♦
Различение объектного, предметного и вещного в детской психологии и педагогике является важной методологической проблемой и практической задачей.
Жизнь и деятельность ребенка в объектном, предметном и вещном мире (действительности), что же это такое?
"Категория деятельности открывается теперь в своей действительной полноте, в качестве объемлющей оба полюса - и полюс объекта, и полюс субъекта. Изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляет специальную, хотя и не отдельную, психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином "личность" (Леонтьев А.Н. С. 59. М., 1975).
В процессе психического развития человека стакан, авторучка, ложка это нечто (то есть объекты), они не даны изначально как определенно, жестко функциональные предметы, вещи, орудия, средства (Нечаев Н.Н. 2013).
Для ребенка раннего и среднего дошкольного возраста ложка выступает как объект, выделяемый как фигура из фона в процессе совместной предметной, активной деятельности ребенка и взрослого.
Объектом мы называем все, что ребенок или взрослый выделяет своим вниманием, другими психическими процессами как фигуру из фона.
Вместе с тем, объект - это совокупные представления, знания ребенка о том, что он выделяет как фигуру из фона.
Например, стол, стул, ложка, дождь - это разные объекты, разные группы (классы) объектов.
Н.Н Поддъяков даёт такое определение: детское экспериментирование – это практическое выполнение ребёнком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей. Эта деятельность не задаётся заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самими дошкольниками по мере получения новых сведений. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребёнок приобретает наиболее полный опыт экспериментирования.
Экспериментируя с ложкой как объектом ребенок выполняет ориентировочные действия, то есть ориентируется на заданные и не заданные свойства ложки как объекта, предмета и вещи (Обухова Л.Ф., 1996, с. 160).
Можно выделить некоторые этапы действий с объектами взрослого и ребенка: 1) Обнаружение и исследование объекта; 2) Описание объекта; 3) Использование (применение) объекта; 4) Конструирование (создание) объекта; 5) Преобразование объекта.
По мнению Поддьякова Н.Н. экспериментирование с объектами является ведущей деятельностью ребенка и возникает раньше игры. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя (игра) возникает значительно позже деятельности экспериментирования» (Поддьяков Н. Н. , С. 6. 1997 г.). Новоселова С. Л. (1995. – С. 12-13.) выделяет отдельно игры-экспериментирования как самостоятельный вид игровой активности ребенка.
Действуя, экспериментируя с ложкой как объектом ребенок (в сотрудничестве со взрослым) обнаруживает разные предметные стороны, свойства ложки: 1) полезные, вещные, общепринятые (функциональные свойства); 2) интересные, необычные, приемлемые (полифункциональные свойства); 3) бесполезные, нелепые (парафункциональные свойства); 4) вредные, опасные (дисфункциональные свойства).
Как объект ложка может быть вписана, включена во все многообразие отношений человека с предметным миром и миром человеческих отношений.
Для специалистов по игро- и арттерапии объект-ложка существует в фигурно-фоновых отношениях (обстоятельствах, условиях) с другими объектами (Ложка на неопределенном фоне; Ложка на фоне ложек; Ложка на фоне стола и т.п.).
Для специалистов-логопедов обозначение отношений между объектами усваивается детьми через предложные конструкциями с разными предлогами, в том числе и с предлогом на (Ложка на ложках; Ложка на столе и т.д.).
Ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возраста с условной нормой развития нетрудно увидеть, вообразить сходство ложки с другими объектами, предметами и вещами (ложка-стрекоза, ложка-самолет, ложки как глаза и т.п.).
Ложка-стрекоза или ложка-самолет - это ложки-объекты, которые уже не совсем ложки, а точнее ложки обретающие новую, дополнительную или иную функциональность (поли-, пара, дисфункциональность).
С точки зрения объектного подхода в детской психологии и педагогике задача изобразить, нарисовать ложку может быть поставлена по-разному.
Другими словами, ребенок может нарисовать ложку как реальный, реалистический объект или как нечто неожиданное, необычное, новое, одушевленное (ложка-стрекоза) и т.п.
Игра с разными функциональными, поли-, пара и дисфункциональными свойствами ложки как объекта может происходить в воображении ребенка и реализоваться в рисунке.
В объектном подходе игротерапия, арттерапия, логопедия ложки не имеет непреодолимых границ, так как разные свойства ложки психолог и педагог стремится использовать: для поддержания вариативного, развивающего контакта с ребенком; стимуляции воображения, речи у ребенка; регуляции, коррекции особенного или нарушенного поведения ребенка; стимуляции положительных эмоций у ребенка и т.п.
