От того, что человеку (группе людей, обществу в целом) известно о неком предмете, зависит очень многое, в частности:
- как человек (группа людей, общество в целом) видит этот предмет,
- как его оценивает,
- какие на основе этого у него складываются убеждения в отношении данного предмета,
- какое отношение к предмету формируется,
- как он в конце концов действует с этим предметом.
Поэтому любое манипулирование сознанием (индивидуальным, коллективным или общественным) – это всегда манипулирование информацией.
Информацию человек, группа людей, общество в целом получают из окружающего мира, постепенно накапливают и интерпретируют новые знания на основе накопленного опыта. Манипулятор (человек, группа людей, общество в целом) по мере возможности влияет на информацию, которую получает объект воздействия.
Каналы распространения информации
Наибольшую роль в манипулировании сознанием людей играют СМИ, но, естественно, они не являются единственным источником информации.
Есть еще неформальное СМИ – «сарафанное радио». Это значит, что человек получает информацию непосредственно от других людей.
В качестве источника информации могут быть любые создаваемые людьми и выходящие в публичное пространство информационные продукты: произведения искусства, научные работы и прочее. В любые из этих произведений может быть заложена нужная манипулятору идея.
Классификация манипуляций информацией
Манипуляции с доступом к информации
Если манипулятор обладает достаточной властью над объектом воздействия и источниками информации, он использует манипуляции по регуляции доступа к источникам информации:
- предоставление доступа к источникам информации,
- непредоставление доступа к источникам информации.
Предоставляемый доступ может быть полным и ограниченным.
Например, в фашистской Германии арестовывали и отправляли в тюрьмы за прослушивание зарубежных радиостанций. Сейчас во многих странах Европы блокируют российское телевидение. У нас закрыли доступ к ряду интернет-сайтов.
Отмечу, что все манипуляции с доступом к информации возможны не только в политике, разумеется. Так мать может запретить сыну дружить с мальчиком в детском саду, потому что тот учит ее сына нецензурным словам (так мать перекрывает доступ к информации).
Манипуляции с предоставлением информации
Если источники информации доступны для всех, в ход идут манипуляции с предоставлением информации:
- представление информации, выгодной манипулятору
- непредоставление (утаивание) информации, невыгодной манипулятору.
Информация по какому-то вопросу может не предоставляться в связи с ее отсутствием, что не является манипуляцией.
Манипуляции с полнотой информации
Виды манипуляций с информацией в зависимости от полноты предоставляемой информации:
- предоставление полной информации (всех данных, имеющих отношение к описываемому факту),
- предоставление неполной информации (части данных, имеющих отношение к описываемому факту).
Не следует смешивать манипуляции с полнотой информации и манипуляции с количеством информационных материалов.
Манипуляции с количеством информационных материалов
Выделяются следующие манипуляции количеством информационных материалов:
- предоставление чрезмерного количества информационных материалов (например во время рекламной кампании, пропагандистской атаки, газетной сенсации),
- предоставление умеренного количества информационных материалов (по мере появления новых фактов или новых сведений о существующих фактах действительности),
- предоставление ограниченного количества информационных материалов (например секретных материалов).
Манипуляции с истинностью информационных материалов
Две формы манипуляций информацией выделяются на основе соответствия предоставляемой информации реальному положению дел:
- предоставление истинной информации,
- предоставление ложной информации (абсолютно ложной и частично ложной).
Любая ложь – это манипуляция. Существуют, конечно, разные приемы лгания.
Отметим здесь, что в ряде случаев информация может не соответствовать действительности не потому, что это нужно манипулятору, а потому, что источник информации просто ошибается. В таком случае нельзя говорить о манипуляции.
Манипуляции с доверием к информационным материалам
В условиях конкуренции, когда в информационном поле имеется информация, не соответствующая или даже противоположная той, которая нужна манипулятору, возникает потребность в дополнительных манипуляциях. Их очень много, но все можно объединить в две группы:
- манипуляции по внушению (укреплению) доверия объекта воздействия к информации, выгодной манипулятору,
- манипуляции по внушению (укреплению) недоверия к информации, невыгодной манипулятору.
Манипуляции с трактовкой предоставляемой информации
Опять же в условиях конкуренции манипулятор может быть заинтересован в том, чтобы объект воздействия получал информацию, в которой факты, события, предметы или другое освещались в выгодном для манипулятора свете. С этой точки зрения выделяются два вида манипуляций:
- предоставление информации, освещающей факты действительности в позитивном свете,
- предоставление информации, освещающей факты действительности в негативном свете.
Тут понятно: манипулятор хвалит то, что ему выгодно (сам себя, свой продукт), а ругает конкурента и противника (их продукт).
Я попыталась вывести наиболее общие формы манипуляций с информацией, которые используются в самых разных случаях взаимодействия людей: двух человек между собой, одного человека и коллектива, общества и группы людей и т. п.
Репутация как предмет манипулирования
Как меняют картину мира в национальном сознании?