129,3K подписчиков

Станут ли дирижабль лучшим средством борьбы с беспилотниками?

274 прочитали
В конце июня этого года в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось совещание вопросу «Дирижаблестроение и формирование транспортных коридоров с использованием аэростатов (дирижаблей)».

В конце июня этого года в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось совещание вопросу «Дирижаблестроение и формирование транспортных коридоров с использованием аэростатов (дирижаблей)». От Академии наук авиации и воздухоплавания с докладом выступил Александр Николаевич Кирилин, доктор технических наук, профессор, генеральный директор — генеральный конструктор российского АО «Аэростатика».

Он, в частности, отметил, что на смену традиционным дирижаблям придут дирижабли нового поколения, которые будут иметь по сравнению с летательными аппаратами тяжелее воздуха (самолетами и вертолетами) ряд существенных преимуществ и возможность летать в перспективе за счет водородной и солнечной энергии.

Александр Николаевич Кирилин, доктор технических наук, профессор, генеральный директор — генеральный конструктор российского АО «Аэростатика».
Александр Николаевич Кирилин, доктор технических наук, профессор, генеральный директор — генеральный конструктор российского АО «Аэростатика».

Отмечены уникальные энергетические, летно-технические и эколого-экономические параметры дирижаблей нового поколения, такие как экологичность и экономичность, естественная безопасность полетов и отсутствие ограничений по маршрутам передвижения, большая дальность и продолжительность полетов, безаэродромная эксплуатация.

За дирижаблями будущее?

В конце июня этого года в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось совещание вопросу «Дирижаблестроение и формирование транспортных коридоров с использованием аэростатов (дирижаблей)».-3

Дирижабли имеют также малый удельный расход углеводородного топлива, низкий уровень шума, незначительный уровень антропогенного воздействия необходимой инфраструктуры на окружающую среду. Они отличаются низкой потребной энерговооруженностью, малой материалоёмкостью и высокой эффективностью конструкции, большой топливной эффективностью, низкими эксплуатационными расходами.

В ближайшей же перспективе, по мере накопления опыта, можно будет создавать воздухоплавательные летательные аппараты длиной до 500 метров и грузоподъемностью до 1000-1500 тонн.

Транспортные дирижабли ближайшего будущего грузоподъемностью от 10 до 200 тонн будут иметь перед летательными аппаратами тяжелее воздуха и другими видами транспорта немало важных преимуществ.

Широкомасштабное возрождение мирового дирижаблестроения должно произойти именно в России. Наша страна, как никакая другая, обладает огромными территориями, богатыми полезными ископаемыми, связь с которыми чрезвычайно затруднена, а в некоторые периоды времени года даже невозможна. Прежде всего, это регионы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где сегодня формируются крупные территориально-производственные комплексы. Разрешить транспортные проблемы труднодоступных российских регионов можно с помощью дирижаблей.

Дирижабль — удовольствие недешевое

© flickr.com
© flickr.com

Не секрет, что разработка и строительство современного дирижабля требует больших затрат. Тот же Кирилин приводит такие цифры для реализации проекта многоцелевого дирижабля средней грузоподъемности: требуемый объем инвестиций — 2 313,7 млн. рублей, в том числе: 884,7 млн. рублей — на приобретение земельного участка под дирижабледром, строительство крупногабаритного эллинга, покупку оборудования.

Также 969,0 млн. рублей необходимо на разработку и сертификацию многоцелевого дирижабля. Чистая приведенная стоимость проекта — 33 539,8 млн. рублей. Простой срок окупаемости — 3,9 лет. Прибыль (доход) до вычета налогов, амортизации и процентов, выплачиваемых по заемным средствам — 3 201,9 млн. рублей.Чистая прибыль — 2 612,2 млн. рублей. Ожидаемый российский рынок продаж многоцелевого дирижабля- не менее 350 экземпляров.

