Помните эпидемиологическое событие 20-го и 21-го годов?
Да, задачка нашим руководителям тогда выпала нестандартная и я искренне не хотела бы оказаться на их месте.
Правила поведения населения разрабатывались, казалось, на бегу, с учётом новых вводных, на что население реагировало неохотно и инертно. Оно и понятно: чем больше масса, тем больше инерция, а значит, для изменения движения понадобятся большие усилия. В общем, всё по Ньютону.
Но есть одно обстоятельство, которое мне бы хотелось разобрать в этой статье с точки зрения прикладного анализа поведения (АВА).
Ситуация меняется, а объявления нет
Если помните, суровые ограничительные меры носили волнообразный характер. Были периоды очень жёстких мер и были периоды так называемой передышки. А ещё был перманентный масочный режим.
Однако строгость данного режима тоже была непостоянной. То буквально автобус не начинал движение, пока в масках не будут все пассажиры, и в магазине без маски могли не обслужить, а то на усмотрение граждан.
"Проезд без масок запрещён"! — гласили объявления в транспорте. Им вторили и речевые сообщения, транслируемые между объявлениями остановок. Но! Достаточно скоро эти объявления перестали быть различимым стимулом для поведения надевать маску в общественных местах.
Почему так?
Привыкание (габитуация) — ослабление реакции при повторных предъявлениях стимула. Больше относится к респондентному поведению, но некоторые авторы предлагают называть привыканием и уменьшение оперантного поведения.
Как раз наш случай.
Невзирая на то, что строгость требований в отношении ношения масок в общественных местах изменялась, на объявлениях это вообще никак не отражалось.
И даже сейчас, когда официально требования по соблюдению масочного режима уже приостановлены, объявления всё равно продолжают висеть, как бы говоря: "Ну мало ли что тут написано. На заборе тоже... написано, а заглянешь — дрова!".
#прикладнойанализповедения #наукаижизнь #человекразумный