Найти тему
Юниверсал Моторс

Возможно ли сделать полностью российский мотоцикл?

Оглавление

На сегодняшний день актуальна тема импортозамещения. Многих интересует вопрос: можно ли сделать мотоцикл из деталей российского образца? Такой мотоцикл, который не будет состоять из запчастей зарубежного производства, сделанных в Китае или Европе?

Устройство мотоцикла

Для начала необходимо рассмотреть из чего состоит современный мотоцикл, причем неважно дорогой или дешевый. Помимо очевидных составляющих – два колеса, двигатель, шасси, фара и т.д., можно вспомнить про современные компоненты – это система ABS, круиз контроль и прочая электроника. Очевидно, что компании-производители не разрабатывают такие системы с нуля. В настоящее время при создании техники принято использовать разделение труда, и разные детали мотоцикла будут собираться на разных заводах. Суппорты поставляют поставщики специализированные производители – BYBRE или же Brembo. Блоки ABS - компания Bosch, элементы подвески производят WP и OHLINS. На многих китайских мотоциклах стоят двигатели от компании Loncin или Qianjiang.

В настоящее время среднестатистический мотоцикл на 90% состоит из компонентов, произведённых сторонними поставщиками. А компания-производитель занимается разработкой модели её тестированием и окончательной сборкой. Именно внимание к деталям от производителя делает из Ducati Monster престижное транспортное средство, а не набор использованных деталей.

Безусловно, компании-производители тоже кое-что создают. Например, шасси и детали из листового металла. Также - корпусы двигателей. Однако поршни, поршневые кольца и многое другое внутри мотора производится предприятиями, которые на этом специализируются.

Как происходит разработка мотоцикла

Компания разрабатывает общий концепт и дизайн. Потом отправляет чертежи и модели-образцы поставщикам, а они изготавливают элементы конструкции. Всё это многократно испытывается и дорабатывается. Итогом становится утвержденный серийный образец.

-2

Некоторые элементы не разрабатываются индивидуально под конкретную модель - это элементы освещения, резина, тормозные ручки. Такие детали утилитарны и их можно поставить на любую модель мотоцикла.

Сколько стоит в современном мире разработка мотоцикла?

Если не брать в расчёт совсем дешёвые модели, то стоимость колеблется в пределах от 5 до 6 млн. долларов. Это в том случае, когда для мотоцикла многие запчасти можно приобрести. А те, что нужно изготавливать индивидуально, будут производиться на заводах по определенным технологиям и на установленном оборудовании. И это описание подходит не для новой марки, а для традиционных марок, которые уже прочно закрепились на рынке. Например, Ducati, Triumph, Harley-Davidson, Honda.

-3

Чтобы разобраться в теме глубже, нужно представить себе бизнесмена, основная задача которого сконструировать мотоцикл (несколько моделей) и использовать при этом только производство внутри своей страны.

Почему не получится сделать технологичный мотоцикл российского производства с электронными системами

При проектировании современных электронных систем для двухколесной техники возникает вопрос: как получить отечественные чипы, пригодные для использования на мотоциклах.

В настоящим момент у нашей страны есть возможность производить массово только чипы по технологии 90 нм, что соответствует показателям 25-летней давности. Поэтому современное оборудование закупается из-за рубежа. В итоге, во время дефицита чипов на машинах АвтоВАЗа не был доступен круиз-контроль. Даже для таких простых опций необходимы чипы.

Вывод. Никаких современных ABS, Traction Control, электронных подвесок, чувствительности систем к углу наклона на наших мотоциклах не будет, если не использовать импортных поставщиков. Простейший ABS, вероятно, будет доступен.

В России есть компания НКБ ВС, которая занимается разработкой систем ABS для автомобилей. Проблема в том, что никаких систем для мотоциклов они не разрабатывали. Поэтому сведения о российских разработчиках носят теоретический характер. В Китае есть простейшие решения для бюджетных мотоциклов, но на более солидных китайских образцах стоят блоки ABS компании Bosch.