«Ахиллесова пята» дирижаблей

Дирижабль над Москвой
Дирижабль над Москвой

Однако спроектировать и построить дирижабль мало. При швартовке первых аппаратов к причальной мачте требовалась наземная команда в количестве нескольких десятков, и даже сотен, человек. Сегодня должны быть реализованы принципиально новые методы околоземной и наземной эксплуатации дирижаблей. Швартовка к причальным и анкерным устройствам должна осуществляться в автоматическом режиме без участия наземной команды.

Необходимо обеспечить возможность стоянки на земле воздухоплавательных аппаратов преимущественно в стационарном, а не флюгерном, состоянии. Многоцелевые, пассажирские и туристические дирижабли должны иметь возможность посадки на площадки малого размера, в том числе на крыши гостиниц в центре города, на специальные площадки летних и зимних (горнолыжных) курортов, а высоко комфортабельные многоярусные туристические воздушные корабли — осуществлять посадку на воду.

Транспортные дирижабли должны доставлять тяжелые и крупногабаритные грузы «от двери до двери». Необходимо также обеспечить возможность круглогодичной стоянки дирижаблей под открытым небом в любой климатической зоне мира, для чего они должны быть снабжены противообледенительными (противоснеговыми) системами.

Вертикальный взлет и посадка, большая дальность беспосадочных полетов, экологичность, экономичность перспективных транспортных дирижаблей в сочетании с естественной безопасностью и отсутствием ограничений по маршрутам передвижения, каковыми для других видов транспорта являются аэродромы, шоссейные и железные дороги, реки, моря и океаны, открывают перед дирижаблями большие перспективы в логистике будущего.

Дирижабли против ракет, самолетов, БПЛА

В конце июня этого года в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось совещание вопросу «Дирижаблестроение и формирование транспортных коридоров с использованием аэростатов (дирижаблей)».-6

Одним из самых серьезных недостатков российских армии и флота, увы, в полной мере сказавшимся сегодня в ходе боевых действий на Украине, оказался дефицит современных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), а также полное отсутствие БПЛА ДРЛОиУ.

В качестве временного решения проблемы, пока отечественный ВПК осваивает производство самолета А-100 ДРЛОиУ «Премьер», предлагается даже закупка легких палубных самолетов ДРЛО в Китае, которые реально позволили бы «заткнуть дыры» в разведке ВКС РФ, ВС РФ и ВМФ РФ. Но есть как минимум еще один вариант: это дирижабли.

Бортовая РЛС этих аппаратов способна отслеживать самолеты, крылатые ракеты, БПЛА на расстоянии более 200 км. Она же может глушить на площади несколько сот километров сигнал вражеского оператора, который управляет, предположим, вражеским беспилотником.

Некоторые эксперты утверждают, что такой дирижабль-ретранслятор легко сбить, однако это не так. Прежде всего, его сначала необходимо обнаружить. Но, для стандартных средств ПВО подобные воздухоплавательные аппараты радиопрозрачны.

Даже если снаряд попадет в дирижабль, то тот не сразу упадет, поскольку он изготовлен из герметичных отсеков, заполненных негорючим гелием. А потеря одного отсека не повлияет на движение дирижабля.

Кроме того, если он будет находиться на высоте 20 км, то его не достанет ракетой ни один современный истребитель. Вспомните многодневную эпопею в США с китайским зондом, который безнаказанно летал на большой высоте и был сбит только тогда, когда опустился на высоту меньше 18 км.

© соцсети
© соцсети

Способность такого дирижабля обозревать пространство на сотни километров позволяет ему находиться далеко от района боевых действий. Беспилотный дирижабль ДРЛО может находиться на дежурстве круглосуточно в течение недели или даже месяца.

Одним из мировых лидеров в области разработки и боевого применения летательных аппаратов легче воздуха является Израиль. Так, в частности, с 4 апреля по 10 мая 2002 года в ходе войны с палестинскими вооруженными формированиями вооруженные силы еврейского государства активно использовали разведданные, получаемые с управляемого дирижабля, который барражировал в течение 37 дней над городом Вифлеем. И знаете, его никто не сбил!

Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
Специально для Ridus.ru