Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 20. Серия 19 "Завтра было вчера" ("Tomorrow is yesterday").
Первая из 19-ти серий, в которой нет психологии, а только космос и путешествия во времени. Но я ведь не могу ничего не откопать, поэтому предлагаю поговорить об ответственности, доверии и доверчивости.
В результате несчастного случая звездолет "Энтерпрайз" оказывается в другом времени, а именно – в конце 1960-х годов, в непосредственной близости к Земле. Случайно на борту корабля оказывается человек из этого времени, капитан ВВС Джон Кристофер. А далее – конфликт интересов.
Мистер Кристофер мечтает вернуться обратно, на Землю. А капитан "Энтерпрайз" Кирк и его первый помощник Спок категорически против этого: что будет, если на Землю вернется человек, побывавший на звездолете из будущего? Обладая этими знаниями, не изменит ли он это самое будущее? Нет, мистер, придется вам остаться.
Кристофер и бежать пытался, и уговаривал... бесполезно. Однако одна ситуация дала ему шанс.
Когда Кирк спустился с небес на Землю (буквально) и попал в переделку на военной базе, Спок решил отправиться за ним.
В этот момент Кристофер проявляет чудеса красноречия, убеждая Спока в том, что его тоже необходимо взять с собой: он незаменим, он знает базу, он знает точные координаты и без него найти капитана будет сложно:
– Вы их не спасете, если не возьмете меня с собой.
Спок соглашается, но распоряжается не давать Кристоферу оружие.
– Вы мне не доверяете, Спок?
– Доверяю. До определенной степени.
Оказавшись на земной военной базе, Кристофер, естественно, выдает себя: он признает, что хитростью добился того, чтобы попасть на Землю и остаться дома. Он и земным оружием разжился, чтобы Кирк не смог его задержать силой.
Пока Кристофер размахивал пушкой, Спок совершил несколько заранее продуманных маневров, оказался сзади и "усыпил" парня своими вулканскими приемами. А Кирку сказал:
– Я подозревал, что он не захочет вернуться с нами.
Как всегда, Спок молодец.
Что позволило Споку подстраховаться? Прежде всего, три вещи.
1. Понимание того, что манипуляция возможна.
В обычной жизни может показаться, что у каждого из нас выбор невелик: быть параноиком, которому всюду мерещатся манипуляции, или же быть доверчивым и вечно обманутым несмышленышем. Спок демонстрирует оптимальный подход: он не отказывается от взаимодействия, но допускает вероятность обмана. Слишком уж Кристофер был заинтересован в возвращении на Землю и слишком уж он старался обосновать свою незаменимость, чтобы вообще ничего не заподозрить в его намерениях.
Нередко приходилось сталкиваться с историями в духе "Я-то ему поверила, как он мог меня обмануть?". Да так, просто. Мог и обманул. Получив такой опыт, некоторые женщины начинают избегать любого близкого общения с мужчинами – ну а как же, они же обманщики, только и знают, как лапшу на уши вешать. При этом многие забывают, кто именно подставляет для этого свои уши. Идти в новые отношения – смелый шаг, он во многом оправдан, но не стоит забывать о том, что гарантий честности никаких нет. Здесь подход может быть таким: "Да, я знаю, что есть вероятность снова обжечься, я это осознаю и иду вперед. Осторожно, но вперед".
Вообще игры на доверии характерны для манипуляторов. Они любят возмущенно восклицать: "Ты что, мне не доверяешь?". Иногда они тихо спрашивают: "Ты доверяешь мне?", и многим неловко в такой момент ответить "Нет", хотя интуиция и начинает что-то нашептывать. Впрочем, точно такой же вопрос может задать и человек без злого умысла, например, если решил сделать сюрприз.
2. Определение того, где проходят границы доверия.
Спок действительно доверяет Кристоферу, но доверяет не без оглядки. Он прямо говорит: "До определенной степени". Никогда не лишне определить для себя – до какого момента можно поддаваться на уговоры, а где настоять на своем.
И это тоже справедливо, например, для личных отношений. Пойти с новым знакомым вечером прогуляться или посидеть в ресторане – да, это можно себе позволить. А если новоиспеченный поклонник поет песню о том, что ему срочно нужно 20 тысяч до завтра, то, пожалуй, стоит притормозить с доверием.
3. Разработка запасного плана.
Спок принимает на себя ответственность за то, что берет Кристофера с собой и за то, что доверяет ему. Когда Кристофер выдает себя, Спок не начинает рвать на себе волосы с криками: "А тебе поверил, а ты!". Нет, Спок подумал о том, как могут развиваться события в двух вариантах – когда доверие оправдалось и когда не оправдалось. И это как раз зона ответственности доверившегося. Когда мы выбираем для себя "доверять", это не означает, что мы автоматически снимаем с себя ответственность за развитие событий, чтобы потом обвинить манипулятора и обманщика во всех несчастьях. Если доверяешь кому-то, подумай и о том, что будешь делать, если доверяешь напрасно.
Как минимум полезно задать себе вопрос: "Если мое сердце будет разбито, я смогу с этим справиться и жить дальше?". Это честнее и надежнее, чем витать в облаках и строить воздушные замки из собственных придуманных ожиданий.