Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Гримм: русский немец, подаривший Петербургу настоящие шедевры архитектуры!

Приветствую всех читателей моего канала! В прошлый раз я рассказывал вам о прекрасном архитекторе Густаве фон Голи, подарившем нашему городу несколько десятков зданий и сооружений, многие из которых можно смело назвать памятниками архитектуры. И уже в той статье я обмолвился о том, что в будущем я обязательно расскажу про постоянного соавтора фон Голи и его большого друга - архитектора Германа Давидовича Гримма.

И сегодня я сдержу то самое обещание. В этой статье мы с вами поговорим о Германе Гримме - о человеке, получившем свой архитектурный талант в наследство от отца, и преумножившем его во много раз! О человеке, который умел не только строить и проектировать, но ещё и учить этому других!

Мой рассказ о Германе Гримме будет поделён на две части: в первой половине статьи я расскажу вам о биографии зодчего, а также об истории его династии, а во второй мы с вами изучим основные работы Германа Давидовича и проанализируем его архитектурный почерк.

Ну что ж, более не смею тянуть - приступим!

Биография

Прежде чем начать свой рассказ о жизненном пути Германа Гримма, я хотел бы уделить внимание истории его рода - благо тут есть о чём рассказать!

Семейство Гриммов: пару слов о родословной

Семейство Гриммов берёт своё начало в Европе: ближайший след, который удалось отыскать историкам, прослеживается в Нидерландах, в городе Гронинген, из которого в 1764 году дальний предок героя нашей сегодняшней статьи - Генрих Ульрих Готфрид Гримм (немец по происхождению) перебрался в Россию. Не случайно Генрих Гримм выбрал для переселения нашу страну: в 1763 году Екатерина II издала манифест "О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах". Благодаря этому манифесту, а также целому ряду других указов, Екатерина II стремилась всеми силами привлечь в нашу страну иностранных специалистов из Европы - преимущественно из Германии. С помощью новых кадров Екатерина II хотела заселить и облагородить Нижнее Поволжье.

Генрих Гримм был одним из первых немецких колонистов - он переехал жить в Саратов спустя год после манифеста Екатерины. В 1767 году он основал собственное поселение, получившее название "Гримм", и стал его форштегером (в переводе на русский - старостой села). К слову, это поселение существует в Саратовской области по сей день - оно именуется посёлком Каменским.

Основателем петербуржской ветви династии Гриммов стал сын Генриха - Фридрих Гримм. В 1788 году он переехал в Петербург, где поступил на придворную службу. В его браке с Екатериной Елизаветой Деккер родилось 11 детей, трое из которых пошли по стопам отца и стали камердинерами при Императорской фамилии. Самым успешным из них стал Иоганн - он дослужился до Статского Советника, заведовал Собственным дворцом Его Императорского Величества, и по итогу был приписан к дворянскому сословию. И чтобы вы могли сориентироваться в моём рассказе, поясню - Иоганн приходится дедушкой герою нашей сегодняшней статьи!

У Иоганна Гримма тоже было много детей, но я расскажу вам лишь про одного из них, а именно - про Давида Ивановича Гримма. Именно с этого человека началась архитектурная династия Гриммов: в 1841 году он поступил в Академию Художеств на курс Александра Брюллова, которую он окончил с золотой медалью в 1848 году.

Портрет Давида Гримма. Фото взято из сети интернет
Портрет Давида Гримма. Фото взято из сети интернет

После этого началась богатая творческая деятельность Давида Ивановича, плодами которой стали ряд построек в Петербурге (Немецкая реформатская церковь на реке Мойке (перестроена в советское время в ДК Связи), колонна Славы перед Измайловским собором, памятник Екатерине II перед Александринским театром, Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости), а также выдающиеся работы в других городах: Владимирский собор в Херсонесе, храм Святого Николая в Брестской крепости, Покровская церковь Егерской слободы в Гатчине.

Покровская церковь в Гатчине
Покровская церковь в Гатчине

Но помимо проектирования и строительства, Давид Гримм также занимался и образовательной деятельностью: он преподавал в Строительном училище (ныне СПбГАСУ) и в Императорской Академии Художеств - в последней он также занимал должность ректора в период с 1887 по 1892 год. Давида Ивановича считали своим учителем такие талантливые зодчие как Антоний Томишко, Александр Парланд и, собственно, Герман Гримм, для которого Давид Иванович был не только учителем, но и отцом!

