Найти тему
Институт воспитания

Как помочь подростку принять свою внешность?

Оглавление

Многие дети в подростковом возрасте испытывают неудовлетворённость своим внешним образом. Какие факторы влияют на подростков? Как снизить негативное воздействие интернета на восприятие подростком своей внешности? И какую помощь родитель может оказать ребёнку? Расскажет практикующий психолог, работающий с травматичными переживаниями, специалист Института воспитания Лидия Чернакова.

Как помочь подростку принять свою внешность
Как помочь подростку принять свою внешность

Согласно опросу ВЦИОМ, девушки в возрасте 13-17 лет в целом оценивают свою внешность на 7 баллов из 10, что является умеренно высоким показателем. Однако 82% хотели бы изменить что-либо в своём образе.

Какие факторы влияют на удовлетворённость подростков своей внешностью?

Выделяют три основные группы, которые влияют на удовлетворённость подростков своим внешним образом:

-2

Если взрослые не дают обратную связь восприятию тела подростком, не делятся собственным опытом взросления, то подросток обращается к интернету, содержащему как правдивую, так и ложную информацию. Так у подростка формируются неправильные установки понимания своей внутренней работы. Также на восприятие внешности влияет зависимость от одобрения – лайков. Если родители не поддерживают эмоциональное общение с подростком, не имеют авторитет, то свой образ он будет выбирать от сверстников окружения и интернета.

Есть и ряд других важных факторов, влияющих на формирование адекватного образа:

  • переживание физического или эмоционального насилия ребёнком,
  • неадекватное отзеркаливание родителя,
  • которое разрушает ощущение внутреннего «я»,
  • недостаточная выработанность межличностных границ в семье,
  • врождённые или ранее приобретённые дефекты,
  • ситуация, когда родитель бросает ребёнка. В этом случае он через эмоциональный контакт с родителем не получает любви в свою материю, происходит эмоциональное замирание тела, обездвиживание, которое потом перерастает в «я какой-то не такой, мир меня не принимает».

Какое влияние оказывают социальные сети на внешний образ подростков?

В интернете подростки наблюдают фотографии различных красивых людей и транслируемую ими «идеальную» жизнь. Так, медиа формируют образ женщины с модельной внешностью и стройной фигурой, выраженными скулами, наращенными ресницами и маникюром.

Конечно же, дети улавливают образы, и происходит накладывание движения – «я хочу быть похожим на этих женщину или мужчину, успешные люди выглядят так».

Они начинают сравнивать себя с изображением других пользователей, пытаются стремиться к идеалам этой красоты.

В подростковом возрасте у детей появляется нераспознанное напряжение, объяснение которому родители чаще всего не дают. Тогда они растворяют напряжение в пространстве социальных сетей, фиксируя стимулы, поступающие из интернета.

«Наверное, я испытываю напряжение, потому что мне не нравится моё лицо» или «меня не устраивают мои ноги и волосы» – такие установки формируются в сознании подростков.

Недавно в предмете изучения психологии зависимого поведения даже появилось новое направление, которое изучает определенную зависимость от красоты, желание соответствовать навязанным стандартам. При этой зависимости подростки стремятся уйти от реальности, совершая попытки искусственным путём изменить своё тело. Одним из самых ярких её проявлений является анорексия.

-3

Позитивное влияние медиа и социальных сетей на восприятие детьми своей внешности тоже есть. Подростковый возраст важен тем, что ребёнок должен понять, как двигаться именно ему, по его внутреннему ощущению. Если родительского примера нет, то интернет помогает найти наставника через позитивный эмоциональный отклик психики.

Подросток наблюдает за тем, как другой человек следит за своей внешностью, о чём говорит, как проходит через разные жизненные ситуации. За счёт правильных интернет-источников ребёнок может найти свой стиль и принять себя изнутри и внешне, взять инструменты для своих изменений.

-4

Отношение подростка к внешности – процесс многоступенчатый, на каждом этапе у его психики свои задачи. Чтобы снизить негативное воздействие социальных сетей, нужно учить ребёнка самопознанию, развивать уровень самооценки, создавать для этого благоприятные площадки развития в интернете.