Что можно будет разработать в России

Если не учитывать производство современных электронных систем, остается вопрос что делать с более «простыми» компонентами мотоцикла. Предположим, что разработку ЭБУ для мотоцикла возьмет на себя отечественная компания Итэлма. Оптимальным вариантом будет создание аналога уже существующих решений. С производством стальных рам, моторов, маятников проблем возникнуть не должно. Даже если в России не будет специализирующихся компаний, разработка новых деталей может быть передана уже существующим предприятиям.

-4

Но для отечественного мотоцикла придётся разрабатывать многое из того, что в стране не производится. В настоящий момент в стране нет производителя готового предоставить серийную партию амортизаторов, тормозных дисков или суппортов.

Есть два решения для ситуации, когда нужны детали, не производящиеся в стране. Первый – построить предприятие для их производства. Вместе с этим необходимо добыть или купить технологии производства, если их нет. Второй - найти завод, делающий что-то схожее и разместить у него заказ. При этом в стоимость полученных деталей будет включена разработка технологии изготовления, покупка станков и обучение рабочих. В теории такое возможно, но стоит задуматься о финансовых затратах.

Опыт других стран

Обратимся к опыту стран, в которых уже есть локализованное производство. Ну ум приходят китайские мотогиганты Qianjiang и Loncin, которые выпускают как бюджетные мотоциклы, так и модели премиум-класса. Важно заметить, что в Китае производство держится на больших объемах. Разные китайские бренды используют одни и те же технологии: двигатели, тормозные системы, электронику, меняя только логотипы. Большая часть произведенных деталей идет на экспорт. Например, производители недорогих тормозных суппортов в огромных количествах поставляют их другим азиатским компаниям. А те, в свою очередь, продают множество недорогих мотоциклов и скутеров в Китае, Индии, Вьетнаме, Южной Америке.

Одна индийская компания Bajaj за 2021 год продала 2,5 млн. новых мотоциклов. На каждом из них - минимум один суппорт, одна вилка, два колеса. А условный поставщик суппортов для Bajaj поставляет их не только этой компании. Он делает миллионы суппортов для мотоциклов каждый год. И все затраты, помимо стоимости материалов для производства (станки, разработка, зарплата, аренда), окупаются миллионами произведённых изделий.

Подведём небольшой промежуточный итог.

● 90% деталей в современных мотоциклах производится поставщиками, которые специализируются на выпуске конкретных элементов;

● большой объём продаж позволяет снижать цены на детали;

● в России вполне возможно заменить всё, кроме тех компонентов, где требуются высокие технологии.

Теоретически можно заказывать детали и производить мотоциклы, поставляя их по всему миру миллионами, тем самым уменьшить себестоимость мотоцикла. Возникает вопрос, сможет ли российский спрос позволить сбывать такое количество мотоциклов в России и Белоруссии?

За последние время в России продавалось около 15 тыс. новых мотоциклов в год. От простых Bajaj до Harley-Davidson за 5 млн. руб. Если допустить, что их продажу запретили и все захотели вложить деньги в модель российского производства, то встанет несколько вопросов касательно себестоимости и востребованности отечественной техники.

Производство мотоциклов в СССР: почему получалось

Есть еще одна незатронутая тема - производство мотоциклов в СССР. В то время производили мотоциклы разных моделей и в больших количествах. Но как это удавалось? Делалось это в условиях плановой экономики, которая подразумевала реализацию плана, установленного партией. Еще на этапе разработки модели выявлялось количество необходимых деталей, образцы уникальных комплектующих высылались на заводы, которым был направлен заказ. Потом производились станки, на них - детали для мотоцикла, потом шла сборка. В таком случае прибыльность производства отходила на второй план, основной упор шел на массовость и доступность продукта. В условиях современной экономики такой подход невозможен. В условиях конкуренции отечественный мотоцикл должен быть или сильно лучше, или дешевле импортной техники.