29,6K подписчиков

Архитектор Фомичев: как простой крестьянин из Костромской деревни стал ведущим зодчим Петербурга

424 прочитали

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом. И в качестве первой в 2024 году статьи я решил представить вашему вниманию рассказ на мою любимую тему - история жизни и творческого пути петербургского архитектора.

Тем более, что герой сегодняшней статьи - человек с очень интересной и необычной судьбой, и не менее интересным творческим наследием. Скажу больше: Демьян Фомичев - редкий пример человека, добившегося огромных высот практически с нуля!

Согласитесь - в наше время социальные лифты работают куда проще и эффективнее, нежели в прошлом. Сложно представить, насколько длинным и тернистым был путь просто человека, желавшего "выбиться в люди"и повысить свой социальный статус. Многим кажется, что в Российской Империи это было невозможно сделать в принципе: мол хорошо жили только дворяне да богатые купцы (которые, между прочим, зачастую были выходцами из крестьян), а обычным труженикам и ремесленникам богатая жизнь могла только сниться. Ан нет, это не так - и сегодня мы с вами рассмотрим биографию и творческий путь человека, выбившегося "из грязи в князи" и добившегося успехов исключительно благодаря своим стараниям и своему труду!

Биография архитектора

Демьян Галактионович Фомичев родился в 1876 году в деревне Починок Галичского уезда Костромской губернии. В этом крохотном поселении, расположенном где-то между Костромой и Вологдой, на тот момент проживало не больше ста человек.

По всей видимости, жизнь в деревне была непростой, а потому в какой-то момент часть её мужского населения приняла решение отправиться на заработки в столицу Российской Империи - в Санкт-Петербург. Среди них был и герой моего сегодняшнего рассказа - талантливый юноша Демьян Фомичев.

По прибытии в столицу, Демьян Галактионович устроился на учёбу в школу десятников - учебное заведение, предназначенное для обучения строительному ремеслу. Если переводить это на современный язык, то получается, что Фомичев поступил в строительный техникум, где и отучился на десятника, став тем самым техником-архитектором.

После этого Фомичев занялся самостоятельной архитектурной деятельностью: да, получается, что почти все свои постройки Демьян Галактионович возводил без высшего образования!

Пример одной из работ Фомичева: доходный дом Зыкова. Скажу честно - именно эта постройка в первый раз привлекла моё внимание к архитектору Демьяну Фомичеву! А уж потом я занялся изучением его творчества более подробно
Пример одной из работ Фомичева: доходный дом Зыкова. Скажу честно - именно эта постройка в первый раз привлекла моё внимание к архитектору Демьяну Фомичеву! А уж потом я занялся изучением его творчества более подробно

Однако в 1907 году он всё же поступил в Петербургскую Академию Художеств, в которой он проучился 8 лет на курсе выдающегося архитектора Александра Померанцева (автора Верхних Торговых рядов в Москве, ныне известных как ГУМ). Однако диплом он получил лишь в 1915 году - в тот момент, когда в Петербурге уже практически не велась строительная деятельность (все ресурсы "съела" Первая Мировая война).

В советские годы Демьян Галактионович не покинул Петербург, и продолжил заниматься архитектурным делом вплоть до самой смерти, которая настигла его в 1943 году. К сожалению, выдающийся архитектор Демьян Фомичев стал одной из жертв блокады Ленинграда. Свой последний приют Фомичев обрёл на Волковском православном кладбище.

Также я хотел бы уделить пару слов личной жизни архитектора. Демьян Фомичев был женат, и у него была дочь Тамара Демьяновна. Она решила пойти по стопам отца и тоже посвятить свою жизнь искусству, пускай и в смежной сфере - в искусствоведении. После учёбы она устроилась работать в Эрмитаж. На этом месте её и настигла Великая Отечественная война. Во время блокады Тамара Фомичева осталась в осаждённом городе - она занимала должность научного сотрудника и хранителя Эрмитажа. В 1943 году она была удостоена медали "За оборону Ленинграда":

Бессменный боец команды МПВО объекта, молодой, энергичный научный сотрудник, принимающий непосредственное участие в консервации музейного имущества и ликвидации поражений от артобстрелов
Краткая характеристика в списках награждённых медалью "За оборону Ленинграда", источник: ЦГА СПб ф.Р-7384 оп.38 д.121

После войны Тамара Демьяновна продолжила заниматься своим любимым делом - искусствоведением, и в 1968 году она защитила кандидатскую диссертацию "Зарождение бытовой живописи в венецианском искусстве 17 века". Любопытно, что выбором этого направления Тамара Фомичева продолжила дело своего отца, который был ярым поклонником итальянского искусства, а в особенности - архитектуры, черты которой он неоднократно воспроизводил в своих петербургских постройках!