Давид Гримм умер 21 ноября 1898 года - его похоронили в семейной усыпальнице на Смоленском лютеранском кладбище.

-3

Жизненный путь Германа Гримма

И вот мы наконец-то подобрались к самой сути статьи - уж извините меня за столь длинное вступление!

Герман Давидович Гримм родился 15 февраля 1865 года в Санкт-Петербурге в семье уже состоявшегося на тот момент зодчего Давида Ивановича и его жены Эмилии Фёдоровны. Среднее образование Герман Давидович получил в Петербургской школе Карла Мая - частной гимназии для мальчиков, основным принципом которой был девиз "Сперва люби, потом учи". В этой школе Герман Гримм учился вместе с четырьмя своими братьями. Выбор семьей Гриммов этого учебного заведения основывался не только на хорошем уровне образования, который давала школа, но ещё и по географическому принципу - Гриммы жили на 4-ой линии Васильевского острова в казённой квартире Академии Художеств, совсем неподалёку от школы Карла Мая.

Герман Гримм окончил школу с золотой медалью и с пятерками по всем предметам, кроме русского языка и словесности. Продолжить обучение он решил в Императорском Санкт-Петербургском университете (там же, где учились все его братья). Однако в скором времени Герман передумал и перевёлся в Императорскую Академию Художеств, став единственным из детей Давида Гримма, решивших "пойти по стопам" отца (братья Германа Давидовича тоже достигли больших успехах в выбранных ими науках, но об этом я расскажу в другой раз).

Портрет Германа Гримма
Портрет Германа Гримма

Герман Давидович успешно окончил Академию Художеств в 1890 году, после чего он отправился в пансионное путешествие по Европе длительностью в один год, а по возвращении в Петербург практически сразу приступил к трудовой деятельности - уже в 1895 году получил звания академика архитектуры.

Об архитектурной деятельности Германа Давидовича мы с вами подробно поговорим далее, рассмотрев её на конкретных примерах. А пока что обратим внимание на другие сферы жизни Гримма. Так, с 1900 года и до самой смерти Герман Гримм преподавал в Институте Гражданских Инженеров (там же, где когда-то преподавал его отец) - на протяжении целых сорока лет! Более того, Герман Гримм был деканом архитектурного отделения (с 1906 года). А несколько позднее Гримм основал кафедру архитектуры и стал её первым заведующим (в дальнейшем она эволюционировала в существующую по сей день кафедру архитектурно-строительных конструкций).

Другими словами, почти всю первую половину 20 века Герман Гримм был одним из важнейших преподавателей Института Гражданских Инженеров, и о его заслугах в университете помнят по сей день!

После 1917 года Герман Гримм принял решение остаться в родном для него городе. Более того, он также активно продолжил работать по профессии: помимо преподавания в Институте Гражданских инженеров, Герман Давидович занимался строительством новых зданий и сооружений (уже в 1926 году Гримм начал строить жилмассив "Свет рабочим" в Уткиной Заводи - это была одна из первых построек Северной столицы после Октябрьской революции), а также инженерными работами в сфере проектирования железных дорог и промышленных зданий.

К сожалению, жизнь Германа Гримма прервалась трагически: после начала Великой Отечественной войны Герман Давидович остался в осаждённом Ленинграде, где и умер в 1942 году. Точное место его погребения остаётся под вопросом - часть источников считает, что его похоронили в семейном месте на Смоленском кладбище, другие говорят о том, что он был погребён на Серафимовском кладбище. Лично мне кажется, что вторая версия - более правдоподобная.

После себя Герман Иванович Гримм оставил богатое наследие, выраженное в большом количестве научных работ, а также в целом ряде прекрасных памятников архитектуры, которые по сей день украшают улицы Санкт-Петербурга. Вот о них и поговорим далее!

Доходный дом Порохова

Дата постройки: 1900-1901

Адрес: 3-я линия В.О., д. 26

Совместно с: Густавом фон Голи

В уже упомянутой мною ранее статье об архитекторе фон Голи я рассказывал о доходном доме Порохова. Однако позволю себе слегка повториться, ибо эта постройка стала важной вехой в карьере обоих архитекторов: во-первых, это дебютная работа Германа Гримма, а во-вторых, это первая совместная работа Гримма и фон Голи.

