Первый спортивный автомобиль Toyota
Toyota Sports 800 впервые была представлена как концепт-кар на Токийском автосалоне 1962 года. Концепт, получивший название «Publica Sports», был разработан Сёдзо Сато, известным японским авто-дизайнером, и инженером Toyota Тацуо Хасэгавой, бывшим авиаконструктором времен Второй мировой войны.
Концепт-кар был основан на Toyota Publica, доступном и экономичном компактном автомобиле, похожем по философии на современную Toyota Corolla. Концепция Publica Sports привлекла значительное внимание, и тем самым проложила путь Toyota к разработке серийной версии автомобиля.
Toyota Sports 800
Toyota начала производство Sports 800 в апреле 1965 года, а первые автомобили доставили покупателям в мае того же года. Серийная модель сохранила большую часть дизайна и стиля концепции Publica Sports, отличаясь гладким и аэродинамическим кузовом с низкой и достаточно широкой посадкой.
Одним из ключевых изменений по сравнению с концепкаром были крыша и двери. В то время как у Publica Sports была раздвижная крыша в стиле истребителя (вероятно, вдохновленная работой Хасэгавы с самолетами), серийный автомобиль имел две стандартные двери и съемную верхнюю крышу тарга - один из первых автомобилей с этой функцией.
Toyota Sports 800 оснащалась двухцилиндровым оппозитным двигателем с воздушным охлаждением и рабочим объемом 790 куб . Этот крошечный двигатель, получивший имя 2U-B, был создан на основе 697-кубового двухцилиндрового двигателя Publica с водяным охлаждением.
С помощью увеличенных карбюраторов, большего рабочего объема и более высокой степени сжатия 2U-B выдавал 45 л.с., что было значительно больше, чем у Publica (28 л.с.). Двигатель работал в паре с четырехступенчатой механической коробкой передач, приводившей в движение задние колеса.
Одним из самых примечательных аспектов Toyota Sports 800 была легкая конструкция. Внешняя обшивка автомобиля была сделана в основном из алюминия, а внутренняя сделана из тонкой стали, что помогло сократить общий вес всего до 580 кг.
Эта легкая конструкция в сочетании с хорошей аэродинамикой автомобиля и небольшим, но бодрым двигателем позволяла Sports 800 достигать впечатляющих характеристик и неплохой топливной экономичности по стандартам того времени.
Toyota Sports 800 производилась в не больших количествах, всего около 3131 единиц было построено в период с 1965 по 1969 год. Несмотря на это, Sports 800 добился значительных успехов на гоночной трассе.
Toyota Sports 800 в автоспорте
В 1966 году пара Sports 800 участвовала в гонке на выносливость (на 500 км) на трасе Сузука , причем один из автомобилей победил в классе "экономичных автомобилей".
Позже, в гонке Fuji 24 Hour 1967 года, Toyota поразила мир заняв все три призовых места, а Sports 800 заняла третье место после пары Toyota 2000GT.
Sports 800 также одержал победу в гонке All-Japan Clubman Championship Race 1965 года, что является выдающимся достижением, учитывая бум популярности соревнований в классе компактных спортивных автомобилей в 1960-х годах.
Америка и Sports 800
Примечательно, что почти все серийные экземпляры Toyota Sports 800 были построены с правым рулем для внутреннего японского рынка. Однако, около 300 единиц с левым рулем были изготовлены для использования на Окинаве, японском острове, на котором располагалась крупная военная база США, и поэтому предпочтение отдавалось автомобилям с левым рулем.
40 из этих автомобилей с левым рулем были экспортированы в США для оценки американскими дилерами Toyota. В целом считалось, что автомобиль слишком мал для американских дорог и, вероятно, не будет хорошо продаваться. Вскоре после этого, в 1967 году, была представлена Toyota 2000GT , на стиль которой явно повлияла более ранняя Toyota Sports 800, и уже она будет предлагаться для продажи в США.
Конфигурация с оппозитным двигателем, используемая в Sports 800, не использовалась Toyota в течение десятилетий после того, как автомобиль был снят с производства в октябре 1969 года, то есть до тех пор, пока в 2013 году не была представлена Toyota GT86 с оппозитным четырехцилиндровым двигателем, разработанным совместно с Subaru.