Всегда интересно исследовать Санкт-Петербург, рассматривая его с точки зрения историй отдельных людей. Например, гулять по центру города, вспоминая о жизни императоров: здесь они совершали вечерние прогулки, здесь на них были совершены покушения, а в другом месте они нашли свой последний приют. И ты сразу проникаешься атмосферой города, история для тебя оживает, ведь ты изучаешь её не как науку с сухими фактами и скучными датами, а смотришь на неё через призму отдельных случаев и фактов!
Удивительно, но такого же эффекта можно достичь и при изучении архитектуры. Гораздо интереснее исследовать здания, рассматривая не только внешний вид, но и вникая в их историю: кто жил в этих домах, какие исторические события коснулись, а главное - кто спроектировал и возвёл их, какими мыслями и какими идеями руководствовался автор, создавая своё творение?
Сегодня я хочу прогуляться с вами по улицам Петербурга, уделив внимание творениям одного человека - Александра Ивановича фон Гогена. И пускай его фамилию знают не все, но его работы - особняк Кшесинской, дом офицеров на Литейном, музей Суворова - знает любой петербуржец! Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим, но предварительно уделим немного внимания жизненному пути этого, безусловно, талантливого и выдающегося зодчего!
Биография
Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске, в небогатой дворянской семье. На севере он получил своё начальное образование - в архангельской гимназии, однако за высшим образованием юный фон Гоген отправился в столицу России - в Петербург. Здесь он поступил в ведущее архитектурное учебное заведение страны - в Академию Художеств.
Важно отметить, что параллельно с обучением фон Гоген активно занимался практической деятельностью в качестве помощника более опытных и именитых архитекторов: Павла Сюзора (автора дома компании Зингер, домов Ратьковых-Рожновых и т.д.), Александра Красовского (дом Страхового общества "Россия" на Моховой, особняк фон Дервиза на Английской набережной), и Ивана Богомолова. Причём последнего фон Гоген особенно выделял, считая его своим идейным вдохновителем и учителем - Богомолов был мастером русского стиля, и фон Гоген перенял эту его черту и использовал русский стиль в своём творчестве.
Александр Иванович окончил Академию Художеств в 1883 году, после чего он незамедлительно приступил к работе: сначала он стал архитектором Сестрорецкого оружейного завода - эта должность не предполагала особого творческого участия, здесь фон Гоген стремился наработать важный инженерный и организаторский опыт (в те времена архитекторы были не только проектировщиками, но ещё и своего рода прорабами - они отвечали за строительный процесс и вели надзор над строителями).
Позднее фон Гоген занимался проектированием небольших утилитарных сооружений (жилых флигелей или конюшен) при имениях крупных землевладельцев вроде Шереметева. Однако уже в 1886 году фон Гоген приступил к первой самостоятельной работе - особняку Вадобольской на 9-ой линии Васильевского острова - но об этом мы подробнее поговорим далее, когда будем обсуждать творческий путь зодчего.
Помимо частного проектирования, фон Гоген также занимался и общественно важными делами: во-первых, он преподавал архитектуру в Институте Гражданских Инженеров,во-вторых, он стал одним из учредителей Общества архитекторов-художников, созданного для продвижения талантливых выпускников Академии Художеств. Также фон Гоген активно способствовал архитектурному образованию среди женщин: в это трудно поверить, но действительно, в те годы в России появлялись первые женские строительные курсы, и фон Гоген имел к их организации непосредственное отношение!
К сожалению, судьба зодчего оборвалась трагически: фон Гоген сильно болел - у него были проблемы с почками, что влияло на качество его жизни. Из-за этого со временем он отошёл от архитектурной деятельности, а в конце концов Александр Иванович поставил "точку пули в своём конце", став одним из немногих архитекторов Петербурга, завершивших свою жизнь таким образом.
Похоронили фон Гогена на Смоленском кладбище, однако его захоронение было утрачено в 1930-х годах, так что в наши дни мы, к сожалению, не можем прийти на кладбище и почтить память великого творца. Единственное, что нам остаётся: это помнить о творческом наследии Александра Ивановича, ведь можно сказать, что человек жив, пока жива память о нём, а творения фон Гогена - лучшая память!