-5

Дом Порохова - это удачный пример стилизации постройки под окружающий ансамбль: щипцы доходного дома как бы вторят расположенной неподалёку кирхе Святого Михаила. Отсюда же и готические мотивы, которые не так уж часто встречаются в практике Германа Давидовича (он хоть и был немцем по происхождению, но к подобной архитектуре большой симпатии не испытывал).

-6

Тем не менее, доходный дом Порохова - прекрасный пример удачного соавторства Густава фон Голи и Германа Гримма, а также очень неплохой дебют для начинающего архитектора. Да, фасад этого здания простоват, но глазу тут есть за что зацепиться, а общая композиция постройки выглядит незаурядно (во многом благодаря эркеру, нарушающему симметрию здания, и расположенным поверх него остроконечным щипцом).

-7

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Дата постройки: 1901-1903

Адрес: Лесной проспект, д. 16, Выборгская улица, д. 5

Совместно с: Густавом фон Голи

Ещё один совместный труд Гримма и фон Голи дошёл до наших дней в изрядно исковерканном виде - церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи была перестроена в советское время, и по сей день ей не вернули былой роскоши. Очень надеюсь, что это всё же случится в ближайшее время - а пока что предлагаю ориентироваться по старым снимкам: именно они помогут нам понять, как храм выглядел изначально.

-8

Инициатором строительства храма стало много раз упоминаемое мною в статье про архитектора фон Голи общество религиозно-нравственного просвещения: Густав Густавович и Давид Германович неоднократно работали на это общество, со временем став, по сути, его штатными архитекторами.

Общество религиозно-нравственного просвещения выбрало в качестве места для строительства нового храма Выборгскую сторону не просто так: в этом огромном промышленном районе на тот момент находилась всего лишь одна церковь, да и та была исторической (петровских времён), а, следовательно, и не особо вместимой. Ситуацию с религиозным просвещением на Выборгской стороне необходимо было улучшать - так и появилась задумка построить церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

-9

Храм был спроектирован и построен в русском стиле. Его основной доминантой служила шатровая колокольня, с другой стороны от которой размещались главки храма.

Помимо традиционной композиции, русский стиль проявлялся также и в некоторых декоративных элементах, часть из которых сохраняется на фасаде по сей день.

-10

Увы, творение Гримма и фон Голи в советское время ждала грустная участь, которая, впрочем, постигла все религиозные постройки нашей страны: в 1930 году храм закрыли, с него сняли главки, колокольню и вовсе разобрали до самого основания. А оставшиеся помещения церкви принялись использовать не по назначению - в качестве спортзала.

-11

В наши дни о былой красоте храма нам напоминают те немногие детали, сохранившиеся на фасаде. К сожалению, разговоров о восстановлении этого храма сейчас почти не слышно, хотя сделать это, как мне представляется, куда проще, чем восстановить утраченный храм с нуля. Так что шансы снова насладиться красотой этого творения Германа Гримма ещё сохраняются!

-12

Музей Суворова

Дата постройки: 1901-1904

Адрес: Кирочная улица, д. 43

Совместно с: Александром фон Гогеном

Ещё одно творение Гримма с уклоном в русский стиль - это выдающееся здание музея Суворова, построенное Германом Давидовичем в соавторстве со знаменитым архитектором Александром фон Гогеном в 1904 году.

-13

Здание музея представляет собой уникальный симбиоз русского стиля и европейского фортификационного зодчества: главный фасад с шатровой башней, увенчанной двуглавым орлом, напоминает нам о русском стиле, тогда как машикули-бойницы и цилиндрические формы, напоминающие по своему облику крепостные башни, отсылают нас к средневековой архитектуре замков и крепостей.

-14

Выбор архитекторами Гриммом и фон Гогеном такого необычного стилевого смешения не так уж и удивителен: перед ними стояла задача построить музей в честь русского полководца - для характеристики русского здесь был взят неорусский стиль, для обозначения военной роли Суворова была использована фортификационная архитектура.