Ребенок в сотрудничестве со взрослым (игро- и арттерапевтом, логопедом) могут наделять ложку разными функциональными, поли-, пара- и дисфункциональными свойствами. Ложку можно сделать из бумаги (в качестве аппликации), одушевлять, разговаривать с ложкой, пририсовывать ложке крылышки стрекозы, сочинять стишки и песенки про ложку и т.п.).
В процессе такого сотрудничества происходит перенос свойств с одних объектов на другие (В ложке можно обнаружить свойства стрекозы, самолета, человека и т.п.).
Такой перенос стимулириует положительные эмоций, воображение, умственную активность у ребенка, а также является средством управления особенным или нарушенным поведением детей.
Объект можно рассматривать как единство и противоречение его функциональных, поли-, пара-, дисфункиональных свойств и действий с этим объектом.
Функциональный подход к использованию или действиями с объектами перекликается с идеями об «активной неадаптивности» (постановка целей с непредрешенным результатом достижения) (Петровский В.А.1992);
Другими словами, действия с объектом-ложкой как с предметом мы обнаруживаем разные ее предметные свойства: 1) функционально-привычные, инструментально-вещные, орудийные (адаптивные); 2) полифункционально необычные, новыен, но полезные (преадаптиваные, переадпативные, трансадаптивные); 3) парафункционально нелепые; 4) дисфункционально неприемлемые, опасные (дезадаптивные).
Парафункциональное поведение и парафункциональные действия с объектом, например ложкой (нелепые, дурашливые, вычурные) являются в известной степени пограничными, границей между приемлемым (привычным, девиантным, отклоняющимся) и неприемлемым (делинкветным) поведением.
Выделение адаптивных и неадаптивных аспектов творческой деятельности и демонстрации угасания творческих устремлений детей в условиях школьного обучения (диссертация, а в последующем монография, Светланы Валентиновны Максимовой, 2006).
Вариативность, гибкость поведения взрослого при взаимодействии с ребенком это важнейшее условие эффективности в работе игро- и арт-терапевтов, специальных педагогов, логопедов.
Взаимодействие взрослого (игротерапевта, арттерапевта, логопеда) с детьми с условной нормой развития, особенным или нарушенным поведением может рассматриваться с точки зрения структуры деятельности по Леонтьеву А.Н. и структуры дидактико-игровой деятельности (задачи).
Вариьирование, упрощение, усложнение, замена структурных элементов развивающей, коррекционной задачи является важным условием эффективности работы специалистов.
В теории дидактики, дидактической игры выделение объектного, предметного и вещного это важная методологическая и практическая проблема.
Другими словами, игра (экспериментирование) с разными свойствами объекта (например, ложки) предполагает некоторые этапы: обнаружения объекта; описания объекта; использования объекта; преобразования объекта.
Итак, в теории дидактики, дидактической игры, арттерапии, логопедии выделение объектного, предметного и вещного - это важная методологическая и практическая проблема.
Дети с условной нормой развития, особенным или нарушенным поведением могут обнаруживать, исследовать, использовать, преобразовывать, обобщать и конкретизировать представления об объектах, конструировать объекты, замещать (менять) объекты функционально, поли-, пара- и дисфункционально.
Цели и задачи педагогов, взрослых состоят в более гибком, вариативном управлении, стимуляции, регуляции и адаптации поведения и деятельности детей к разнообразным ситуциям объектной, предметной и вещной действительности окружающей ребенка.
Литература:
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1975
http://pedlib.ru/Books/3/0010/
http://pedlib.ru/Books/3/0010/3_0010-1.shtml
https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Leontev-A.N.-Deyatelnost.-Soznanie.-Lichnost.pdf
Нечаев Н. Н.. "Теория поэтапного формирования как методология деятельностного подхода". Доклад на юбилейной научной конференции "Общепсихологическая теория деятельности: прошлое, настоящее, будущее (к 110-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева)". 15 февраля 2013. МГУ, Факультет Психологии
https://www.youtube.com/watch?v=SF6G9bz4_QU
Новосёлова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13. IRRDV-Nov.pdf
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология ОБУХОВА Л. Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.
http://mdou11.beluo31.ru/wp-content/uploads/2021/01/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9B.%D0%A4.-%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.pdf
Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //
Педагогический вестник. 1997. № 1. с.6.