Демьян Фомичев был, без сомнения, очень талантливым человеком: не имея высшего образования, он добился того, чего не добивались многие выпускники Академии Художеств! Кроме того, Демьян Галактионович занимался не только проектировочной деятельностью: он является автором обмеров многих памятников архитектуры Петербурга в советское время (возможно его внимательное изучение уже существующих шедевров архитектуры повлияло на формирование его собственного архитектурного почерка). Так что его труды позволили сохранить уже существующие памятники архитектуры благодаря его обмерам, а также дополнить их список новыми шедеврами, которые Фомичев создавал в качестве архитектора!

И сегодня я предлагаю изучить творческое наследие архитектора Фомичева и проследить за тем, как с годами эволюционировали и развивались его архитектурно-проектировочные навыки.

Доходный дом Васильевой и Беляева

Дата постройки: 1903
Адрес: Нарвский проспект, 9

Одна из первых построек Фомичева в Петербурге - доходный дом Васильевой и Беляева, расположенный на Нарвском проспекте. На момент постройки данный район был, можно сказать, промышленной окраиной, а потому и доходные дома там строили без особых претензий на красоту и богатство.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-2

При этом назвать доходный дом Васильевой и Беляева обыденным всё же нельзя. Демьян Галактионович постарался сделать облик здания не слишком простым: он разнообразил внешний вид фасада небольшой асимметрией, выделив боковую часть аркой и немного приподняв её над основным уровнем карниза.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-3

Кроме того, Фомичев добавил на фасад некоторые украшения: он попарно сгруппировал оконные проёмы на верхних этажах, разделив их между собой пилястрами, завершёнными "кричащими" маскаронами.

Кроме того, он разделил окна ещё и по горизонтали - здесь мы можем видеть довольно редких для фасадов Петербурга обитателей - лебедей, пьющих воду из фонтана. Этот сюжет стал для Фомичева излюбленным - в дальнейшем он ещё несколько раз повторит его в других своих работах.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-4

В общем, даже над относительно рядовой постройкой, расположенной на окраине города, Фомичев тщательно поработал, превратив её в полноценный памятник архитектуры модерна. Жаль только, что насладиться красотой этого доходного дома в наши дни проблематично - здание находится в ужасном состоянии, и его фасад требует ремонта.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-5

Доходный дом Нилаевых

Дата постройки: 1902-1904
Адрес: Малодетскосельский проспект, 25, Батайский переулок, 12

В противопоставление прошлой постройке, рассмотрим другое творение Фомичева - доходный дом Нилаевых в Семенцах. В отличии от дома Васильевой и Беляева, здание на Малодетскосельском проспекте отличается своими крупными масштабами и монументальностью - так и не скажешь, что над проектом работал молодой и ещё неопытный зодчий!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-6

С одной стороны, фасад дома Нилаевых выглядит строго и немного аскетично, из-за чего с первого взгляда может показаться, что перед нами памятник архитектуры неоклассицизма. Однако при более детальном рассмотрении раскрывается богатство украшения фасадов дома Нилаевых: тут вам и искусно декорированные наличники, и элегантные маскароны, и узоры с растительными мотивами - в общем, настоящий модерн!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-7

Есть здесь и уже знакомые нам лебеди с фонтанчиком - эту деталь, по всей видимости, Фомичев особенно любил, и переносил с одной своей постройки на другую. И это не просто похожий элемент декора - это именно что копия!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-8

Но особенно прекрасен дом Нилаевых с точки зрения композиции. Основным смысловым акцентом здания является его скошенный угол, обращённый к перекрёстку Батайской улицы и Малодетскосельского проспекта. В свою очередь, фасады доходного дома отходят от этого угла и идут вдоль обоих улиц - они симметричны и полностью равнозначны. Благодаря этому на дом Нилаевых открывается отличная перспектива с Малодетскосельского проспекта - именно отсюда лучше всего любоваться творением Демьяна Галактионовича!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-9

Интересный факт: в 1969 году к дому Нилаевых был пристроен жилой дом, фасад которого полностью повторяет фасады Фомичева. Таким образом, дом Нилаевых был визуально продлён до следующего перекрёстка, и если не знать об этом факте, то и невозможно понять - где заканчивается дореволюционная постройка, а где начинается советская. Да и в целом складывается впечатление, что перед нами один дом.

Угловая часть здания, построенного в советское время
Угловая часть здания, построенного в советское время

Отличная стилизация, которая, на мой взгляд, пошла дореволюционной постройке лишь на пользу (правда идеальная симметрия, описанная мною выше, была слегка нарушена, и фасад по Батайскому переулку начал смотреться доминирующим).