-15

Помимо оригинальной композиции, здание музея также украшено двумя мозаичными панно, посвящёнными главному событию из биографии Суворова: Швейцарскому походу, самой знаменитой частью которого стал переход Суворова через Альпы.

-16

В общем, данная постройка была выполнена Гриммом на славу. Тем более что ответственность на нём лежала большая - он был делопроизводителем на стройке (по всей видимости, у более опытного и маститого архитектора фон Гогена на это буквально не оставалось времени).

Доходный дом Ведомства учреждений императрицы Марии

Дата постройки: 1903-1905

Адрес: Большой проспект П.С., д. 76-78, улица Бармалеева, д. 6, улица Плуталова, д. 25

Помимо частных заказов, Герман Давидович также занимался работой в сфере своих штатных должностей. Одной из таких работ стало проектирование и возведение доходного дома Ведомства учреждений императрицы Марии, при котором Гримм был штатным архитектором.

Ведомство учреждений императрицы Марии - это государственное учреждение, основной функцией которого было управление и финансирование домов призрения, богаделен и других образовательных учреждений социальной направленности. Бюджет этой организации пополнялся частично из казны, частично из частных пожертвований. Однако была и ещё одна строка доходов - это жилые дома, построенные обществом и сдаваемые в аренду жильцам. Вот один из таких домов и был построен архитектором Гриммом на Большом проспекте Петроградской стороны.

-17

Это массивное пятиэтажное здание с увеличенным объёмом первого этажа (крупные окна витрин намекают на то, что первые этажи изначально предназначались для коммерческих целей) изначально строилось не как произведение искусства, фасады которого будут привлекать богатых арендаторов, а как здание с максимально большим количеством квартир, снимать которые смогут люди среднего достатка - именно поэтому Гримм построил это здание со, скажем прямо, заурядными фасадами.

-18

По своим формам здание напоминает коробку: чёткие геометрические формы, нарочито акцентированные углы и полная симметрия фасадов - подобные формы можно оправдать участком, на котором работал архитектор (дом зажат между двумя улицами, перпендикулярными Большому проспекту).

Из любопытных деталей здесь можно отметить фальш-окна в угловой части здания, обращённые на улицы Бармалеева и Плуталова - довольно дерзкий и нехитрый ход, на который, впрочем, обратит внимание далеко не каждый прохожий.

-19

Интересно, что несмотря на простые фасады без изысков, постройка Гримма привлекала внимание архитекторов к этому зданию. Так, в доходном доме Ведомства учреждений императрицы Марии в разное время жили архитекторы Фёдор Тейхман, Василий Корвин-Круковский, Михаил Сонгайло и, как ни странно, сам Герман Гримм!

-20

Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Дата постройки: 1904-1908

Адрес: набережная Обводного канала, д. 116

Совместно с: Густавом фон Голи и Александром Гуном

Одной из самых известных работ Германа Гримма можно назвать церковь Воскресения Христова на Обводном канале, которую он спроектировал и построил вместе с двумя другими зодчими - со своим постоянным коллегой Густавом фон Голи и с более опытным и именитым архитектором Александром Гуном.

-21

Храм Воскресения Христова выстроен в неорусском стиле: общая композиция церкви традиционна, однако в ней присутствуют современные элементы - взять хотя бы тот же купол оригинальной формы, выполненный из железобетона. Да и выбор материала для облицовки фасадов тоже намекает нам на современный (на тот момент) подход архитекторов к проектированию.

-22

Прошу заметить, что для Германа Гримма это была не первая работа в неорусском стиле в его творческой карьере - и не стала эта работа последней: на протяжении всей жизни Герман Давидович оттачивал своё мастерство и создавал всё более и более интересные и элегантные храмы в русском стиле. В этом плане он явно пошёл по стопам отца - Давид Гримм был большим мастером русского стиля (один из примеров его работ в этом стиле - храм в Гатчине, я приводил в начале данной статьи).

-23

Радует, что в советское время этот храм пострадал в меньшей степени, нежели другие религиозные работы Германа Гримма. Так что сейчас мы можем воочию любоваться его прекрасной работой, украшающей набережную Обводного канала!