Вот о них мы и поговорим далее!
Особняк Вадбольской
Совместно с: Максимов, Архангельский
Дата постройки: 1886
Адрес: 9-ая линия Васильевского острова, 10
Особняк на 9-ой линии Васильевского острова был перестроен Александром фон Гогеном в 1886 году по заказу княгини Вадбольской - до этого на месте особняка располагалось скромное одноэтажное здание, которое фон Гоген реконструировал практически до неузнаваемости, так что особняк Вадбольской можно считать первой самостоятельной и полноценной работой Александра Ивановича.
Внешний вид особняка решен в стилистике неоренессанса: рустованный первый этаж, окна арочной формы в центральной части здания, выразительный закругленный фронтон, украшенный скульптурами. Однако всё же особняк Вадбольской эклектичен: среди нехарактерных для неоренессанса черт можно отметить асимметричный эркер, расположенный на углу здания - интересная деталь, оживляющая общий облик постройки.
В общем, особняк Вадбольской - типичная петербургская постройка второй половины 19 века: в ней фон Гоген прекрасно отразил веяния того времени, прекрасно исполнив фасад здания - очень зрелая и интересная работа, учитывая что для Александра Ивановича она была дебютной.
Усадьба Чернова
Дата постройки: 1889-1893
Адрес: Октябрьская набережная, 72
Первая работа фон Гогена в русском стиле была создана в пригороде Санкт-Петербурге: ею стала усадьба Чернова "Сосновка". В дальнейшем фон Гоген неоднократно возвращался к тематике русского зодчества, однако основы своего творческого почерка Александр Иванович заложил именно здесь, в Малом Рыбацком!
Усадьбу Чернова принято сравнивать с древнерусским теремом: это и не удивительно, ведь фактически здание действительно выглядит как старинная русская постройка, вот только выполнено оно не из дерева, а из камня. Однако все характерные черты деревянного зодчества древней Руси здесь присутствуют, причём дополнены они и некоторыми деталями из храмовой русской архитектуры: я говорю о шатровых башенках, гирьках, бегунцах и кокошниках, которыми украшены фасады усадьбы.
К сожалению, загородное расположение усадьбы предопределило характер её окружения: усадьба скрыта от зрителя растительностью, и если осенью обзору мешают лишь хвойные деревья, то летом усадьбу Чернова практически нельзя разглядеть издали. Впрочем, подобное окружение придаёт зданию свой шарм, который вполне оправдывает народное название поместья - "Сосновка".
"Дом офицеров"
Совместно с: В.М. Иванов, Гаугер
Дата постройки: 1895-1898
Адрес: Литейный проспект, 20, Кирочная улица, 1
Ещё одна яркая постройка в русском стиле авторства фон Гогена, о которой знает практически любой петербуржец - здание офицерского собрания (или просто "дом офицеров") на Литейном проспекте. Очень масштабная и величественная постройка, ставшая новой вехой в карьере фон Гогена: здесь он впервые принял государственный заказ, и, искусно исполнив его, заручился доверием императорского двора - в дальнейшем он неоднократно строил разного рода здания для членов императорской семьи и для близких к ней людей (в какой-то момент фон Гоген стал официальным архитектором при дворе Императора).
Дом офицеров поражает своими масштабами: четырёхэтажное здание с очень высокими потолками гордо возвышается над Литейным проспектом, а шатровая башня на углу здания и вовсе служит главной доминантой этого района.
Русский стиль виден здесь невооружённым взглядом: фасады буквально пестрят исконно русскими чертами. Причём на здании такого размера выглядит это особенно интересно!
Отдельно хочется отметить полуколонны, оформляющие оконные проёмы здания: подобный приём был характерен для архитектуры времён ренессанса, однако даже такой, казалось бы, чисто европейской черте фон Гоген придал свой уникальный русский колорит: присмотритесь к этим полуколоннам, и вы увидите, что они выполнены в форме дынек или кубышек (названия элементов старинной русской архитектуры).
