всё это походило на цепеллины и делало автомобиль довольно неуклюжим с виду. Чаще всего подобные фото были сделаны в Европе, но иногда встречаются и сделанные в США снимки (в основном — из южных штатов и со Среднего Запада).
Что это такое? Может быть, чехол для багажа? На первый взгляд, версия кажется вполне логичной, тем более что дома тогда топили углём, в промышленности и электрогенерации тоже чаще всего использовали именно его. А брезентовый чехол способен защитить вещи от грязи, сажи и угольной пыли... Но эта версия ошибочна: на самом деле мешки на крыше не что иное, как баки для топлива. Правда, необычного топлива!
На газовом ходу
Эта конструкция была особенно популярна в конце Первой мировой войны, да и во время Второй мировой встречалась довольно часто. Всё дело в том, что львиная доля бензина шла тогда на нужды воюющих армий, что породило дефицит топлива для автотранспорта в тылу.
Где-то использовали синтетику, но случались и попытки применять для этого газ, да не простой, а светильный или коксовый. Это побочный продукт процесса изготовления кокса из каменного угля: его разогревали в безвоздушной среде до тысячи с лишним градусов.
Получившееся топливо обладало большей энергетической ценностью; побочным продуктом был состоящий наполовину из водорода, на треть из метана и примерно пополам окиси углерода и этилена газ.
Его долго спускали впустую, пока не обнаружили, что он неплохо поддерживает горение, и не стали применять для освещения улиц или городских квартир (отсюда второе название газа, светильный).
Правда, по сравнению с бензином, новая альтернатива была так себе. Там, где нужен был литр традиционного топлива, взамен требовалось несколько кубов газа.
При этом закачать его под давлением в баллон из металла было невозможно: в таком состоянии окись углерода была подвержена быстрому разложению, а оставшийся водород, чей предел текучести был заметно выше, прорывал любые вентили. Поэтому в среднем в такой мешок на крыше закачивали 10-15 кубометров — аккурат на 50-60 километров.
В общем, использование светильного газа заставляло искать альтернативные решения, и единственным адекватным были мешки из прорезиненной ткани или материала для надувных лодок.
Для размещения такого пузыря делались специальные багажники особой конструкции, которые опирались не на края крыши, а на угловые элементы бампера.
Чтобы справиться с отвратительными аэродинамическими свойствами такой конструкции, на крыши машин ставили специальные обтекатели или защитные кожухи, но о том, чтобы развить большую скорость, противодействуя набегающему воздуху, или активно маневрировать, речи не было.
Когда газ использовался, мешок сдувался и опадал на крышу огромным бесформенным кулём; растягиваться или сжиматься такие мешки не умели. Кроме того, была серьёзная опасность, связанная с тем, что газ, во-первых, отлично горел, а, во-вторых, был взрывоопасным.
Особенно актуальной проблема была для общественного транспорта, но и хозяева собственного автотранспорта должны были держать ушки на макушке: малейшая утечка угрожала взрывом.
Зато заправиться, особенно в черте города, можно было легко и непринуждённо: заправочные колонки устанавливали рядом со столбами освещения, врезаясь в уже установленные трубопроводы.
После окончания войны и по мере перевода газовых систем освещения улиц на электричество эти нестандартные автомашины уходили в прошлое — тем более что с нефтью после 1945 года в Европе проблем почти не было, а бензин был дешёвым и доступным.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ 15 фактов о России, о которых и сами россияне не в курсе. Часть 1