Социальные сети могут стать инструментом для развития психологического интеллекта ребёнка. Например, молодёжи нужно рассказывать про половое созревание, учить познавать и принимать своё тело.

Конечно, важно контролировать информацию, которая размещается в интернете. В первую очередь, это касается нас, взрослых. Если каждый взрослый человек, специалист своей профессии будет ответственно подходить к публикуемой в сети информации, размещаемым рекламным баннерам, негативных установок по поводу внешнего образа у подростков будет меньше.

-5

Особая острота проблемы отношения ребёнка к своему телу приобретается в подростковом возрасте, когда происходит социализация и внутренняя гормональная перестройка. Формирование негативного образа в этот период, как правило, связано с обратной связью от сверстников противоположного пола. Подростки часто обесценивают и ранят друг друга словами. Мальчишек, например, высмеивают одноклассницы, когда у них ломается голос и появляются усики. Они, конечно, переживают и вымещают агрессию через шутки про менструальный цикл и женские формы. 

Тут очень важен родительский пример!

Например, если папа регулярно выражает недовольство тем, как выглядит мама, вероятно, их сын будет критиковать внешность своих одноклассниц, причём в агрессивной форме. И у девочек будет формироваться установка «я какая-то не такая».

Девочки в целом менее удовлетворены своим внешним образом, потому что женская внешность в большей степени представлена как объект для красоты и любования.

-6

Как взаимоотношения с родителями влияют на восприятие подростком своей внешности?

Формирование образа «я» начинается с формирования образа тела, ощущений, а они возникают в ходе взаимодействия матери и ребёнка. Также важно, как выстроены отношения между самими родителями.

-7
  • Когда мама позитивно относится к сыну, но негативно к отцу, его внутренний мужчина получает сигнал «я какой-то не такой». Потому что развитие положительного образа мальчика зависит от непосредственного общения мамы и папы. Ребёнок понимает себя через образ отца.
  • Ещё хуже, если мальчик объединяется в конфликтах с мамой против отца. Тогда он не даёт своей самости вырасти, и происходит замещение: подросток начинает уходить в спорт. Здесь его опора идёт не на внутренний фундамент, а на образ мышечной системы, физической силы. Постоянное недовольство отца внешностью жены приводит к тому, что девочка растёт без принятия себя и во взрослом возрасте всё время старается получить одобрение своей внешности через её изменение, подстраивание под образ, который даёт современная индустрия моды.

Если у подростка достаточно эмоционального контакта со взрослыми, то он чётко понимает себя и что с ним происходит. Тогда ему хватает любви, обратной связи, коммуникации с родителями. Он гармонично выбирает себе тот образ, который ему подходит. Когда контакта нет, происходит разрыв коммуникации с родителями по женской и мужской идентичности. И ребёнок своим выбором начинает говорить о том, что не так. По одежде легко заметить определённую травматизацию.

Какую помощь родитель может оказать ребёнку, который не принимает своё тело?

В первую очередь, допустить мысль, что ответственность за то, что происходит сейчас с ребёнком, лежит также и на родителе. Если подростки не любят себя, свою внешность, находятся в погоне за тем, чтобы быть похожими на кого-то, то вопрос нужно задать взрослым. Что каждый из нас сделал такого, что мы дали им эту волну? Где мы сами уходим в непринятие себя?

Тело – это наша материя, отношение к телу влияет на то, как мы проявляемся в своём мире. Родители могут помочь детям сформировать бережное отношение к телу, научить их смотреть на себя не через призму «ты какой- то не такой», а через ощущение индивидуального становления своего тела, любви к себе, ответственности за свой «природный механизм».

Если каждый подросток будет знать и понимать, что тело человека устроено таким образом, чтобы встроиться наиболее продуктивно в функционал своего предназначения в жизни общества, тогда внутренняя любовь к себе позволит принимать различия другого.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

-9

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.