Кстати, выбор стилистики для этого здания был не случайным: помимо личных предпочтений фон Гогена, русский стиль был уместен для этой постройки и с идеологической точки зрения - логично, что здание, предназначенное для сбора высших лиц русской армии, выстроено в исконно русском стиле - вполне разумное проявление патриотизма, положительно отразившееся на облике Литейного проспекта.
Также следует обратить внимание на довольно важную деталь: фон Гоген спроектировал дом офицеров, однако он не принимал участия в его строительстве - возведением здания руководил архитектор Гаугер. Да и инженерные изыскания фон Гоген не проводил - в этом ему помогал военный инженер Модест Иванов (выдающийся мастер мостостроения).
Другими словами, дом Офицеров - это результат слаженного труда целой команды талантливых архитекторов, а не единоличная работа Александра Ивановича. Впрочем, это не умаляет его заслуг - так или иначе, рисунок фасада и общее пространственное положение здания было придумано фон Гогеном, так что всё то, за что мы любим дом офицеров - было создано героем данной статьи.
Доходный дом Жевержеева
Дата постройки: 1899
Адрес: Графский переулок, 5, улица Рубинштейна, 18
На рубеже веков фон Гоген спроектировал одно из самых красивых зданий на улице Рубинштейна - доходный дом Жевержеева. Это элегантное здание с выразительной угловой башней с шатровым завершением служит доминантой одной из самых популярных улиц Санкт-Петербурга, так что это творение фон Гогена знаю многие: пускай на него не обращают особого внимания, но чисто визуально это здание знакомо практически любому петербуржцу.
Прелесть доходного дома Жевержеева заключается в его эклектичности: здесь фон Гоген умело комбинирует приёмы разных стилей, добавляя что-то от излюбленного им русского стиля, примешивая к этому некоторые ренессансные и даже средневековые детали (есть в облике здания что-то от европейской крепостной архитектуры), и собирая это всё под единый знаменатель, образуя тем самым выразительный пример архитектуры петербургской эклектики.
Важным показателем того, что фон Гоген был доволен проделанной работой, стал тот факт, что после постройки доходного дома Жевержеева Александр Иванович переехал в свою же постройку и прожил в ней более 10 лет! Уж если сам зодчий захотел жить в своём собственном творении, то значит оно точно удалось у него на славу!
Здания Ссудной казны и государственных сберегательных касс
Дата постройки: 1898-1900
Адрес: Набережная реки Фонтанки, 70-78
В 1898 году фон Гоген приступил к проектированию комплекса сооружений по заказу министерства финансов, предназначавшихся для размещения ссудной казны и сберегательных касс: в общем, полноценный финансовый квартал на берегу реки Фонтанки.
В этих зданиях фон Гоген использовал очень необычный приём, заметить который с первого взгляда не так уж и просто: дело в том, что эти два, казалось бы, разных здания, состоят из одинаковых частей - просто здание Ссудной казны имеет невысокие окна на первом этаже и крупные на втором, тогда как здание сберегательных касс наоборот, выполнено с высокими окнами на первом и маленькими на втором.
Таким образом, фон Гоген создал очень интересный эффект чередования оконных проёмов у двух соседних зданий, тем самым сформировав не просто ритм, но крайне необычную и, я бы сказал, увлекательную игру форм, оживившую облик набережной реки Фонтанки.
Этот комплекс построек стал одним из единственных в Петербурге полноценно ренессансных ансамблей, так что в каком-то смысле Александр фон Гоген создал настоящий европейский уголок на и так довольно европеизированной (во всяком случае, в плане внешнего вида) набережной реки Фонтанки.
Собор Николая Чудотворца в Павловске
Дата постройки: 1900-1904
Адрес: Павловск, Артиллерийская улица, 2
Павловск тесно связан с биографией Александра фон Гогена: в самом начале 1900-х годов фон Гоген построил для себя в Павловске по собственному проекту дачу, в которой он проводил каждое лето до конца своей жизни. Не удивительно, что проект строительства Собора Николая Чудотворца в Павловске поручили реализовать ему же - он хорошо знал город, а местные жители были знакомы с фон Гогеном и могли доверять его вкусу!
