Человек устроен так, что успешно завершенные дела приносят ему удовлетворение. И наоборот: если что-то долго не удается закончить, то нарастает тревога, появляется неприятное напряжение вплоть до полного отторжения от дела. Есть, конечно, исключения: дела, в которых наслаждаешься процессом. Но таких немного. Обычно завершение чего-то приносит чувство спокойствия, радости и душевного комфорта. Расскажем, как доводить дела до конца и получать от этого удовольствие.
Планируйте
Если Вы выполнили дело, которое не планировали, то, скорее всего, и радости от этого будет меньше. Что-то возникло внезапно и так же внезапно завершилось. Или даже не завершилось – оказалось брошено на середине и забыто. Чтобы такого не происходило, нужно планировать, особенно если речь идет о масштабных и больших задачах.
- Установите приоритеты. Например, выберите несколько важных задач и планируйте их, – если не хотите вводить планы на все, то неважные дела можно делать и спонтанно.
- Прикидывайте сроки и порядок выполнения. И чем лучше продуман план, тем выше шанс довести все до конца с удовольствием.
Учитывайте свой ритм выполнения задач, но наиболее важные дела всегда оставляйте в приоритете.
Дробите большие задачи
Максим Дорофеев, автор книги «Джедайские техники» про то, как все успевать, приводит забавную метафору. Внутри человеческого мозга – две образные сущности: «человек» и «обезьяна». Человек хорошо планирует, а обезьяна хорошо выполняет, но думать ей сложно. Этим объясняется знакомое многим состояние ступора при необходимости выполнения большой и сложной задачи. Именно поэтому ее советуют разбивать на более маленькие еще на этапе планирования:
- большое и сложное «сделать генеральную уборку» разбивается на подзадачи: «убрать одежду», «рассортировать вещи», «запустить стирку» и так далее;
- «внести правки по проекту» дробится на «исправить вот эту ошибку», «расширить объяснение здесь»;
- «мне нужно отдать огромную сумму денег» конкретизируется в «внести ежемесячный платеж по кредиту».
Так намного легче воспринимать сложные вещи – и выполнять их, не перегружая «внутреннюю обезьянку».
Пользуйтесь матрицей Эйзенхауэра
Выше мы говорили о приоритетах и планировании. Чтобы расставить дела по срочности, есть специальная техника – матрица Эйзенхауэра. Это квадрат, разделенный на четыре части:
- «срочное важное»;
- «срочное неважное»;
- «несрочное важное»;
- «несрочное неважное».
Надо распределить по этим ячейкам свои несделанные дела, а потом на основе получившейся матрицы думать о приоритетах. Сначала нужно делать срочные и важные дела, затем – несрочные, но важные: по чуть-чуть, и необязательно сразу. Затем можно перейти и к неважным делам – сначала срочным, потом нет.
Составляйте списки
Список – простой инструмент, который помогает получать больше удовлетворения от выполненной задачи. Когда Вы ставите галочку напротив сделанного пункта или переносите задачу в столбец «Завершено», Вы тем самым наглядно показываете себе: дело сделано, все хорошо. Это помогает ощутить больше позитивных эмоций.
Отдыхайте
Когда Вы работаете, старайтесь фокусироваться на одной задаче. Многозадачность и постоянные отвлечения очень быстро утомляют и начинают раздражать. Каждые 20–30 минут давайте себе 5 минут отдыха и старайтесь вообще не думать о делах в эти моменты. Хорошая техника – «метод помидора» с таймером для периодов фокусирования и отдыха.
Автоматизируйте и делегируйте
Это касается дел, которые Вам некомфортно или неудобно выполнять, несмотря на соблюдение описанных выше правил. Если их выполнение можно перевести в автоматический режим – стоит это сделать. А если задачу можно отдать кому-нибудь другому, рекомендуем задуматься над этим.
- Например, для выплат по кредиту можно настроить автоплатеж – так Вы точно не забудете заплатить и не столкнетесь с задолженностью. Некоторые банковские приложения даже умеют самостоятельно выбирать карту или счет, на которых достаточно денег, – это тоже можно настроить.
- Вместо нудной уборки можно приобрести робот-пылесос или нанять клининг – а если не позволяют финансы, договориться с семьей о разделении обязанностей. А еще можно сделать процесс более радостным, к примеру, петь или слушать музыку в процессе.
Все эти советы справедливы и для кредитов. Если задавать выплатам высокий приоритет, не думать об обязательствах как о неподъемной ноше и указывать ежемесячный платеж в списках для планирования – выше шанс выплатить все до конца и ощутить облегчение. Пусть кредит больше не беспокоит Вас и не вызывает тревогу – выполните задачу и получите удовлетворение от ее завершения.