Советский тяжёлый истребитель Су-27 (по классификации НАТО – Flanker-B) поступил на вооружение в далёком 1985 году. Согласно практически единодушному мнению целого ряда экспертов, в том числе и западных, на момент принятия на вооружение и в первые годы после него советский "Фланкер" был самым совершенным истребителем в мире.
С тех пор прошло достаточно много времени, сам советский самолёт неоднократно модернизировался. Кроме того, он стал родоначальником целого семейства более совершенных многофункциональных боевых самолётов: Су-30 и Су-30СМ, Су-34 и Су-35С. Но всех этих машинах по-прежнему угадываются "фамильные" черты "двадцать седьмого".
Несмотря на свой почтенный возраст модернизированные истребители Су-27 последних серий и в настоящий момент продолжают нести службу по охране воздушных рубежей России. Правда, постепенно эти самолёты заменяются современными машинами – Су-35С и Су-30СМ. Именно к последним всевозможные западные эксперты и аналитики испытывают неподдельный интерес. Интерес к Су-27 со временем просто угас. Но так было до поры до времени.
Относительно недавно экипажи двух стареньких Су-27 ВКС России очень технично, даже виртуозно, завалили в воды Чёрного моря американский разведывательно-ударный дрон MQ-9 Reaper. В результате профессиональных действий российских лётчиков американская высокотехнологичная железяка упала. Стоимость такого беспилотника, согласно открытым данным, составляет около 50 миллионов долларов США (в некоторых источниках говорится о 64 миллионах).
Согласно официальной формулировке Минобороны России, наши лётчики оружие не применяли и столкновений с американским дрном не допускали.
Комментарий Минобороны России:
В результате резкого маневрирования в районе 9:30 мск беспилотный летательный аппарат MQ-9 перешел в неуправляемый полет с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью.
Отличная формулировка, в которой явно прослеживается неприкрытых троллинг заклятых недругов. С одной стороны, не придраться. С другой стороны, кто-нибудь когда-нибудь видел резко маневрирующий огромный беспилотник (размах крыльев составляет 20 метров)? Так что можно только догадываться, кто осуществлял это резкое маневрирование.
Данный инцидент вновь всколыхнул интерес иностранных аналитиков к истребителю Су-27. Довольно любопытный материал был опубликован на страницах профильного издания Bulgarian Military.
В своей публикации иностранные эксперты задаются вопросом, почему против "Рипера" послали именно истребители Су-27? А ещё они рассуждают на тему того, что Су-27 отличается от F-16 тем, что может выполнять динамическое торможение в воздухе. И это является преимуществом российского самолёта.
Болгарские аналитики честно признают, Су-27 является одним из самых сверхманёвренных истребителей в мире. Это даёт ему огромное преимущество в любом воздушном бою. С их слов, российский истребитель лучше других самолётов выполняет динамическое торможение в воздухе. Этот манёвр получил название "Кобра Пугачёва".
По заверениям болгарских специалистов, на такой манёвр способны только 12 истребителей в мире. Из них на вооружении находятся только четыре. Это китайский Chengdu J-10B TVC, советский МиГ-29А, советско-российский Су-27 Flanker и российский Су-35 Flanker-E. Остальные восемь типов либо уже сняты с вооружения, либо были изготовлены в количестве одного-двух прототипов (испытательные платформы).
В данном случае эксперты из Болгарии что-то попутали. Где в этом списке Су-30СМ и Су-34? Да, российский "утёнок", ставший уже легендарным, тоже умеет в "кобру". Кроме того, справедливости ради, необходимо отметить, что американские лётчики на своих F-18 Hornet тоже выполняли нечто похожее на "Кобру Пугачёва". С боевой нагрузкой в 1,5 тонны. Конечно, не совсем "Кобра", но близко.
Динамическое торможение – манёвр известный среди военных лётчиков. Но, как говорят болгарские эксперты, на сегодняшний день нет никаких свидетельств тому, что этот манёвр применялся в реальном воздушном бою. Его выполняли и продолжают выполнять только на авиационных шоу и учениях ВВС.
Вопрос к болгарским специалистам, есть страны, чьи лётчики в последнее время принимали участие в реальных воздушных боях, а не в битвах с папуасами? На данный момент известна только одна такая страна. Самая большая на карте мира.
Что касается самого манёвра, то во время "умеренного" полёта истребитель совершает торможение в воздухе. Осуществляется внезапный подъём носовой части самолёта с сохранением высоты полёта. В результате меняется угол атаки, и происходит практически полная остановка самолёта в воздухе.
Такой манёвр важен как в наступательных, так и в оборонительных действиях. Но для его выполнения требуются исключительные навыки пилотирования. В результате выполнения манёвра со стороны создаётся впечатление, что истребитель останавливается в воздухе (это не так). После выполнения торможения лётчик снова может изменить угол атаки, выбрав в каком направлении ему развернуть самолёт, и вернуть машину в горизонтальный полёт.
Со слов болгарских специалистов, американский истребитель F-16 может стать отличным "хищником" в том случае, если ему доведётся встретиться в воздушном бою с Су-27. "Американец" легко может преследовать "сухого", но он может легко превратиться в жертву, если Су-27 применит динамическое торможение.
В качестве резюме необходимо отметить, что эксперты из Болгарии и правы и неправы одновременно. Действительно, даже старенькому Су-27 нет равных в ближнем воздушном бою из-за его феноменальных лётных характеристик. В чём они не правы? В том, что сравнивать Су-27 и F-16, мягко говоря, не совсем корректно.
Конечно, F-16 является очень хорошим боевым самолётом и неоднократно модернизировался. Но обе машины относятся к разным классам, это всё равно что боксёры разных весовых категорий. Кроме того, советский Су-27 создавался для борьбы с тяжёлыми истребителями F-15 Eagle и более совершенными истребителями. А "Орёл" представляет собой более серьёзную цель в сравнении с F-16.
Не забудьте поставить лайк, если материал был интересным для Вас!