Доходный дом Сальникова

Дата постройки: 1904
Адрес: Лиговский проспект, 135

Ещё одна относительно ранняя работа Фомичева находится на Лиговском проспекте, который назвать окраиной уж точно нельзя - уже в начале 20 века этот район был относительно престижным, и земля в этих местах стоила дорого. Именно поэтому Фомичев уделил доходному дому Сальникова особое внимание, сделав его фасад таким красивым и интересным!

В этом здании мы можем с уверенностью отметить целый ряд черт, характерных для построек Фомичева: фасад симметричен, основные украшения представлены здесь в виде наличников и маскаронов.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-11

Да и в целом фасад насыщен разноплановым декором: растительные мотивы перемежаются тут с экзотическими элементами вроде египетского символа фаравахара, представляющего собой диск с крыльями (размещён прямо над центральным входом в здание, в нише между первым и вторым этажом).

Такой эклектизм в украшениях фасадов встречается у Фомичева часто - видно, что автор не тяготел к одной определённой стилистике, а черпал вдохновение из разных культур, которые он в дальнейшем перемешивал на стенах своих домов!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-12

Отдельно мне бы хотелось отметить маскарон, венчающий два боковых окна на третьем этаже: он изображает девушку, лицо которой выражает эмоцию, более всего походящую на испуг. Её вьющиеся волосы плавно переходят в растительные узоры, заполняющие весь объём сандрика. Этот органичный переход - образцовый модерн с его тягой к плавности и натуралистичности.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-13

Доходный дом Кирилловых

Дата постройки: 1908
Адрес: Большая Пушкарская улица, 3

Если предыдущие постройки не вызывали у меня никаких вопросов, то вот доходный дом Кириллова воспринимается мною как небольшой архитектурный курьёз. Я заприметил этот дом задолго до начала работы над этой статьей, и уже тогда он показался мне странноватым: необычная композиция (здание симметрично, и его фасад обращён к Пионерской улице, однако эта симметрия совсем не считывается при рассмотрении дома с Большой Пушкарской) и не менее странный декор - дом определённо привлекает к себе внимание прохожих!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-14

Центральная ось здания выделена небольшим декоративным портиком в верхней части дома, а также странной, будто бы оборванной колоннадой на третьем этаже. Логичнее было бы расположить ряд колонн чуть выше, чтобы они хотя бы имитировали какую-то функцию. А впрочем это бы тоже не помогло - ведь вместо капители у этих колонн сказочные существа!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-15

Сложно сказать, кого именно пытался изобразить автор этих скульптур: больше всего они походят на сфинксов, однако пропорции их тел вызывают определенные вопросы. Их передние ласы растут не из плеч, а из живота - думаю, что такое существо вряд ли могло бы существовать в реальности. Да и в древних мифах сфинксов описывали совсем иначе!

А причина столь странного облика данных существ кроется в небольшом заимствовании. Судя по всему, Демьян Галактионович был большим поклонником австрийского архитектора Отто Вагнера - родоначальника архитектурного стиля модерн в Европе! Конкретным объектом вдохновения Фомичева стала церковь Ам-Штайнхоф в Вене, на фасаде которой можно обнаружить характерных ангелов, облик которых очень уж сильно напоминает сфинксов с дома Кирилловых. Заимствование получилось любопытным, но слегка абсурдным!

Ангелы церкви Ам-Штайнхов. Фото взято из сети интернет
Ангелы церкви Ам-Штайнхов. Фото взято из сети интернет

Впрочем, критиковать это здание и называть его неудачным я бы всё же не стал: оригинальное решение Фомичева сделало рядовой доходный дом уникальным и запоминающимся. Мне кажется, что в архитектуре подобные моменты допустимы: в конце концов, стиль модерн поощряет новаторство и слом традиций - так почему бы ему не сломать наши представления о сфинксах?

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-18

Дом Зыковых

Дата постройки: 1910
Адрес: Набережная реки Фонтанки, 145, переулок Макаренко, 14

В противопоставление предыдущим постройкам Фомичева, дом Зыковых на Фонтанке является образцом архитектурной аскезы - параллелепипед, облицованный кирпичом цвета песчаника, и украшенный лишь небольшими полосками-пилястрами на углах. Однако это здание я считаю одной из интереснейших построек Фомичева, ибо в архитектуре порой тоже актуально правило "Краткость - сестра таланта".