-24

Главное и реальное училище Карла Мая

Дата постройки: 1909-1910

Адрес: 14-я линия В.О., д. 39

Следующая постройка Германа Гримма совершенно "нефотогенична" - причиной этому служат деревья, высаженные близ центрального фасада реального училища Карла Мая, и почти полностью перекрывающие его. Но я не мог не рассказать вам об этой очень важной работе Гримма, интересной как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения истории жизни Германа Давидовича.

-25

Дело в том, что своё первое (среднее) образование Герман Гримм получил именно в гимназии Карла Мая - там же учились и все его братья, так что эта гимназия стала своего рода альма-матер для семейства Гриммов.

Правда вот учился Герман Гримм не в таких хороших условиях: во времена его детства гимназия располагалась на 10-ой линии Васильевского острова - в старом трёхэтажном здании начала 19 века. К началу 20 века это здание морально устарело: гимназия становилась всё более популярной, и желающих учиться в ней было всё больше и больше. Именно поэтому в 1907 году гимназия приобрела новый участок (через две улицы от старого корпуса). А для проектирования нового здания был приглашён выпускник гимназии Карла Мая - Герман Гримм!

-26

Герман Давидович идеально справился с поставленной перед ним задачей - он построил для своей гимназии современное и очень удобное здание: с функциональными внутренними помещениями и красивыми фасадами!

-27

Самая выразительная деталь фасада - это оконные проёмы четвёртого этажа, выполненные в укрупнённых (по сравнению с остальными окнами гимназии) объёмах и в очень необычной форме, которую можно сравнить с параболой. Плавное закругление к вершине оконного проёма, которому вторит изящный изгиб козырька над окном - настоящий модерн в лучшем его виде!

-28

При этом фасад здания полностью симметричен и, можно сказать, рационален: об этом наиболее ярко свидетельствует фронтон, расположенный по центру здания, и на который нанесено название учебного заведения. Эта деталь - дань традиционной композиции учебных заведений, своего рода отсылка к классике.

Впрочем, фасад здания не всегда планировался таким строгим. По изначальной задумке Гримма, входная группа должна была выделяться из общего объёма здания, нарушая тем самым общую симметрию фасада - и фронтон должен был венчать не всё здание, а лишь эту боковую вставку.

-29

В итоге боковая часть здания, в которой находится главный вход в гимназию, не имеет столь большого смыслового акцента. Разве что сама входная группа выделена по особенному, но и она не нарушает композиционной идиллии училища.

-30

Входная группа оформлена в виде арки, внутри которой помещена дверь, форма которой вторит окнам на последнем этаже здания - всё та же парабола, только в данном случае чуть более скромная.

-31

Ну а над самым входом Гримм поместил главный символ гимназии - майского жука, отсылающего к фамилии основателя училища Карла Мая. В советское время жук был утерян, но в наши дни его вернули на законное место.

-32

Церковь преподобного Алексия, Человека Божия

Дата постройки: 1906-1911

Адрес: Чкаловский проспект, д. 50

Самой выдающейся работой Германа Гримма в неорусском стиле стала церковь преподобного Алексия, Человека Божия, построенная им на Чкаловском проспекте (в те годы он назывался Геслеровским переулком). Этот храм - прекрасный пример того, как архитекторы начала 20 века умели переосмыслить исторические образцы (древнерусскую архитектуру), придав ей новые черты, характерные для модерна и его технологических новаций, но при этом не испортив изначальной задумки и характера старинной постройки!

-33

Проектируя храм Алексия, Герман Давидович взял за основу лучшие образцы архитектуры новгородско-псковской школы зодчества. Отсюда характерная форма купола, отсюда же и мотивы крупных голых стен, дроблённых трёхчастными окошками и декоративными вставками - резными узорами и бровками.

При этом Гримм смог органично вплести в эту композицию модерн: отсюда повышенные объёмы храма и общее настроение плавности, текучести, которое захватывает весь фасад здания - словно перед нами не каменное здание, а слегка оплавившаяся восковая свеча! Подобную картину мог создать лишь по-настоящему талантливый зодчий!

-34

Но увы, главная работа Германа Гримма была вероломна разрушена в 1930-х годах. И что самое обидное: перестройкой храма занимался другой талантливый зодчий - Демьян Фомичев. Очевидно, что не по своей инициативе Демьян Галактионович рушил такую красоту, превращая её в рациональное конструктивистское здание завода - таковы были времена, и такие задачи стояли перед архитекторами в те годы.

