Оказывается, в мире уже научились изготавливать новые смазочные материалы из тех, что свой ресурс уже отработали. Собственно, из бывших в употреблении масел добывается база для новых продуктов, а дальше всё как обычно – добавляются присадки, загустители, и получается, как уверяют некоторые лидеры отрасли, не просто хороший новый продукт, а прямо-таки премиального качества. Рассказываем, в чем суть метода.
Без грамма нефти
Вторичное использование – общемировой тренд, как минимум, последнего десятилетия. Мы уже вовсю носим одежду из переработанного пластика, едим из такой же посуды, используем бывший мусор в качестве стройматериалов, а возможно, что даже и в пищу употребляем что-нибудь б/у. Наконец, тенденция добралась и до автомобильных масел. Вот как принцип использования старых смазочных материалов для создания новых описывается на сайте компании Infenium – той самой, которая входит в четвёрку мировых лидеров в производстве присадок к моторным маслам:
Повторная очистка отработанного моторного масла — отличный пример экономики замкнутого цикла в действии. В конце срока службы «отработка» собирается, отвозится на специальные заводы, где из неё по-новому получают базовое масло. Последнее используется для производства новых моторных масел, которые по окончании срока службы могут быть собраны и повторно очищены.
Как уверяют эксперты из Infenium, у данного метода есть, как минимум, пять весомых преимуществ перед добычей базового масла традиционным способом, т.е. из сырой нефти:
1. Собственно сырая нефть для такого производства совсем не требуется, а значит, её не нужно ни добывать, ни покупать.
2. По данным Американского института нефти (API), для получения базового масла из отработки требуется на 50-80% меньше энергии, чем для переработки сырой нефти.
3. Так называемый углеродный след от масел, полученных путем повторной очистки, значительно меньше, чем от масел, получаемых из сырой нефти — как минимум, на 50, а в некоторых случаях и на все 90%.
4. Массовый сбор отработки способен полностью решить проблему с её утилизацией.
5. Выход базового масла из переработанного в несколько десятков раз выше, чем при его первичном получении из нефти.
И что бы кто ни думал, а получаемое после вторичной очистки сырьё может быть очень высокого качества – вплоть до IV группы базовых масел (PAO).
Однако есть и некоторые минусы. Например, у адептов метода пока нет отчётливого понимания, как осуществлять централизованный сбор отработанных масел. Очевидно, что для этого необходима своя инфраструктура и логистика, а также всё это нужно как-то регулировать. И совершенно ясно, что вопросы эти требуют тщательной проработки на государственном уровне, не говоря уже о затратах на реализацию всех процессов.
Одним словом, работы предстоит много – на годы вперёд. Но инициаторы настроены оптимистично, чему есть объяснение: в странах, где уже ведутся работы по внедрению массового производства масел из отработки, стратегия одобрена на государственном уровне, а соответствующими разработками занимаются не какие-нибудь частные учёные-мечтатели, а мировые лидеры отрасли.
Вот и получается, что маслам из отработки, скорее, быть, нежели не быть. Как считаете, а есть ли у него будущее и в России? Например, вы бы купили для своей машины масло с маркировкой «Произведено из вторсырья»?