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-19

В доме Зыковых Фомичев выразил приятную глазу геометрию, которая особенно хорошо смотрится в панораме реки Фонтанки: перспектива здания не искажается, его фасады не перекрываются соседними постройками - в общем, замысел архитектора идеально виден при рассмотрении здания с другого берега реки.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-20

Доходный дом Прохорова

Дата постройки: 1913-1914
Адрес: 4-я линия Васильевского остова, 21

Одна из самых выдающихся построек Фомичева была создана им уже под закат Российской Империи - в 1914 году. Причём в этой работе Фомичев впервые прибегнул к архитектурному стилю неоренессанс: некоторые черты этого стиля мы могли встречать ранее у отдельных построек, однако на Васильевском острове Фомичев создал полноценное "палаццо" времён эпохи Возрождения!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-21

В этом здании снова раскрывается удивительная способность Фомичева создавать дома, аналогов которым вы в Петербурге более не найдёте. При этом сразу становится понятно, чем именно вдохновлялся Демьян Галактионович - дом Прохорова очень походит на венецианские дворцы, фасады которых обращены к Гранд-Каналу: такое же рассечение фасадов аркадами с обилием исключительно декоративных колонн.

Другими словами, доходный дом Прохорова - идеальная стилизация итальянского ренессанса, которая практически копирует оригинал, но при этом смотрится невероятно оригинально на просторах России!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-22

И действительно: стройные ряды арочных окон, растянутые аж на четыре верхних этажа, а также строгие вертикали сдвоенных колонн - здание членится по вертикали и горизонтали как шахматная доска! А нижняя часть фасада, в свою очередь, представляет собой крупноблочный руст - ещё одна отличительная черта архитектуры эпохи Возрождения.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-23

К слову, с декором в доме Прохоровых тоже всё в порядке: фасады украшены не просто богато, а, быть может, даже чересчур богато - именно так, как это любил делать Демьян Фомичев. Впрочем, в данном случае декор не перегружает облик здания - всё равно ряды колонн "перетягивают одеяло на себя".

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-24

На мой взгляд, доходный дом Прохорова - идеальное и самоё отчётливое доказательство таланта Фомичева, который из раза в раз прибегал к крайне необычным, а порой даже спорным идеям в оформлении фасадов своих построек. Ну а дом Прохорова - наглядный пример результата творческого прогресса гражданского инженера!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-25

Жилой дом рабочего жилищно-строительного кооператива товарищества работников искусств

Дата постройки: 1934-1935
Адрес: Каменноостровский проспект, 14

Удивительно, но даже в послереволюционной постройке Демьян Фомичев умудрился сохранить основные черты своего архитектурного почерка - и это во времена, когда всё старое, дореволюционное и буржуазное, подвергалось жёстким гонениям со стороны новой власти!

Жилой дом рабочего ЖСК товарищества работников искусств представляет собой достаточно редкий для ленинградской архитектуры пример сталинского неоклассицизма со столь богатым декором фасада. При этом сам декор представляет собой симбиоз античной архитектуры и советской стилистики - просто в классические сюжеты добавили персонажей и символы новой эпохи.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-26

Я думаю, что мои объяснения тут излишни: вы уже и сами поняли, что подобные стилизации старинной архитектуры, идущие в перемешку с растительными мотивами - это архитектурный почерк Фомичева, которому он остался верен даже в советские времена.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-27

Фасад дома симметричен и ориентирован по вертикали за счёт парных рядов оконных проёмов с оригинальнейшим оформлением: трёхгранное окно, обрамлённое каменными полосами, имитирующими оконные ставни, и дополненное маленьким декоративным балкончиком, украшенным растительными узорами.

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-28

Подобный декор фасада уникален для Петербурга! И в этом плане работа Фомичева выделяется среди построек его современников: своей оригинальностью и своей уместностью - здание выглядит скромно, в нём нет фальшивой помпезности (отчасти его даже можно отнести к постконструктивизму), однако при этом оно декорировано таким образом, что его приятно, а главное - интересно рассматривать!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-29

Вишенкой на торте служит арка, ведущая во двор дома. Она является самым роскошно украшенным элементом всего фасада: визуально она походит на триумфальную арку - на это намекает квадратная форма, обрамляющая арку словно наличник у оконного проёма. Очень интересный приём!

Приветствую читателей моего канала! Наступил новый год, а значит пора продолжать работу над блогом.-30

Жилым домом работников искусств Демьян Фомичев завершает свою необыкновенную карьеру архитектора, творческий путь которого начался с типовых построек на окраинах города, а завершился созданием лучших образцов советского ретроспективизма 1930-х годов!

И на этом я заканчиваю свой рассказ о Демьяне Галактионовиче - надеюсь, что он был вам интересен!

Спасибо за внимание и до новых встреч!

P.S. Буду рад видеть вас в комментариях под этой статьей, а также на моём канале в телеграмме - там я анонсирую статьи на дзене, а также выпускаю уникальный контент. Подписывайтесь!