Найти в Дзене
Вести Тула

Первый мотоцикл в России сделал родственник тульского Токарева

19 июня, в третий понедельник июня, отмечается Всемирный день мотоциклиста. Мало кто знает, но самая большая коллекция мототехники в России находится в Туле. Коллекция, которую хранит в себе музей МотоАвтоАрт, на собственные средства собрал наш земляк Леонид Зякин. Каждая модель прошла через его мастерскую, а большинство экспонатов и сейчас на ходу. В год здесь реставрируется 10 -15 моделей.

В 1989 году владелец одной американской компании Энди Голдфайн начал проводить неформальный «День езды на работу на мотоцикле». В 1992 году об этой идеи вспомнили вновь, так и появился праздник, известный у нас как Всемирный день мотоциклиста.

«Предтечей мотоцикла был велосипед. У самых первых не было даже педалей, а установить двигатель на велосипед пытались несколько инженеров ещё в конце XIX века. Интереснейший факт – первый мотоцикл в России пытался собрать родственник оружейника Фёдора Токарева», – рассказывает Леонид Зякин.

Первый в мире фабричный мотоцикл для продажи сделала компания Hildebrand & Wolfmüller. Он же и стал первым мотоциклом, который привезли в Россию.

«В СССР первый мотоцикл собственного производства выпустили в 1924 году и назвали «Союз». В качестве теста его отправили в пробег Москва – Харьков – Москва», – говорит коллекционер.

Когда-то Тулу называли городом мотороллеров, ведь именно у нас производили это транспортное средство, известное даже за пределами страны.

«Каждому туляку с детства известны наши «Муравьи». Полвека назад «хрущёвская оттепель» повлияла и на расширение ассортимента военной продукции «Тульского машиностроительного завода». С 1957 года в его стенах стали выпускать мотороллеры. Шли годы – производство было закрыто. Многие тульские модели сегодня вообще сохранились только в единственном экземпляре и находятся у меня в музее», – уверяет Леонид Зякин.

Восстановительные работы ретро-техники в музее ведутся коллективом энтузиастов за собственный счёт по канонам «ортодоксальной» реставрации. Пользуются богатым собранием профессиональной литературы и консультациями специалистов, работавших ещё на советских мотостроительных заводах.