Об излюбленном треугольнике жертва - спасатель- агрессор исписано много. Недавно читая об этом лекцию в женском клубе, где я участвую спикером как психолог, девушки откликнулись мне о том, что мой взгляд на данную тему позволил им обнаружить много нового. Их отклик побудил меня написать данную статью, где я хочу немного рассказать о том, как в исписанный и исчерченный психологами вдоль и поперек треугольник попадают люди. Чего томить, я сама походила по нему достаточно. Ведь знания, по сути своей слепы. Они не ведут к изменениям как таковым. В треугольник попадают люди с особой организации личности, на это влияет их предыдущий опыт. И, увы, пока свою организацию не осознавать, в треугольник заходить можно выбивая дверь ногой и крича: «я все тут хорошо понимаю». Так вот, предлагаю сейчас не про организацию личности, а непосредственно про сам круг «жертва-спасатель-агрессор» или как его называют «Треугольник Карпмана»
Не хочешь быть жертвой, не веди себя как спасатель - основное правило, которому я следую , говоря про треугольник.
И вот почему
Все начинается со Спасателя.
Чтобы попасть в треугольник необходимо обладать некоторой долей всемогущества и силой. Имея хороший запас жизненных сил, этим зачастую обладает спасатель. Он знаток в своей сфере и в сфере жизни. Он хорошо знает, про то, как устроено все вокруг, да, и что же томить, про то, как жить другим. В этом он бесподобен и блестящ. И очень важно, чтобы это подмечали другие, потому он вовсе не скромен на советы. Чтобы все жили по его правилам ему необходимо добавить к себе достаточно контроля и самообладания. К себе, и к другим.
Спасателем очень соблазнительно стать, пройдя тонны сложностей жизни, а с достоинством выпутавшись из них, весьма заманчивым становится «учить жить жизнь других». В этом достаточно значимости самого спасателя. Людей, которым не нужны его советы и руководство к пользованию жизнью он обходит стороной, считая их весьма странными. Но тех, кто замечает его достоинство во всей красе, а в особенности тех, кто вызывает жалось, кто как раз эти сложностями сейчас сталкивается и так жаждет о помощи спасатель примечает сразу: рядом с ними он хорошо чувствует свою значимость и подкрепляет свое всемогущество , а значит получает выгоду.
Как по-другому чувствовать себя значимым спасатель попросту не знает. Все верно, находит он Жертву. Ей как никому другому нужна помощь. При том она может быть вовсе не бессильна, а попросту «потеряться» в жизни. Тут как тут, спасатель всегда готов помочь в поисках.
На первый этапах союз их гармоничен: спасатель получает свои выгоды, а жертва находит того, кто очень хорошо понимает ее муки и готов безвозмездно, как ей кажется, помогать. Альтруизм чистой воды, ничего личного. Все крутится в балансе до тех пор, пока силы спасателя не заканчиваются и он не сталкивается с бессилием.
Помогать помогает, а жертва рада принимать блага, но так ей и остается.
Жертва на то и жертва, что вовсе не хочет быть спасенной. Ей нужен кто-то, кто умел бы так изящно догадываться и обслуживать ее потребности. Более того, добавим сюда компот из обвинений , претензий и любимой манипуляции жертвы на чувстве вины - спасатель будучи всемогущим вначале начинает чувствовать себя беспомощным, а значит ничтожным. Это то самое чувство, от которого спасатель, на самом деле, сбегает. Бежит-бежит , а из-за жертвы тут как тут внутри спасателя оно начинает дребезжать. Да так, что нет мочи. До стискивающей зубы злости.
Он так много делал, а ей все недостаточно. Злость, ярость, агрессия. И все из-за нее, из-за жертвы. Бывший спасатель предстает к нам в образе агрессора. Его то и понять можно. Так старался, всего себя отдавал на благо другому и остался не с памятником за заслуги, а с чувством собственного ничтожества. И все из-за жертвы. Гнев агрессора праведный: «раз не оценили - вот вам по заслугам». Цель его-наказать, проучить, да так, чтобы живого места не осталось. Здесь бывший хорошо понимающий и сострадающий спасатель удивительным образом становится человеком будто вовсе не знакомым с эмпатией.
Бесчувственным, жестоким, но зато справедливым: «люди виноваты и должны искупить болью». Он так много для них делал… Доставляя боль, агрессор ловит эйфорию от своей власти, что делает его еще более беспощадным. На самом деле, такое количество злости рождено из бессилия и переживания собственного ничтожества. Как ни крути, помочь он не смог. На такое количество возмездия и злости, взъяренный агрессор тратит свои последствии силы. Представьте , сколько сил нужно, чтобы спасать. И сколько сил нужно, чтобы так беспощадно наказывать.
Исчерпая все свои силы агрессор падает в жертву. Да, из-за всех этих неблагодарных других. Они не ценят , не любят, не дают того, чего надобно и вообще из-за них она в это попала и сидит в преддепрессивном синдроме. Для жертвы всегда должен быть кто-то «из-за кого все случилось», а значит в этого «кого-то» она ранее хорошо вложила свои силы, энергию, да и в целом жизнь. Жертва же, конечно, в этом самая святая ( хоть и раннее была агрессором, не важно). Ее обидели , оставили и ранили. Она получает любовь через жалость.
Потребность в значимости она хорошо утоляет за счет своей святости: «он(-а) так со мной несправедлив, хотя я так много для него делал (-а) ». Это ее выгода. Все жалеют, признают старания. Вообще чудесно, если рядом найдутся те, кто попытается ее спасти. За счет них она восполняет собственные силы и копит, копит постепенно растраченную энергию, которую она, восстановившись, направит на то, чтобы вновь спасать. Ведь она хорошенько (из-за всех негодных) побыла в гавнеце и очень хорошо знает, как другим с ним справляться. Круг замкнулся. В следующей статье напишу о том, как же его разомкнуть.
Приглашаю клиентов в работу ! Очно Беларусь, Гомель. Онлайн весь мир.
Телефон +375292047332 Telegram, whatsapp, viber
Автор: Бегер Светлана Александровна
Психолог, Гештальт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru