Найти в Дзене
Трудный русский

Манипуляции информацией

Оглавление

От того, что человеку (группе людей, обществу в целом) известно о неком предмете, зависит очень многое, в частности:

  • как человек (группа людей, общество в целом) видит этот предмет,
  • как его оценивает,
  • какие на основе этого у него складываются убеждения в отношении данного предмета,
  • какое отношение к предмету формируется,
  • как он в конце концов действует с этим предметом.

Поэтому любое манипулирование сознанием (индивидуальным, коллективным или общественным) – это всегда манипулирование информацией.

Информацию человек, группа людей, общество в целом получают из окружающего мира, постепенно накапливают и интерпретируют новые знания на основе накопленного опыта. Манипулятор (человек, группа людей, общество в целом) по мере возможности влияет на информацию, которую получает объект воздействия.

Каналы распространения информации

Наибольшую роль в манипулировании сознанием людей играют СМИ, но, естественно, они не являются единственным источником информации.

Есть еще неформальное СМИ – «сарафанное радио». Это значит, что человек получает информацию непосредственно от других людей.

В качестве источника информации могут быть любые создаваемые людьми и выходящие в публичное пространство информационные продукты: произведения искусства, научные работы и прочее. В любые из этих произведений может быть заложена нужная манипулятору идея.

Классификация манипуляций информацией

Манипуляции с доступом к информации

Если манипулятор обладает достаточной властью над объектом воздействия и источниками информации, он использует манипуляции по регуляции доступа к источникам информации:

  • предоставление доступа к источникам информации,
  • непредоставление доступа к источникам информации.

Предоставляемый доступ может быть полным и ограниченным.

Например, в фашистской Германии арестовывали и отправляли в тюрьмы за прослушивание зарубежных радиостанций. Сейчас во многих странах Европы блокируют российское телевидение. У нас закрыли доступ к ряду интернет-сайтов.

Отмечу, что все манипуляции с доступом к информации возможны не только в политике, разумеется. Так мать может запретить сыну дружить с мальчиком в детском саду, потому что тот учит ее сына нецензурным словам (так мать перекрывает доступ к информации).

Манипуляции с предоставлением информации

Если источники информации доступны для всех, в ход идут манипуляции с предоставлением информации:

  • представление информации, выгодной манипулятору
  • непредоставление (утаивание) информации, невыгодной манипулятору.

Информация по какому-то вопросу может не предоставляться в связи с ее отсутствием, что не является манипуляцией.

Манипуляции с полнотой информации

Виды манипуляций с информацией в зависимости от полноты предоставляемой информации:

  • предоставление полной информации (всех данных, имеющих отношение к описываемому факту),
  • предоставление неполной информации (части данных, имеющих отношение к описываемому факту).

Не следует смешивать манипуляции с полнотой информации и манипуляции с количеством информационных материалов.

Манипуляции с количеством информационных материалов

Выделяются следующие манипуляции количеством информационных материалов:

  • предоставление чрезмерного количества информационных материалов (например во время рекламной кампании, пропагандистской атаки, газетной сенсации),
  • предоставление умеренного количества информационных материалов (по мере появления новых фактов или новых сведений о существующих фактах действительности),
  • предоставление ограниченного количества информационных материалов (например секретных материалов).

Манипуляции с истинностью информационных материалов

Две формы манипуляций информацией выделяются на основе соответствия предоставляемой информации реальному положению дел:

  • предоставление истинной информации,
  • предоставление ложной информации (абсолютно ложной и частично ложной).

Любая ложь – это манипуляция. Существуют, конечно, разные приемы лгания.

Отметим здесь, что в ряде случаев информация может не соответствовать действительности не потому, что это нужно манипулятору, а потому, что источник информации просто ошибается. В таком случае нельзя говорить о манипуляции.

Манипуляции с доверием к информационным материалам

В условиях конкуренции, когда в информационном поле имеется информация, не соответствующая или даже противоположная той, которая нужна манипулятору, возникает потребность в дополнительных манипуляциях. Их очень много, но все можно объединить в две группы:

  • манипуляции по внушению (укреплению) доверия объекта воздействия к информации, выгодной манипулятору,
  • манипуляции по внушению (укреплению) недоверия к информации, невыгодной манипулятору.

Манипуляции с трактовкой предоставляемой информации

Опять же в условиях конкуренции манипулятор может быть заинтересован в том, чтобы объект воздействия получал информацию, в которой факты, события, предметы или другое освещались в выгодном для манипулятора свете. С этой точки зрения выделяются два вида манипуляций:

  • предоставление информации, освещающей факты действительности в позитивном свете,
  • предоставление информации, освещающей факты действительности в негативном свете.

Тут понятно: манипулятор хвалит то, что ему выгодно (сам себя, свой продукт), а ругает конкурента и противника (их продукт).

Я попыталась вывести наиболее общие формы манипуляций с информацией, которые используются в самых разных случаях взаимодействия людей: двух человек между собой, одного человека и коллектива, общества и группы людей и т. п.

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА

Что такое мягкая сила?

Репутация как предмет манипулирования

Как меняют картину мира в национальном сознании?