Впрочем, окончательное решение о строительстве храма принимал владелец Павловска - великий князь Константин Константинович: он отверг два первоначальных проекта и настоял на том, чтобы храм строил именно фон Гоген - Константину Константиновичу нравилась церковь "Всех скорбящих радости" на проспекте Обуховской Обороны (снесена в советское время, сейчас ведётся её воссоздание).
Стоит сказать, что Константин Константинович явно не ошибся с выбором зодчего: Александр Иванович создал прекрасный храм - не слишком вычурный, но при этом очень красивый и соблюдающий все каноны и традиции русской культовой архитектуры.
Да и в целом этот храм можно использовать как идеальную иллюстрацию храмовой архитектуры Александра фон Гогена: к сожалению, в наши дни сохранилось не так много церквей, построенных по проекту этого зодчего, так что на примере собора Николая Чудотворца (пожалуй, наиболее уцелевшего храма, построенного по проекту Александра Ивановича) имеет смысл рассматривать все религиозные работы фон Гогена.
Музей Суворова
Совместно с: Гриммом
Дата постройки: 1901-1904
Адрес: Кирочная улица, 43
Музей Суворова стал одной из первых работ фон Гогена, в котором он решил поэкспериментировать со стилями и применить в своей работе некоторые черты популярного на тот момент стиля модерн. Однако при этом фон Гоген остался верен своим предпочтениям, а потому здание музея Суворова представляет собой интереснейший симбиоз русского стиля и модерна - в дальнейшем подобное смешение стали именовать неорусским стилем.
Величественное здание музея Суворова своим внешним видом напоминает настоящую крепость: серые массивные стены с бойницами и круглыми башенками - явная отсылка на средневековую крепостную архитектуру, что довольно уместно для музея, посвящённого выдающемуся военному деятелю и полководцу. Однако не стоит забывать, что Суворов был русским, а потому русский колорит в здании сохранён: есть здесь шатровое завершение, увенчанное символом Российской империи - золотым двуглавым орлом, есть также и другие, менее выразительные декоративные детали вроде гирек, украшающих главный вход в здание.
Но есть в музее Суворова и черты модерна: начиная с очевидных вроде мозаичных панно в боковых крыльях дома (к слову, это одни из первых панно на фасадах здания в Санкт-Петербурге, так что на тот момент такой приём был вполне новаторским) и огромного панорамного окна в центральной части здания, и заканчивая менее очевидными - так, внешняя композиция здания полностью соответствует его внутреннему устройству, так что здание не просто красиво, но ещё и очень функционально.
Замечу, что музей Суворова строился на государственные средства и по заказу самого императора Николая II, причём фон Гоген не был победителем официального конкурса: связано это было с тем, что предложенные конкурсантами работы не устроили заказчика, после чего Николай II отдал предпочтение уже знакомому ему архитектору - Александру фон Гогену. И, пожалуй, это лишь пошло на пользу нашему городу (хотя и проекты там были вполне интересными - об этом я уже рассказывал в своей отдельной статье про неорусский стиль).
Особняк Кшесинской
Дата постройки: 1904-1906
Адрес: улица Куйбышева, 2, Кронверкский проспект, 1-3
Продолжением рабочих взаимоотношений с императорской семьей стало строительство особняка для знаменитой балерины Матильды Кшесинской, которая, как известна, была не последним человеком для Николая II и для царской семьи в целом.
Место для особняка было выбрано крайне удачно: с одной стороны, здание расположено в самом "сердце" Петербурга (300 метров до Петропавловской крепости), но с другой стороны на момент строительства оно всё ещё не было особо популярно среди горожан (Петроградская сторона в районе Каменноостровского проспекта начала развиваться лишь после строительства Троицкого моста в 1901 году), а потому на Кронверкском не наблюдалось оживлённого движения и типичных минусов центрального Петербурга того времени.