-35

Причём в работе Фомичева читаются основные черты храма. Но, конечно, самостоятельно догадаться о том, что когда-то этот фабричный корпус представлял собой великолепный храм в неорусском стиле - практически невозможно.

Остаётся надеяться, что когда-нибудь историческая справедливость восторжествует, и это здание будет возвращено верующим, а в эту часть Петербурга вернётся архитектурная красота!

-36

Убежище для престарелых и неимущих дворян - Физико-технический институт имени Иоффе

Дата постройки: 1912-1916

Адрес: Политехническая улица, д. 26, улица Курчатова, д. 15

Уже на закате Российской империи Герман Гримм работал над зданием с оригинальным назначением: в 1912 году губернское дворянское собрание выделило деньги на строительство убежища для престарелых и неимущих дворян (простым языком - дом престарелых). Разработку проекта поручили Герману Гримму, и уже в 1914 году он приступил к строительству здания в Лесном - прямо напротив главного корпуса Политехнического института.

-37

Есть некая злая ирония в том, что здание для престарелых дворян было достроено в 1916 году, а уже в 1917 году престарелые дворяне перешли в разряд врагов государства, и спокойную старость в тихом районе Петербурга у них отобрали. После октябрьской революции здание опустело, и лишь в 1923 году его передали физическому институту, в ведении которого оно находится по сей день.

-38

Что касается архитектуры здания, то тут особо-то говорить и не о чем - самый настоящий неоклассицизм, который по своему виду даже больше напоминает советские постройки 1940-1950-х годов, нежели неоклассицизм 1910-х годов.

Скорее всего, на облик здания повлияло его предназначение: в те годы больничные здания, ровно как и дома престарелых, строили маленькими и уютными, без особых изысков, но с определённым налётом классической архитектуры (что в целом не особо характерно для творчества Германа Гримма - но частный заказ есть частный заказ).

Серп и молот, разумеется, появился на здании позже, и в проекте Гримма этой детали не было
Серп и молот, разумеется, появился на здании позже, и в проекте Гримма этой детали не было

Жилмассив "Свет рабочим" для сотрудников ГЭС "Уткина заводь"

Дата постройки: 1926-1927

Адрес: Октябрьская набережная, д. 90-96

Совместно с: Виктором Альвангом

Ну и в качестве завершающего аккорда расскажу о самой интересной послереволюционной работе Германа Гримма. Да, Герман Давидович не только не покинул Петербург, но и даже не расстался со своим любимым делом - он продолжил заниматься архитектурой, и уже в 1926 году он построил целый жилой комплекс нового типа, расположившийся неподалёку от ГЭС в Уткиной Заводи.

-40

Как вы можете видеть, Герман Гримм легко смог перестроиться под новые правила архитектуры и начать работать в обязательном на тот момент в СССР стиле конструктивизм.

Впрочем, всё равно жилмассив в Уткиной Заводи немного отличается от других жилмассивов тех лет - есть в нём что-то такое дореволюционное, что-то из прошлых лет, что делает эти трёхэтажные домики более уютными...

-41

В дальнейшем Герман Гримм работал, по большей мере, над инженерными аспектами в архитектуре, а также занимался образовательной деятельностью. Но жилмассив в Уткиной заводи - это яркий пример того, что талантливый архитектор может быть полезен в любое время и при любом строе, если он хочет творить и созидать. А Герман Гримм, без сомнения, был именно таким человеком!

-42

Ну а на этом я заканчиваю свой сегодняшний рассказ. Благодарю вас за внимание, и очень надеюсь, что данная статья была вам интересна!

И уж простите меня за долгий перерыв со статьями на канале - я был в отпуске и путешествовал по России. И об этом путешествии я расскажу вам уже скоро - так что ждите на этом канале статей про другие города России. Но не волнуйтесь - и о Петербурге я забывать точно не планирую!

Ну и ещё раз напоминаю про мой телеграмм канал - там выходят анонсы моих статей на дзене, а также уникальный контент (в основном там я делюсь своими мыслями и новостями, но всё же). Подписывайтесь!

Индустриальный турист