Петровский В.А. «Наслаждение неизъяснимое»: доклад Вадима Петровского. Психологическая газета 06. 06. 2020
https://psy.su/feed/8317/
Ссылки по теме:
IV. ОБЬЕКТНО-КЛАССИФИКАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ
https://dit.isuct.ru/IVT/BOOKS/Model/Model2/part4.html
Объект в структуре деятельности, личности, сознания (Цитаты Леонтьева А.Н.).
https://dzen.ru/media/id/5c1c1f0af4fd4200aaf5f6bf/obekt-v-strukture-deiatelnosti-lichnosti-soznaniia-citaty-leonteva-an-616115ac1acf7f5d7f69899d
Объект и предмет в структуре деятельности
https://www.youtube.com/watch?v=XZh6CCHYqS8
Образ объекта как единица мышления и конструирования визуальной реальности
https://dzen.ru/media/id/5c1c1f0af4fd4200aaf5f6bf/obraz-obekta-kak-edinica-myshleniia-i-konstruirovaniia-vizualnoi-realnosti-63704e1e5d1bb103eede3276
Части объектов как основа конструирования новых объектов
https://www.facebook.com/groups/244270755761736/posts/1035748373280633/
Предметная слепота на примере Ложки! 24.08.2014----100 0492
https://www.youtube.com/watch?v=d0VL4yM_0Z4
Проблема осознанности и бессознательного у детей с РАС. Осознанное и бессознательное при овладении функциональными действиями с ложкой
https://www.facebook.com/groups/244270755761736/posts/606653996190075
Структура дидактической игры и методика руководства игрой с детьми с РАС
♦
https://www.facebook.com/groups/244270755761736/posts/902609246594547
Нечаев Н.Н. О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева
https://www.facebook.com/groups/244270755761736/posts/851092728412866
Нечаев Н.Н., Романов А.А. Объект и предмет в структуре деятельности
https://www.youtube.com/watch?v=XZh6CCHYqS8
https://www.facebook.com/groups/244270755761736/posts/1725251490996981/
Структура задачи или АВС-парадигма. Чему обучать специалистов, работающих с детьми с РАС?
https://www.facebook.com/groups/244270755761736/posts/640136092841865
Ложка как объект с заданными и не заданными свойствами
https://dzen.ru/media/id/5c1c1f0af4fd4200aaf5f6bf/lojka-kak-obekt-s-zadannymi-i-ne-zadannymi-svoistvami-645227a60d32d312f23c8188
СМД-методология сквозь призму концепции постнеклассической рациональности
https://www.facebook.com/vilevich/posts/pfbid02EnG67HEZVBJ9UBoY1pomqdjEKruUdymXsGrqkNJjgNxwrgrJo5mP42c3cWxQ4bY9l
Хуторской А.В. Интериоризация и экстериоризация в образовании
Вращивать или выращивать? Два подхода к образованию человека: 1. Вращивать - интериоризация (Выготский и К). 2. Выращивать - экстериоризация (Сократ, Толстой, Каптерев и др.)
https://vk.com/@khutorskoy_av-interiorizaciya-i-eksteriorizaciya-v-obrazovanii?fbclid=IwAR2NL_SrnINcP3cC3lBdl117YND8c1lhH-ipETuaCQW7doxGI6s-7n3HF2k
https://www.facebook.com/akhutorskoy/posts/pfbid02czXdn4U6ucksrDA19B9KSXM9mwRZGjsqKMPxR4683a5qnx2McYtY7CY1hqgnhofXl
Онос, М. И. Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста / М. И. Онос. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39536/ (дата обращения: 19.08.2023).
♦
Ложка →
Ложка → Как →
Ложка → Как → Вещь →
Ложка → Как → Объект →
Ложка → Как → Объект → Опредмечивается →
Ложка → Как → Предмет →
♦
Ложке В →
Ложке В → Как → Объекте →
Ложке В → Как → Объекте → Выделение → Вещных → Свойств →
Ложке В → Как → Объекте → Выделение → Предметных → Свойств →
♦
Объектное →
Объектное → Предметное →
Объектное → Предметное → Вещное →
Объектное → Предметное → Вещное → В →
Объектное → Предметное → Вещное → В → Структуре →
Объектное → Предметное → Вещное → В → Структуре → Взаимодействия →
Объектное → Предметное → Вещное → В → Структуре → Взаимодействия → Взрослого → И → Ребенка →
♦
Объектное → Предметное → Вещное → В → Структуре → Деятельности →