К внешнему оформлению особняка фон Гоген подошёл ответственно: здание выглядит достаточно скромно за счёт доминирования прямых и четких форм, но одновременно в нём ощущается роскошь: прекрасная отделка кирпичом и натуральным камнем, мозаичные вкрапления на фасаде - всё это делает здание очень красивым и элегантным, настоящим образцом рационального петербургского модерна!
Особенно выразительно, на мой взгляд, выглядит зимний сад (отдельное помещение с цветами, в котором владелица особняка могла отдыхать зимой, наслаждаясь живыми растениями в своей собственной оранжерее), выходящий на Кронверкский проспект: массивное выпуклое окно прерывает ритм прямоугольных окон на основном фасаде, создавая очень интересную игру форм. Да и в целом подобная форма оконного проёма была крайне нехарактерна для Петербурга - в этом плане фон Гогена можно вполне справедливо назвать новатором!
Особняк Кшесинской интересен не только своим внешним видом, но и пространственным положением: фон Гоген поставил особняк так, что лишь одна его стена выходила на Каменноостровский проспект, тогда как всё остальное здание уходило вглубь участка и скрывалось от оживлённой улицы садом. Кроме того, особняк обладал отличной инсоляцией, так как большая его часть обращена на юг. Таким образом, фон Гоген сделал свою постройку не только красивой, но и очень комфортной для жизни!
Да и внутреннее убранство особняка неоднократно обсуждалось с его заказчицей, которая позднее хвалила фон Гогена за отличную работу. Но это и не удивительно: большую часть жизни Александр работал с богатыми заказчиками, в том числе с членами императорской семьи, так что он научился находить с ними общий язык!
История особняка не имеет отношения к творческому пути фон Гогена, но не рассказать вам о ней я просто не могу! После февральской революции здание было занято большевиками, а Кшесинская была вынуждена покинуть Петербург. С балкона этого здания в апреле 1917 года перед народом выступал Ленин, так что итоговая судьба здания после октябрьской революции была предопределена: в нём был основан музей истории революции. В наши дни в особняке Кшесинской до сих пор находится музей, но уже на более широкую тему: музей политической истории России.
Кроме того, было бы неправильно не рассказать про ещё две выдающиеся работы фон Гогена, выполненные здесь же, неподалёку от особняка Кшесинской, в самом начале Каменноостровского проспекта: помимо прекрасного особняка фон Гоген поучаствовал в создании памятника и мечети. Начнём с первого.
Памятник "Стерегущему" был создан скульптором Изенбергом и установлен по проекту фон Гогена в 1911 году в память о героизме экипажа миноносца "Стерегущий", сражавшимся за Порт-Артур в ходе Русско-Японской войны 1905 года. Сам памятник принято считать единственным монументом Петербурга, выполненным в стилистике модерна. И действительно - памятник "Стерегущему" выглядит очень самобытно и отличается от любого другого в Петербурге (а учитывая, что раньше из отверстия на памятнике вытекала вода, символизируя затопление корабля - оригинальность памятника поражает воображение).
Третьей работой фон Гогена в этом районе стала соборная мечеть: я не стал выносить её в отдельный пункт, потому что построена она была по проекту другого выдающегося зодчего - Николая Васильева, при содействии архитектора Степана Кричинского. Александр фон Гоген замкнул это любопытное трио, но не в качестве проектировщика, а скорее в качестве производителя работ: фон Гоген отвечал за грамотное воплощение идей Васильева и Кричинского на практике - только такой опытный зодчий мог отвечать за столь ответственное мероприятие.
Творческое наследие фон Гогена не ограничивается постройками, о которых я успел рассказать сегодня - всего Александр Иванович создал в Северной столице порядка 30 зданий и сооружений, но рассказать вам обо всех его работах в одной статье я не могу физически - для этого потребуется отдельная монография, не меньше. Я же постарался в общих чертах описать творческий и жизненный путь этого талантливого архитектора, и я очень надеюсь, что у меня получилось сделать это интересно и познавательно.
Спасибо за внимание и до новых встреч!